Онлайн-марафон в поддержку «Нового величия»: как вместе с Виктором Шендеровичем в Zoom собрать 120 тысяч рублей

Организаторки марафона о том, как собрать 120 тысяч рублей за четыре онлайн-эфира Афиша одного из мероприятий марафона. Изображение: инициативная группа «Нового величия».
Афиша одного из мероприятий марафона. Изображение: инициативная группа «Нового величия».

Во время пандемии политзаключенные оказались в еще большей изоляции, чем обычно, – без возможности встречаться с родными и получать передачи из дома. Правозащитные организации начали думать, как можно их поддержать. Чтобы собрать деньги, команда волонтерского центра Сахаровского центра и инициативная группа «Нового величия» решили провести онлайн-марафон и собрали 120 тысяч рублей за четыре онлайн-эфира.

Как у них это получилось, почему всегда нужно иметь запасной план и сложно ли договориться с журналистом Виктором Шендеровичем в Zoom, Теплице рассказали координаторки волонтерского центра Сахаровского центра Даша Ивченко и Даша Басаман.

Вместо «Барахолки» 

У фигуранта дела «Нового Величия» Руслана Костыленкова, который по приговору суда получил 7 лет колонии, нет родственников. Ему помогают друзья и активисты. Семья Вячеслава Крюкова, осужденного на 6 лет колонии, живет не в Москве. И пока он сидел в СИЗО, передачи ему собирали в основном участники инициативной группы. Еда, лекарства, материальная поддержка – все это было нужно постоянно. 

«Парни, которые находились в изоляторе, особенно нуждались в нашей помощи. От нее зависело их благосостояние, самочувствие и настроение», – рассказывает Алина Данилина, координаторка кампании по делу.

С началом пандемии инициативная группа не знала, что делать. Собирать средства привычным способом на мероприятиях было больше нельзя. Необходимы были новые форматы. Тогда на помощь пришла команда волонтеров Сахаровского центра, которая регулярно организовывает кампании по сбору денег для политзаключенных. Обычно мероприятия проходят в офлайн формате. Координаторки называют такие события благотворительными «барахолками».

Сначала команда Сахаровского центра собирает одежду, обувь, книги, украшения, посуду от людей, которые решают, что данные предметы им больше не пригодятся. Главное, чтобы все вещи были в хорошем состоянии. После центр организует в одном из своих помещений подобие магазина, где выставляет собранные вещи. Их можно получить за пожертвования. Все вырученные деньги идут на юридическую и другую помощь политзаключенным, в поддержку которых организована барахолка. Но случился коронавирус, и благотворительная барахолка трансформировалась в онлайн-марафон.

«Мы не хотели полностью отказываться от идеи провести барахолку. Поэтому придумали новый онлайн-формат, который также дал возможность присоединиться людям из регионов и из-за границы».

Даша Ивченко

Координаторка волонтерского центра Сахаровского центра

Решение сделать серию онлайн-мероприятий, за участие в которых люди будут жертвовать деньги и помогать политическим заключенным, казалось сначала довольно рискованным. Координаторки опасались, что в непростое время пандемии мало у кого хватит сил поддерживать еще и политзаключенных, притом материально. К тому же раньше команда не готовила подобные онлайн-марафоны. Отдельные задачи не казались сложными. Организация мероприятий в онлайн-формате, коммуникация с ведущими, продвижение в соцсетях – со всем этим команда работала и раньше. Но вместе это представляло собой что-то совершенно новое.

Подготовка марафона

Во время подготовки марафона перед командой стояло несколько больших задач. Вот так выглядела «дорожная карта» события.

  • Придумать название кампании. 
  • Расписать сроки.
  • Обсудить детали мероприятия с ведущими вечера.
  • Создать и наполнить страницу про марафон.
  • Написать тексты: описание кампании в целом, каждого мероприятия, писем для сторонников.
  • Наполнить социальные сети и создать контент для них.
  • Сверстать афиши всего марафона и каждого мероприятия в отдельности.
  • Распространить информацию про марафон среди партнеров, дружественных инициатив, организаций и СМИ.
  • Отправить письма сторонникам и мониторить почту ежедневно.
  • Провести онлайн-мероприятия.
  • Поддерживать коммуникацию со сторонниками.

В разработке концепции участвовали инициативная группа «Нового величия» и команда волонтерского центра. Этот этап занял около месяца. Потом команды поделили области ответственности. Одна команда занималась коммуникацией с одной из ведущих творческого вечера Татьяной Лазаревой, созданием страницы на сайте об онлайн-марафоне, а также распространением информации. Другая отвечала за процесс в целом: от создания шаблонов текстов писем, верстки обложек для сетей и других вспомогательных материалов до сопровождения самих мероприятий. У каждого из команды была своя сильная сторона – кто-то умел хорошо писать тексты, кто-то подхватывал отправку писем, кто-то верстал.

Афиша марафона. Изображение: инициативная группа «Нового величия»
Афиша марафона. Изображение: инициативная группа «Нового величия».

«Каждый день возникали какие-то мелкие, но важные задачи. Нам повезло, что, не считая координаторок, в нашей волонтерской команде было десять человек. Мы могли помогать друг другу. Мне кажется, это важно в ситуации волонтерского коллектива, когда хочется, чтобы дело сработало, но при этом всем нужно заниматься еще работой или учебой и не выгореть», – делится Анна Щетникова, волонтерка Сахаровского центра. 

В итоге на планирование, подготовку, организацию и проведение онлайн-марафона ушло 10 недель. Команда считает это хорошим результатом. Обычно подготовка барахолки занимает 5-6 недель. Но в этот раз нужно было придумать новый формат, и марафон состоял из четырех мероприятий, между которыми были перерывы. 

Технические моменты 

Команде нужно было определиться: 

  • что именно отдавать за донаты;
  • где размещать информацию о мероприятиях;
  • какую платежную систему настроить;
  • какие контакты оставлять для желающих связаться с организаторами и организаторками;
  • на какой платформе проводить онлайн-мероприятия. 

Сложнее всего было определиться с платформами и платежными системами – навыков не хватало. Например, у них не было опыта работы с конструкторами сайтов, а надо было добавить на сайт инициативной группы «Нового величия» страницу марафону, сделанную с помощью Tilda. Нужно было также «прикрутить» к странице платежную систему магазина, чтобы человек мог пожертвовать деньги за определенное мероприятие. Разобраться с такими моментами быстро не получилось. 

В итоге для публикации информации о мероприятиях использовали сайт инициативной группы. Для сбора пожертвований – Яндекс-кошелек, привязанный к карте участницы инициативной группы. (Речь идет о сборах активистов, некоммерческие организации для соблюдения принципов прозрачности должны собирать средства на расчетные счета своей организации и не допускать сбор на личные банковские карты и электронные кошельки физических лиц – Прим. Ред.) Пока не было магазина, вносили пожертвования вручную, чтобы отправлять письма с подтверждением оплаты. Потом удалось наладить автоматическую выгрузку в таблицу. Сами мероприятия проводили в Zoom Сахаровского центра. Так как центр пользуется тарифом «Профессиональный», проблемы ограничения по времени не было. Подробнее о том, чем отличаются тарифы Zoom и как НКО получить скидку на покупку тарифных планов, можно почитать по ссылке.

Команда волонтерского центра общается в Telegram. А в начале 2019 года в качестве дополнительного, а затем и основного инструмента общения команда запустила Telegram-бота. Через бот сотрудники и сотрудницы отправляют задачи, отвечают на возникающие вопросы. После того как на задачу, требующую командной работы, откликается какое-то количество людей, создается Telegram-чат. 

Онлайн-марафон не стал исключением. С помощью бота коррдинаторки отправляли задачи. Те, кто на них откликнулся, присоединялся к команде онлайн-марафона. С инициативной группой «Нового величия» общались в отдельном чате в Telegram. По словам команды, такое разделение, с одной стороны, удобно, потому что позволяет минимизировать спам, с другой – координаторкам нужно было периодически дублировать сообщения о процессе подготовки. 

Результаты марафона

«Я боялась, что из-за нового формата мы соберем в разы меньше денег, чем на наших традиционных барахолках, и не сможем ощутимо поддержать фигурантов. Мне казалось, что к моменту запуска марафона люди устанут от Zoom, онлайн-мероприятий. Более того, коронавирус ударил и по кошельку многих граждан. И я опасалась, что в первую очередь урежут расходы на пожертвования, на наши лоты придут пара человек, и воцарится атмосфера провала и безысходности», – вспоминает волонтерка Екатерина Мищук. 

Средняя сумма сборов на офлайновой барахолке – около 133 тысяч рублей. На онлайн-марафоне в поддержку Нового величия собрали немного меньше – 122 тысячи рублей. Минимальное количество зрителей на событиях марафона было 12, максимальное – 60. 

«Мы долго спорили, какой должна быть минимальная сумма пожертвования. Разброс был от 250 до 1000 рублей. Сейчас мы думаем, что форму можно было сделать и вовсе пустой, чтобы пожертвование каждый определял сам».

Полина Филиппова

Руководительница волонтерского центра

Также волонтерки приобрели новые навыки, получили благодарность от инициативной группы «Нового величия». У фигурантов дела на какое-то время появилась финансовая поддержка. Поэтому опыт они считают позитивным. Группа поддержки «Нового величия» тоже считает, что марафон прошел удачно. Благодаря событию удалось собрать в 3-4 раза больше средств, чем до этого участникам инициативной группы удавалось самостоятельно. 

Работа над ошибками 

В самом начале было понятно, что ни у кого из команды нет опыта организации таких мероприятий. Также не было четкого понимания целевой аудитории – кто эти люди, которые поддерживают молодых людей и девушек, проходящих по делу, какое влияние на их достаток оказала пандемия коронавируса, будет ли отклик от призыва пожертвовать на политзаключенных. 

Ставка была сделана на известных ведущих. Марафон вели актриса и телеведущая Татьяна Лазарева и журналист Виктор Шендерович. Несмотря на масштабность обеих фигур, эффект от их участия получился разный. Позже стало понятно, что при выборе известных людей важно понимать интересы их собственной аудитории.

«Так, на вечере Шендеровича у нас было максимальное количество человек и, соответственно, донатов. Ведь Виктор Анатольевич постоянно выступает в поддержку политзаключенных и призывает остальных им помогать. А встреча с Татьяной Лазаревой, к сожалению, не произвела того эффекта, на который мы рассчитывали. Она одна из самых популярных ведущих, яркая личность с огромной аудиторией и активной гражданской позицией. Одним словом, как нам казалось, стопроцентное попадание. Но скорее всего, у ее аудитории просто другой фокус», – рассказывает Дарья Нефедова из команды волонтерок. 

Афиша марафона. Изображение: инициативная группа «Нового величия»
Афиша марафона. Изображение: инициативная группа «Нового величия».

Также сразу было очевидно, что будут технические сложности. Так и вышло. Яндекс-кошелек отказывался принимать деньги с заграничных банковских карт. Тогда тем, кто живет за границей, стали отправлять номер PayPal одной из участниц инициативной группы.

Неустойчивый Интернет, сбои техники – все это тоже часть онлайн-мероприятий. На трех мероприятиях у команды все прошло без проблем: работал Zoom, люди спокойно подключались. Организаторы и организаторки уже решили, что все будет в порядке. Но сбои начались на заключительном событии. Это был вечер Виктора Шендеровича, где он читал свою новую пьесу.

В назначенное время ведущего не смогли добавить в Zoom. «Сначала никто из нас не придал этому большого значения. Мы уже как-то просили гостей выйти и повторно зайти в программу. Виктор Анатольевич пытался войти, выйти, перезагружал сначала одно устройство, потом другое, ничего не помогало. Мы тоже со своей стороны на ходу придумывали план Б: может, перенести мероприятие в YouTube или еще куда. Обстановка становилась нервной, я внутренне запаниковала, не зная, что делать», – вспоминает Дарья Нефедова. 

В итоге организаторки решили впустить людей на встречу и объяснить, что произошло. Зрители восприняли происходящее с пониманием и стали ждать, когда начнется мероприятие, параллельно занимаясь своими делами.

«Неожиданно на экране появился Шендерович! Как у него это получилось, мы до сих пор точно не знаем. Наша версия – мы отключили зал ожидания, и так он смог войти. Что мы пережили за эти 40 минут, тяжело передать словами, но стресс был сильнейший. Нам очень повезло с публикой, никто не отключился, все спокойно ждали, когда удастся решить проблему», – говорит Дарья Нефедова. 

Вот основные выводы, которые сделала команда после марафона. 

  • В начале сотрудничества нужно спрашивать у партнеров, в какой роли и в каком объеме они готовы участвовать, какими временными ресурсами обладают. Просить конкретные ответы.
  • Информационное сопровождение – это отдельный пласт работы, и хорошо назначать ответственного за него человека. 
  • Для более эффективной координации стоило сосредоточиться на марафоне и не готовить параллельно другие проекты. 
  • Нужно продумать план Б на случай форс-мажоров на мероприятии.
  • На этапе подготовки нужно продумать, как по максимуму автоматизировать элементы работы. Например, отправку писем (для этого можно привлечь консультанта внешнего). 

Выводы команды 

Опыт благотворительного онлайн-марафона могут использовать некоммерческие инициативы и организации, которые хотят провести кампанию по сбору денег. Важно, чтобы у такой кампании был как минимум один человек, который будет заниматься кампанией на постоянной основе и держать в голове всю картину процесса. Перед тем как использовать такой опыт, надо понять, есть ли в штате организации или среди волонтеров люди, которые могут выполнять задачи, требующие специальных навыков. А также надо оценить свои возможности и ограничения в технических вопросах: система оплаты, платформа, на которой будет рекламироваться и проводиться мероприятие.