«Учитель для России»: как построить сообщество, которое разбросано по всей стране

Общие ценности, проекты и другие моменты, которые объединяют неформальных учителей по всей стране Фото: «Учитель для России»

Участники программы «Учитель для России» – молодые специалисты из ведущих университетов, которые два года работают школьными учителями в малых городах и селах страны. Им помогают, платят стипендии. И дают новую профессию – стать учителем может человек без педагогического образования. Еще каждый год организаторы спрашивают у выпускников, что им дала программа. Многие участники отмечают, что один из основных плюсов «Учителя для России» – причастность к сообществу. Даже тот, кто закончил работу по программе несколько назад, продолжает общаться со своими коллегами.

Как создать и поддерживать сообщество, разбросанное по всей России, рассказала куратор и продюсер «Учителя для России» Елена Бахтина на Антиконференции SCGIS 7 ноября 2020 года. 

Зарождение сообщества

Создание сообщества начинается еще на этапе отбора в программу. Отбор состоит из пяти этапов. Люди, которые хотят быть учителями в программе, заполняют анкету, проходят онлайн-собеседование, а затем и очный тур. Последние два этапа – это собеседование с методистом и пять недель обучения перед выходом на работу. На любом из этапов организаторы могут понять, что кандидат не подходит, и отказать ему в участии. 

Специалисты с педагогическим образованием могут присоединиться к «Учителю для России». Но в первую очередь организаторы ищут людей без профильного диплома и опыта. Тех, кто понятия не имеет, как объяснять тему, стоя у доски, или проводить внеурочные занятия. Они объединены общим неумением делать то, чему планируют посвятить ближайшие два года своей жизни. 

Еще один важный объединяющий фактор – ценности. Участники хотят быть внутри сообщества, потому что их коллеги имеют общие с ними взгляды на образование и другие вопросы. Поэтому еще на этапе отбора организаторы смотрят, разделяют ли кандидаты следующие гуманистические ценности.

  • Вера в потенциал ребенка вне зависимости от его социального статуса. Работа во благо детей.
  • Понимание, что люди могут быть разными, но все имеют право на равный доступ к качественному образованию. 
  • Желание с помощью своей работы преодолеть неравенство в образовании.

Формирование сообщества

Пять недель обучения, которые проходят все участники программы перед выходом в школу, называются летним институтом. Все участники института поделены на группы, которые ведут кураторы. Задача кураторов – дать будущим учителям новые знания и сформировать сообщество. 

«Кураторы – носители ценностей в программе. Они сами были учителями, и это очень важно. Поддержанием сообщества занимаются не посторонние люди, а те, кто уже на собственной практике осознал ценность обмена опытом и поддержки друг друга».

Елена Бахтина

Куратор «Учителя для России»

Куратор сопровождает группу не только во время летнего института. Остается он на связи с участниками и все два года, что они работают в школах. Раз в месяц куратор приезжает на уроки, проводит коучинговые сессии, дает обратную связь. То есть становится наставником для начинающего учителя. Еще за каждым учителем закреплен методист – человек, который помогает непосредственно по предмету. 

При этом будущим учителям объясняют, что главными помощниками все два года программы будут их коллеги. Участник находится в одном регионе, куратор и методист – в других, приезжать и звонить часто они не могут. Зато каждый день рядом находятся такие же учителя. Они и поддерживают друг друга. Поэтому на сессиях во время летнего института участников объединяют в группы по регионам. Они видят, рядом с кем будут работать, узнают друг друга лучше.

Поддержание сообщества

Когда летний институт заканчивается, учителя разъезжаются по регионам. Но связь между ними остается. Вот несколько основных моментов, которые помогают сохранить сообщество. 

  • Рутина. Каждый участник сообщества точно знает, что раз в месяц к нему приедет куратор, методист обсудит с ним уроки, будет встреча с другими участниками. 
  • Культура обратной связи. Между учителями развивают здоровую коммуникацию. Каждый участник программы может рассказать, что его не устраивает, и готов услышать встречную обратную связь. 
  • Общие проекты. Если куратор видит, что учителя из разных регионов делают похожие проекты, он знакомит их между собой. 
  • Напоминание об общем деле. Организаторы постоянно напоминают участникам, что все они объединены общей задачей – дать детям качественное образование. 

Из-за пандемии в 2020 году почти все мероприятия пришлось перенести в онлайн. Организаторы «Учителя для России» опасались, что из-за этого не получится создать сообщество. Но все сработало. Участники созваниваются, делятся новыми педагогическими находками и рассказывают про свои ошибки. Это позволяет им чувствовать плечо коллег рядом. 

Был ли опыт создания и поддержки сообщества у вашего проекта или организации? Поделитесь своими советами.