Как и зачем НКО проводить исследования? Рассказываем на примере команды «Я тебя слышу»

Что дают НКО исследования, и какие есть возможности? Business vector created by iconicbestiary — www.freepik.com

Только треть опрошенных россиян считают потерю и ухудшение слуха значимой проблемой со здоровьем. Такой вывод был сделан в исследовании об отношении россиян к проблемам нарушения слуха. Это исследование проведено агентством Online Market Intelligence по заказу петербургской некоммерческой организации «Я тебя слышу».

В этой статье я расскажу, зачем НКО инициировать собственные исследования и как можно использовать полученные данные.

Об исследовании

В 2020 году команда «Я тебя слышу» стала участником международного конкурса молодых исследователей Research Got Talent и получила возможность бесплатно провести профессиональное исследование.

Среди задач исследования – выяснить причины «невидимости» проблем со слухом в стране.

По данным ВОЗ, к 2050 году на планете будет почти миллиард человек с нарушенным слухом. Для сравнения, сейчас эта цифра – 466 млн. При этом в России мы не видим особого отклика и интереса к проблеме. О Всемирном дне слуха знает очень ограниченный круг людей; медиаэффект мероприятий этого дня не сопоставим, например, со Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. Масштабы проблемы нам показали, как важно объединяться, ведь никто в одиночку не решит проблему низкой информированности.

Зоя Бойцева,

соучредитель «Я тебя слышу»

Результаты профессиональных исследований, особенно масштабных, интересны для СМИ. Публикацию результатов исследования команда «Я тебя слышу» приурочила ко Всемирному дню слуха (3 марта). О результатах исследования написали не только профильные ресурсы (Агентство социальной информации, «Филантроп»), но и массовые издания – журнал «Домашний очаг», «Независимая газета». Для команды это возможность выйти на более широкую аудиторию, повысить осведомленность о решаемой проблеме и способах ее решения.

Исследования ценны, так как мало надежных данных

Такой интерес к результатам исследования во многом связан с тем, что очень мало надежных данных, статистики по большинству социальных проблем. Любое исследование становится событием, ценным источником информации. Учредители «Я тебя слышу» Алла Маллабиу и Зоя Бойцева отмечают, что проблема нарушения слуха недостаточно исследована: «Нет статистики, на которую можно полагаться. Нас постоянно спрашивают, а сколько таких детей в Москве, в России? А мы можем только оперировать данными ВОЗ и на их основе как-то оценивать долю людей с проблемами слуха в России».

Опора на результаты профессионального исследования повышает доверие к НКО, ее опыту и экспертизе, позволяет вовлечь в решение проблемы специалистов, партнеров.

Источник: ФБ-страница «Я тебя слышу».

В ходе исследования выяснилось, что лишь 17% опрошенных россиян считают проблемы со слухом очень значимыми. Эти данные важны как начальная точка для оценки эффективности последующих информационных кампаний: можно будет повторно задать те же вопросы спустя какое-то время и сравнить полученные результаты.

Участие в конкурсе Research Got Talent – это и выход на аудиторию молодых исследователей, профессиональных агентств. Проведение исследований расширяет и их экспертизу по социальной тематике, знания о потребностях и проблемах различных групп населения, а также способах их изучения.

Важно и то, что исследователи также заинтересованы в распространении результатов проведенного исследования – и в СМИ; и среди профсообщества; и среди потенциальных клиентов (в том числе среди НКО). В рамках конкурса команды исследователей бесплатно проводят исследование; а профессиональные агентства даже платят небольшой вступительный взнос за участие. Иными словами, для НКО это выход на иные целевые аудитории, на «лиц, принимающих решения»; выход на новые группы потенциальных доноров и партнеров.

Таким образом, результаты исследования – это основа для коммуникаций с различными аудиториями и партнерами. От медицинского сообщества и дистрибьюторов слуховых аппаратов до профессиональных агентств и молодых исследователей, готовых оказать иные смежные услуги.

Зачем изучать исследования других НКО, по другим темам

Результаты проведенных исследований интересны и для НКО, которые занимаются той же и смежной тематикой.

Мы крутимся в своем котле. Иногда кажется, что все уже вокруг все это знают, сколько можно писать об одном и том же. Такие исследования показывают, что нужно искать способы выхода за пределы своего сообщества. Выходить не только через СМИ, но и, например, через роддома. После этого исследования мы тоже решили подавать заявку на участие в конкурсе исследований.

Наиля Галеева,

директор фонда «Мелодия жизни«

Результаты исследований могут представлять интерес и для НКО, которые занимаются совершенно другими проблемами. Например, другими заболеваниями или более широкими темами буллинга и инклюзии. Из результатов исследования «Я тебя слышу» можно узнать не только то, что:

  • 17% опрошенных не считают проблемы слуха очень значимыми для России; но и отношение к другим заболеваниям – сердечно-сосудистые заболевания (56%), сахарный диабет (39%) или ожирение (37%);
  • наличие слухового аппарата практически не влияет на восприятие человека; но и то, как влияет сексуальная ориентация, наличие татуировки или брекетов.

Результаты исследования «Я тебя слышу» могут быть полезны для НКО, которым важна сегментация аудитории сходных программ, направленных на преодоление стереотипов, связанных с внешним видом человека. Агентство OMI описало 4 такие группы и их особенности, что стоит учитывать в общении с ними.

Таким образом, за счет исследования «Я тебя слышу» удалось:

  • лучше понять общественное мнение относительно решаемой проблемы (слуха);
  • больше узнать о своей целевой аудитории;
  • создать инфоповод и привлечь внимание как к проблеме и способам ее решения, так и к деятельности своей организации (публикации и различные PR-активности);
  • получить данные, которые помогут выстроить коммуникационную стратегию, а в будущем оценивать ее эффективность;
  • оценить потенциал общественной поддержки своих инициатив и наметить круг потенциальных партнеров;
  • лучше понять, как проводятся маркетинговые и социологические исследования от постановки задачи до получения результата. Это позволит в будущем при проведении иных исследований. А такие планы у команды «Я тебя слышу» уже есть.

Нам не хватило блока про инклюзию, про отношение к детям с нарушениями слуха – про обучение учителей, программы антибуллинга. Пусть и небольшая доля, но среди опрошенных есть те, кого пугают люди со слуховым аппаратом, – тоже хотелось бы глубже исследовать эту тему. Интересно серьезнее исследовать доступность среды для слабослышащих и глухих людей. Например, как к наличию субтитров (которые необходимы для глухих и слабослышащих) относятся здоровые люди. Одних субтитры раздражают, а другим нравятся – можно смотреть видео, не включая звук.

Алла Маллабиу,

соучредитель «Я тебя слышу»

Выводы или руководство к действию

  1. Используйте возможности для проведения профессиональных исследований: подавайте заявки на участие в конкурсах Research Got Talent, на платформе todogood и других ресурсах pro bono волонтерства. Не забывайте и про вузы – например, исследования для НКО готовы проводить студенты НИУ ВШЭ, «Британки». Вполне возможно, такое сотрудничество интересно и вашим местным вузам, исследовательским агентствам.
  2. Знакомьтесь с участниками таких конкурсов и их исследованиями. Так, уже сейчас доступны исследования по результатам Research Got Talent 2020. А фонд «Нужна помощь» подготовил навигатор по конкурсным работам – с выделением ключевых слов, ярких цитат и описанием ограничений проведенных исследований. На платформе можно найти и иные данные в разрезе конкретных социальных проблем.
  3. Если у вас есть нужные компетенции и ресурсы для самостоятельного проведения исследований:
  • делитесь полученными результатами. Для этого есть даже специальный портал («Информационная культура»);
  • участвуйте в смежных конкурсах. Например, победители конкурса «Информационная культура» получат профессиональную поддержку по визуализации полученных данных, а конкурса Центра перспективных управленческих решений – финансирование на проведение исследования;
  • предлагайте идеи для доноров, которые также заинтересованы в получении данных по той или иной проблеме. Так, в 2020 году по заказу фонда Тимченко проведено исследование временного помещения детей в сиротские учреждения; соисполнителями выступили НКО.

4. Даже если собственных ресурсов для проведения исследований пока нет, все равно стоит отслеживать такие активности. Кто и с чем подается – возможность найти партнеров, интересные варианты сотрудничества, объединения ресурсов, какие достигнуты результаты, как их можно использовать в вашей организации?

5. Ищите ресурсы и заказывайте собственные исследования, выступайте полноценными заказчиками. Такие исследования могут быть и частью заявки в Фонд президентских грантов и других грантовых конкурсов.