«Гринструкция»: как с помощью краудфандинга собрать на книгу миллион рублей

Советы, как придумать, оформить и продвинуть успешную экологическую крауд-кампанию Изображение: Обложка книги «Гринструкция».
Изображение: Обложка книги «Гринструкция».

Команда Planeta.ru запустила новую категорию проектов «Экология и природа». Одной из первых кампаний в этой категории стал выпуск книги «Гринструкция». Автор кампании и ведущая одноименного Telegram-канала Аида Леванова планировала собрать с помощью краудфандинга 125 тысяч рублей, а в итоге собрала миллион. При этом раньше у нее не было никакого опыта сборов с помощью крауд-платформ. Аида Леванова рассказала, как ей удалось запустить успешный проект и какие советы она может дать будущим авторам.

Как появилась идея проекта

Меня всегда волновала тема экологии, но до беременности я скорее пассивно переживала за планету. После появления ребенка я стала читать разную литературу, чтобы выбрать для него все самое безопасное и экологичное. Разрозненных данных из открытых источников мне не хватало. Тогда я поняла, что пришло время исполнить свою подростковую мечту и пойти учиться в МГУ на географический факультет. Я закончила программу по профилю «Экология и рациональное природопользование».

О своем решении ни разу не пожалела – это очень вдохновляющее место, подарившее мне множество новых знаний. Я продолжала много читать, смотреть вебинары и лекции об экологии. Со временем поняла, что мне хочется делиться накопленной информацией с людьми. С одной стороны, мне действительно хочется, чтобы люди бережнее относились к окружающей среде, тем более что это не так сложно. С другой стороны, передавать знания – лучший способ самой закрепить информацию.

Сначала я завела Telegram-канал. Он называется «Гринструкция», потому что там я публикую простые и понятные инструкции о том, как жить экологичнее. 

Изображение: Пример гринструкции Аиды Левановой.
Изображение: Пример гринструкции Аиды Левановой.

Чуть позже у меня появилась идея издать полноценную книгу с гринструкциями. Я сразу решила, что это будет бумажная книга несмотря на то, что электронный вариант экологичнее, не такой затратный и хлопотный. Но я сразу видела свою книгу как настольную – она должна быть под рукой, с закладками, личными пометками на полях. Разумеется, книга будет напечатана на сертифицированной переработанной бумаге. 

Подготовка к крауд-кампании

Мы с мужем давно знаем о Planeta.ru, и я сразу подумала о сборе средств на печать книги с помощью платформы. Для меня это хорошо знакомая площадка с простым интерфейсом, понятными правилами и активной аудиторией. Сюда можно позвать друзей, родственников и подписчиков, чтобы скинуться на издание книги. Все-таки сбор средств на карточку – это не очень удобно и прозрачно. А тут все видят, кто перевел деньги, сколько и что купил. Не говоря уже о том, что краудфандинг дает возможность проверить востребованность самой книги аудиторией. Вдруг оказалось бы, что книга никому не нужна?

Так как у меня до этого не было опыта издания книг, финансовую цель мы посчитали очень приблизительно. Помогли рекомендации знакомых с таким же любительским опытом самиздата. Они подсчитали примерную сумму затрат на тираж в 1000 экземпляров и верстку, я прибавила к этому комиссию платформы и платежных систем (10%) и НДФЛ (13%). Получилось 125 тысяч рублей. Это был минимум, необходимый для того, чтобы книга попала на полки книжных магазинов. Именно эту сумму я и выставила в качестве финансовой цели проекта.

Подготовка к запуску заняла около месяца. Мне очень помогал муж. Например, видеообращение мы записали с ним и его коллегой буквально за пару часов. Смонтировали тоже быстро. Я несколько лет проработала на телевидении, у меня был опыт монтажа, и работа над роликом не стала проблемой. У мужа есть небольшое агентство по созданию контента, поэтому с оформлением он тоже очень помог. Мне оставалось только прописывать технические задания для дизайнера. Я считаю, что визуальная часть – важный элемент проекта. Тут действует правило «сколько вложишь, столько получишь». Однако это не значит, что вам придется разориться на оформлении крауд-кампании. Многое можно сделать самостоятельно при помощи бесплатных интернет-сервисов или договориться о бартере с каким-нибудь дизайнером. 

В краудфандинге за участие в проектах люди получают вознаграждения. По сути, это предзаказ. Я предлагала за поддержку экземпляры будущей книги. 

Изображение: Крауд-кампания собрала 800% от заявленной цели.
Изображение: Крауд-кампания собрала 800% от заявленной цели.

Еще я решила сделать эконаборы. Мне хотелось представить в проекте полезные в быту вещи от проверенных мною брендов. Я не обсуждала с этими компаниями возможность взаимовыгодного сотрудничества, просто планировала закупить их продукцию после завершения проекта. Вознаграждения автор доставляет после окончания проекта. Это удобно, потому что позволяет избегать ненужных покупок и закупать заказанные лоты по факту.

Я общалась насчет вознаграждений только с проектом «Собиратор», узнавала у организаторов, как можно организовать годовую подписку на вывоз вторсырья. К моему удивлению, этот лот никто не купил. Очень жаль, ведь это было одно из самых полезных вознаграждений. Но эта ситуация хорошо иллюстрирует, что предсказать запросы на то или иное вознаграждение невозможно. 

Продвижение проекта

Информацию о сборе средств я публиковала на других экологических Telegram-каналах и у лидеров мнений. Telegram-каналов об экологии не так уж и много, так что все их я знаю и читаю. Я писала почти всем с просьбой порекомендовать мой проект на бартерной основе, и некоторые откликнулись. Очень хорошая статья вышла в журнале «Нож». Я лично обращалась в редакцию, мне сначала ответили, что подумают, а потом попросили отрывок из книги. Им понравилось, и они сделали публикацию о проекте. Так же получилось и с порталом «РБК-тренды». 

Много участников пришло с крупных Telegram-каналов. Так как анонсы выходили в разные дни, я могла проследить количество откликов с того или иного СМИ. Однако обычное «сарафанное радио» принесло больше пользы, чем анонсы в соцсетях. Мы с мужем просто прошлись по контактам в моей телефонной книжке и по списку друзей в соцсетях с просьбой поддержать издание книги. Это довольно трудозатратно, но эффективно. Простое человеческое общение в личном формате принесло больше средств, чем все другие способы продвижения. Думаю, около половины участников проекта я знаю лично или через знакомых. 

Необходимую сумму удалось собрать буквально за неделю. Это было неожиданно и вдохновило меня ставить гораздо более сложные цели. Я сделала новость в проекте, где подробно расписала, что смогу сделать, если мы соберем больше средств: увеличить тираж, заказать более качественную обложку и иллюстрации, провести большую презентацию книги. Люди тоже стали активнее поддерживать проект, потому что увидели спрос со стороны аудитории. Когда человек понимает, что сбор идет успешно, он переводит деньги намного охотнее.

Среди моих знакомых были скептики, которые считали, что мы не соберем даже 100 тысяч. Но после того, как проект за неделю добрался до 100%, они поверили, что мы сможем достичь и сверхцелей. В итоге за два месяца удалось собрать чуть больше миллиона рублей.

Сбор средств на специализированной площадке удобен тем, что автору доступна статистика – я сразу видела, кто меня поддержал. Книгу заказывали даже из-за границы (Великобритания и Сербия). Были участники из совсем маленьких городов и даже деревень, что меня очень вдохновляет. Отдельное спасибо хочу сказать крауд-платформе, особенно за возможность принять участие в спецпроекте «Планета поддерживает»: (платформа из собственных средств закупает товары из крауд-проектов и продает в своем магазине. – Прим. ред.). Я не слышала о нем раньше, поэтому, когда сама крауд-платформа предложила поддержать мою кампанию финансово, прыгала от радости. Это придало уверенности в том, что моя книга нужна не только мне, но и окружающим. Теперь книга будет продаваться в магазине Planeta.ru.

Выводы

Собирать средства сложно. Недостаточно просто опубликовать проект, нужно быть включенным в него, постоянно привлекать к участию новых и новых людей, придумывать новые способы продвижения. Зато невероятно радостно смотреть, как увеличивается сумма средств на счетчике, ведь это прямое свидетельство собственной важности и важности твоего продукта.

Напоследок дам три совета авторам, которые хотят сделать свою крауд-кампанию экологичнее.

  • Придумывайте полезные и нужные аудитории вознаграждения. Не делайте формальные «плюшки», которые после завершения проекта сразу отправятся в мусорное ведро.
  • Рассылая лоты, постарайтесь использовать минимум одноразовой упаковки и оберточных материалов.
  • Сидя в кафе и уговаривая друзей поддержать вас, пейте кофе из многоразовых стаканчиков.

Вот и все. Не бойтесь начинать, не слушайте внутренний голос, который говорит, что ничего не получится. Вполне возможно, что сбор будет идти гораздо лучше, чем вы ожидаете.