Это вам «Нешкола»: как за два месяца запустить проект в глубинке и помочь детям выбрать профессию мечты

Как придумать программу, получить грант и помочь школьникам Изображение: «Нешкола».

Если у старшеклассников школы № 3 рабочего поселка Линево в Новосибирской области спросить, кем они хотят быть, мало кто даст ответ. Определиться им помогает бесплатная профориентационная программа «Мой выбор», которую проводит команда некоммерческой организации «Нешкола». Создательница проекта Светлана Раевская рассказывает, как она придумала программу, получила грант и помогла старшеклассникам с выбором профессии. 

Первые идеи 

– Когда я училась в 11-м классе, у меня не было выходных. Пять дней в неделю я проводила в школе, субботу – опять в школе на дополнительных занятиях, в воскресенье ездила на подготовительные курсы в Новосибирск. Я готовилась к поступлению в один вуз, в итоге поступала во второй, а 1 сентября начала учебу в третьем. Но и его бросила через полтора месяца. Родители настаивали на экономическом образовании. В 90-х годах оно было самым модным. Но я совсем не любила точные науки. Всегда считала себя гуманитарием, мечтала заниматься историческими исследованиями. Спустя год поступила в вуз своей мечты и закончила его с красным дипломом. Только никогда не работала по специальности – профессия интересная, но найти работу по ней было невозможно. Думаю, что моя история наглядно показывает, как важна своевременная профориентация и помощь в выборе профессии. Тогда еще этих слов никто не знал.

Изображение: Светлана Раевская, создательница организации «Нешкола». Фото предоставлено спикером.
Изображение: Светлана Раевская, создательница организации «Нешкола». Фото предоставлено спикером.

Во второй раз с темой профориентации я столкнулась, когда стала подрастать моя старшая дочь. Не хотелось, чтобы она повторила мой сценарий. Вот тут и выяснилось, что помочь ей некому. Никаких специалистов-профориентологов, тренингов или курсов в нашем городе Искитиме, да и во всем районе, я не нашла. Выход был один – искать что-то в мегаполисе. И я поняла, что за двадцать с лишним лет для сел, поселков и малых городов ничего в этой области кардинально не изменилось. Тогда я решила менять ситуацию сама.

Пройдя обучение на специалиста по профориентации, я год проводила бесплатные игры на базе Молодежного центра города Искитима и Культурного пространства «Квадрат». Общалась с подростками и понимала, что абсолютно всем им нужна помощь в выборе профессии. Им страшно, непонятно, трудно и нет человека, способного помочь и поддержать. Параллельно я постоянно проходила обучающие программы, том числе на платформе «Теплосеть».

 Летом 2019 года я зарегистрировала Новосибирскую региональную общественную организацию по работе с детьми и молодежью (НРОО) «Нешкола». Название мы придумали вместе с моими дочками. «Современным подросткам нужно выбирать актуальные профессии, осваивать финансовую и цифровую грамотность, развивать креативность», – рассуждала я. «И все это они точно не в школе смогут получить», – дружно заявили дети. Так и появилось название «Нешкола». Для меня большим помощником стал сайт Теплицы социальных технологий. Там я искала ответы на вопросы, каким должен быть сайт НКО, как подготовить отчет, где найти помощь, что почитать начинающему руководителю.

В октябре 2019 наша команда приняла участие в Европейской неделе программирования и в международной инициативе Meet and Code. Темы устранения гендерного, географического, образовательного неравенства, которые поднимают организаторы Meet and Code, полностью совпадают с моими ценностями и целями. Для организации в целом и для меня лично это стало прекрасным опытом организации мероприятий для подростков.

Занятия проходили в школе, в которой училась Светлана. Фото: «Нешкола».
Занятия проходили в школе, в которой училась Светлана. Фото: «Нешкола».

Быстро стало понятно, что проект не должен быть коммерческим. В регионе низкая средняя зарплата, а еще у родителей нет понимания, зачем нужна профориентация. То есть подросткам это необходимо, но родители или не могут, или не видят смысла платить за профориентацию. Все ресурсы уходят на подготовку к ЕГЭ. Чтобы программа стала действительно доступной для каждого, были два главных условия: тренинги должны быть бесплатными и проходить в школе.

Так я четко сформулировала для себя задачу. Современные бесплатные тренинги по профориентации для старшеклассников в каждую школу. Для начала нужно было создать эффективную профориентационную программу, найти деньги на ее запуск и купить необходимые материалы.

Как я создавала программу

При создании программы команда нашей организации думала о вопросах, которые обычно стоят перед школьниками:

  • Что я люблю делать (что интересно, что вдохновляет)?
  • Что я умею делать хорошо и чему могу научиться (есть только два ограничения: здоровье и возраст)?
  • Что востребовано на рынке труда, за что платят?

Именно эти вопросы мы и прорабатывали. Школьные учителя и дети сосредоточены на подготовке к ЕГЭ. Подросткам просто некогда остановиться и задуматься над своими желаниями, мечтами. Они плохо знают себя и свои интересы. Также дети не знают, что востребовано на рынке труда и какие профессии будут актуальны через 5-7 лет. Им подсказывают родители. Проблема в том, что родители тоже этого не знают и ориентируются на уже устаревшую информацию из своей юности. Отсюда советы каждому второму идти на экономический и юридический. 

Также важно было определить формат. Тестирование показало, что индивидуальная работа требует больших ресурсов и не подходит для школ. А работа в формате «классного часа» при большом количестве учеников оказалась малопродуктивной. В итоге мы пришли к формату групповой работы, при которой один или два тренера работают с 12-15 школьниками. Такая схема помогает сохранить эффективность и вписаться в школьную систему. Программу мы составили из комбинации мини-лекций, упражнений, игр и тестов. В таком виде она интересна школьникам, не вызывает излишнего напряжения и усталости.

Как я искала деньги

Вначале мы составили список всего необходимого: рабочие тетради и другие печатные материалы, два «Атласа новых профессий 3.0» и два комплекта игр «Мир профессий будущего», канцтовары. Также в бюджет мы заложили зарплаты для специалистов. Хотя все, что могла, я делала сама – от ведения соцсетей и верстки сайта до проведения мероприятий и подготовки документации. Затем мы постарались оптимизировать бюджет. Поняли, что если купим хороший принтер, а не обратимся в типографию, то снизим расходы на печать почти в три раза.

Для финансирования проекта я пробовала привлечь местный бизнес. К сожалению, все письма в отделы персонала, маркетинга или секретариаты крупных местных предприятий остались без ответа. Я надеялась на участие в конкурсе Фонда президентских грантов (ФПГ). Самым трудным для меня оказалось заполнить заявку. Нужно очень кратко, но емко изложить суть проекта, его значимость, показать свои компетенции. Чтобы все сделать правильно, я специально прошла бесплатный обучающий курс на сайте Фонда президентских грантов, смотрела их же вебинары и ездила в Новосибирск на обучающее мероприятие, организованное командой ФПГ. Каждый раз узнавала что-то новое и правила свою заявку.

В программе приняли участие 62 подростка. Фото «Нешкола».
В программе приняли участие 62 подростка. Фото «Нешкола».

В 1996 году я закончила среднюю образовательную школу № 3 рабочего поселка Линево и до сих пор с любовью вспоминаю школьные годы. Директору и учителям удалось создать особую атмосферу. Всю жизнь мне хотелось отблагодарить родную школу. Поэтому именно ее я и выбрала для теста программы профориентации. Администрация тоже заинтересовалась программой. Разработанный для моей родной школы профориентационный проект «Мой выбор» получил грант от ФПГ и стартовал 1 августа 2020 года.

Правда, подавая заявку на конкурс, мы еще не знали, с какими неожиданными трудностями столкнемся. Началась вторая волна коронавируса и новые ограничения. У проекта был календарный план, прописанный в договоре с ФПГ, – два занятия в месяц с каждой группой. Из-за пандемии соблюсти его было невозможно. Постоянно была опасность, что дети уйдут на удаленку и больше не выйдут. Загружать их еще и профориентацией онлайн было нельзя. К тому же это поменяло бы сам смысл программы.

В итоге мы отказались от того, без чего можно было обойтись. Например, у нас были запланированы родительские собрания. Их пришлось отменить полностью. А когда дети вернулись в школу, мы предложили им встречаться каждую неделю, чтобы догнать программу. Все согласились, и мы работали с ребятами с середины ноября 2020 года каждую неделю. 

Еще одной проблемой стала организация встречи школьников с представителями различных профессий. В итоге их мы все-таки перенесли в онлайн.  Ребята и тренеры проекта находились в школе, а гости на своих рабочих местах. Благодаря удаленному формату подростки пообщались с профессионалами из Новосибирска и Москвы. Неожиданно, но своим главным достижением при реализации проекта я считаю именно соблюдение всех планов и сроков. Все мероприятия, запланированные для подростков, состоялись.

Что из этого вышло и какие у меня планы

Проект «Мой выбор» подошел к концу. Нам удалось протестировать тренинговый формат в реалиях обычной школы. Благодаря совместной работе с администрацией школы мы вписали занятия в обычное расписание ребят. Совместили в работе тренинги и игры, офлайн и онлайн формат. Получили обратную связь от всех вовлеченных сторон. В программе приняли участие 62 подростка.

Мне было важно снять у ребят страх перед выбором профессии. Показать, что этот выбор не окончательный в их жизни, помочь им лучше понять себя, свои интересы и склонности. На выходе каждый получил от одной до трех профессий, которые ему подходят или которые его сейчас интересуют на самом деле больше всего. А еще на своем примере мы показали участникам, как важно уметь работать в условиях неопределенности.

Конечно, хочется масштабировать программу на другие школы, расширить географию. Для этого необходимы средства на подготовку и оплату труда тренеров. Именно подготовку, поскольку в регионах таких специалистов крайне мало. У школ нет средств на это, нет свободных педагогов. Работа по профориентации часто перекладывается на классных руководителей. А это учителя-предметники, у них и так нет свободного времени. Да и тренер – это не учитель, а скорее старший друг, партнер, который делится опытом. Важно не только разбираться в профориентации, но и понимать современных подростков, их особенности.

Сейчас у нас уже есть материальная база – игры, принтер, отработанная программа. Общаясь с директорами школ, я вижу понимание. Это вселяет оптимизм, доказывает, что направление выбрано правильно. Так что буду работать дальше, привлекать финансирование, развивать проект. Главное, что я могу посоветовать, решая свои задачи, оглянитесь – может и у других те же проблемы? Так может родиться действительно важный социальный проект.