Два миллиона для птиц: как построить реабилитационный центр с помощью краудфандинга

История и советы директора центра для птиц «Воронье Гнездо» Веры Пахомовой

Реабилитационный центр для птиц «Воронье Гнездо» раньше был небольшим домашним приютом. Два миллиона рублей на строительство центра удалось привлечь с помощью краудфандинга. Как шла кампания и с какими сложностями пришлось столкнуться во время проекта, поделилась директор «Вороньего Гнезда» и PR-менеджер Planeta.ru Вера Пахомова. Ее история, которая будет полезна авторам других социальных крауд-кампаний, — в материале Теплицы.

Старт проекта

Этот сбор средств на строительство загородной территории реабилитационного центра для птиц не первый в истории «Вороньего Гнезда». И в этом, на мой взгляд, один из секретов его успеха. Еще в 2019 году мы собирали средства (и тоже рассказывали об этом опыте Теплице) на городской стационар. Сейчас кажется, что это была совсем небольшая сумма — 250 тысяч рублей. Наверное, если бы мы в первом же проекте установили для себя планку в два миллиона, никто не стал бы нас поддерживать. Это ведь большие запросы, подразумевающие большую ответственность. Собрать такую сумму в первом же проекте способна только знаменитость с большой аудиторией. Маленький благотворительный фонд, конечно, не может похвастаться внушительной фан-базой. 

Мем из первого крауд-проекта «Вороньего Гнезда» был актуальным и в новом проекте. Изображение предоставлено Planeta.ru.
Мем из первого крауд-проекта «Вороньего Гнезда» был актуальным и в новом проекте. Изображение предоставлено Planeta.ru.

Но мы выполнили свои обязательства перед участниками первого проекта и сделали все, на что собирались средства. Я сверила статистику двух проектов и выяснила, что почти 60 человек перешли из первого проекта во второй и поддержали нас вновь. В первом проекте поучаствовали 229 человек, то есть почти треть (26%) из них решили снова нас поддержать. Мы доказали окружающим, что нам можно доверять.

Первый проект был запущен физическим лицом в категории «Общественные инициативы». Тогда я собирала деньги на вольерный блок и кислородный концентратор для приюта. На момент старта второй крауд-кампании у нас уже была организация, поэтому мы запускались в категории «Благотворительность» как фонд. Я думаю, это стало еще одним поводом доверять нам. Все-таки ответственность перед законом у фонда гораздо выше. 

Planeta.ru предоставляет некоммерческим организациям специальные условия: проект считается успешным, даже если не собрал и половины заявленной цели, его можно продлевать неограниченное количество раз, с авторов не взимается комиссия площадки. Помимо этого, Planeta.ru с помощью собственных ресурсов продвигает разные инициативы. Честно сказать, я не очень активно задействовала эти бонусы. Дело в том, что я не только руководитель благотворительного фонда, но и сотрудник Planeta.ru. Мне не хотелось, чтобы кто-то подумал, что я излишне пользуюсь своим «служебным положением». Сбор шел неплохо, поэтому я не стремилась активно проталкивать проект в дайджесты и карусели.

Новая аудитория

Во время проекта мы постоянно набирали новую аудиторию. Конечно, в первую очередь, сделали рассылку по участникам первого проекта. Затем связались с группами в соцсетях и лидерами мнений, которые поддержали нас в первый раз. Почти все они согласились распространить информацию о нашем новом проекте. Среди них были в основном паблики, посвященные птицам, и зоозащитные ресурсы. Но были и далекие по тематике группы, посвященные музыке, искусству, рукоделию. Дело в том, что команда нашего центра много общается с людьми. У кого-то мы забирали птиц на реабилитацию, кому-то наоборот пристраивали в качестве питомцев. И репост был ответным жестом благодарности за нашу помощь. 

Дальше уже работало сарафанное радио. За нас переживало большое количество подписчиков, многие волонтеры сами обращались в различные группы, на YouTube-каналы и от своего лица просили рассказать про «Воронье Гнездо». Это значительно уменьшало количество работы для организаторов. Первый проект создавался и продвигался силами двух добровольцев, а теперь за успех крауд-кампании болел огромный коллектив волонтеров — несколько десятков людей. 

Над кампанией работали несколько десятков волонтеров. Изображение предоставлено Planeta.ru.
Над кампанией работали несколько десятков волонтеров. Изображение предоставлено Planeta.ru.

Мы начали обращаться в СМИ, к старту проекта даже сделали рассылку пресс-релиза по тематическим онлайн-изданиям. Не могу сказать, что это принесло в проект деньги. Зато это принесло новые контакты в медиа и дополнительную известность. Нас никогда не просили дать столько интервью, комментариев, сняться в роликах, сколько за время крауд-проекта. Небольшой ролик записал даже «Первый канал». Мы не гнались за количеством публикаций, нам было интересно попасть в издания с большим количеством нашей целевой аудитории. 

Моей мечтой было опубликоваться на портале «Такие дела». Я не раз предлагала редакции темы для статей, но их так или иначе отклоняли. И вдруг по счастливой случайности к нам обратилась журналистка, фотограф, сотрудничавшая с этим журналом. Она несколько раз приезжала к нам в стационар, на прием в ветклинику, на выпуск птиц в лес и написала потрясающую статью о работе реабилитационного центра. Эта статья в итоге попала в «Такие дела», после чего я еще неделю пребывала в состоянии эйфории. 

Поддержка блогеров и мастеров

Во время первого проекта мы каждый день постили в соцсетях интересные истории из жизни реабилитационного центра. Они разлетались по Интернету, привлекая новых подписчиков. В этот раз мы не делали такого упора на контент. Конечно, интересные фотографии, статьи и заметки выходили регулярно, но мы отдавали себе отчет, что большую сумму не собрать спринтерским забегом. А устраивать себе испытание с ежедневными публикациями сроком на полгода было бы равносильно самоубийству. В этот раз мы гораздо больше внимания уделили взаимодействию с блогерами. Например, нас активно поддерживала Ника Зубра, хозяйка филина Ёль. Благодаря ей проект собрал несколько десятков тысяч рублей. А сама Ника после завершения проекта согласилась стать попечителем фонда, чем я невероятно горжусь. 

Огромную поддержку проекту оказали мастера. Многие люди, сопереживающие «Вороньему Гнезду», безвозмездно предоставили для крауд-проекта сделанные своими руками украшения, игрушки, керамические изделия, магниты. Мы взамен размещали в соцсетях благодарности и ссылки на их страницы. Наша собственная сувенирная продукция была оформлена рисунками наших волонтеров — среди них немало талантливых художников.

Сказочные пåтицы из бархатного пластика, сделанные художником Евгением Хонтором. Изображение предоставлено Planeta.ru.
Сказочные птицы из бархатного пластика, сделанные художником Евгением Хонтором. Изображение предоставлено Planeta.ru.

Отдельное спасибо Евгению Хонтору. Он отдал в проект огромное количество фигурок невероятной красоты. Каждый раз, когда мы добавляли в проект новую партию лотов Евгения, начинался невероятный ажиотаж, и все фигурки раскупались в течение суток. Нам даже пришлось договориться, что информация о появлении лотов от Евгения должна публиковаться во всех соцсетях одновременно, чтобы подписчики не расстраивались, что не успели что-то заказать из-за запоздавшего анонса. Кстати, Евгений тоже вошел в попечительский совет фонда и стал активным волонтером реабилитационного центра. 

Немного хейта

Были, конечно, и небольшие проблемы. С хейтом сталкиваются многие авторы крупных проектов. Столкнулись и мы. В основном каких-то серьезных претензий не было. Если у людей возникали вопросы, мы спокойно отвечали на них и аргументировали свою точку зрения. Но однажды ситуация все-таки вышла из-под контроля. В комментарии проекта пришел автор другой крауд-кампании, связанной с птицами. Он тоже собирал средства на Planeta.ru на свою инициативу, но его проект не набрал заявленную сумму. Возможно, он обиделся на крауд-площадку, и эта обида вылилась в многочисленные обвинения и претензии в нашу сторону. 

Никакие ответы и объяснения его не устраивали. После нескольких тщетных попыток успокоить «коллегу» я в расстроенных чувствах написала о происходящем на своей странице. После этого комментарии на Planeta.ru буквально взорвались, потому что туда пришли наши единомышленники. Они дружно вступились за честь и достоинство реабилитационного центра. Несколько суток проект висел в списке самых активных на главной странице сайта, пока излишне бурную дискуссию не прервали модераторы. Вывод: даже в негативных ситуациях есть свои положительные стороны. 

Месяц на посылки 

Деньги собирались «волнами». Мы старались не переживать по этому поводу, потому что понимали, что «провисы» в таком масштабном проекте неизбежны. Каждый раз, когда сбор останавливался, мы делали новую публикацию, обращались к новым авторам и пабликам или размещали новые лоты. В итоге проект продлился полгода, как мы и рассчитывали. Собрали мы даже больше заявленной цели — 2 161 450 рублей вместо заявленных двух миллионов. 

За полгода проекту удалось собрать 2,1 миллион рублей. Скриншот Planeta.ru.
За полгода проекту удалось собрать 2,1 миллиона рублей. Скриншот Planeta.ru.

Конечно, с завершением сбора не заканчивается работа над проектом. Наоборот, она только начинается. Наш проект поддержали полторы тысячи человек. Можете представить, какое количество вознаграждений нам пришлось рассылать? Здесь я могу сказать только огромное спасибо нашим волонтерам. Без них я бы, конечно, не справилась. Один человек взял на себя работу с типографией. Несколько других помогали паковать лоты.

Мы просто собирались большой компанией у меня дома, заказывали пиццу и собирали посылки с утра до вечера. С учетом перерывов в работе это заняло около месяца. Я даже брала двухнедельный отпуск, чтобы заниматься рассылкой. Кое-какие лоты мы отправляем до сих пор, потому что в общем потоке, естественно, часть отправлений потерялась.

Открытки, стикеры и другую сувенирную продукцию печатали строго по предзаказам. Изображение предоставлено Planeta.ru.
Открытки, стикеры и другую сувенирную продукцию печатали строго по предзаказам. Изображение предоставлено Planeta.ru.

Все трек-номера сразу же рассылались на почты получателям. Если кто-то долго не забирал свое вознаграждение, мы звонили и напоминали. Не могу не отметить, что со времен нашего первого проекта «Почта России» пережила настоящую техническую революцию. Раньше большая партия посылок означала неминуемую смерть в почтовом отделении. Сейчас все отправки можно оформить дома, сидя на диване с чашкой чая. Упаковать, присвоить номера в приложении, оплатить, а потом просто занести в отделение и оставить там. Мы каждый день носили на почту коробки и конверты — сотрудники даже перестали удивляться, просто молча выкатывали тележку, чтобы мы сгружали на нее содержимое мешков. 

Какие у меня чувства после завершения крауд-кампании? Честно говоря, я устала так, будто только что завершила полугодовой пеший поход. Хочу ли я в будущем запускать новые крауд-проекты? Однозначно, да.