Сверхновые медиа: почему они не хотят продавать читателей корпорациям

Обсуждение журналистской этики будущего на конференции «Сетевой апрель» Изображение: Pixabay.

Продажа данных о пользователях прямо или косвенно позволяет медиа зарабатывать. Но что делать, если при этом обе стороны — медиа и читатели — считают, что в основу журналистики все-таки заложены этические нормы? Как в таком случае построить бизнес и не забыть про этику? Ответ на этот и другие вопросы искали заместитель главного редактора «Новой газеты» Кирилл Мартынов и основательница медиа «Сверхновая» Анна Игнатенко на конференции «Сетевой апрель», которая прошла 20-21 апреля 2021 года.

Запись разговора Анны Игнатенко и Кирилла Мартынова на конференции «Сетевой апрель».

Поскольку первый текст на «Сверхновой» вышел в декабре 2020 года, а полноценно издание запустилось только 9 апреля 2021 года, давайте для начала подробнее расскажем про проект Анны Игнатенко. Не каждое русскоязычное медиа начинается с манифеста, но у редакции «Сверхновой» он есть. В начале манифеста говорится о том, что будущее — это шанс сделать мир таким, каким мы хотим его видеть.

Будущее просто надо сначала придумать и начать двигаться к нему. Решения каждого из нас меняют будущее, а чтобы они были информированными, мы будем собирать для вас контекст, исследовать окружающий мир с помощью разных методик и рассказывать вам о процессе и результатах этих исследований.

Манифест «Сверхновой»

Главные темы «Сверхновой» — Интернет и технологии, будь то рецензии на сложную околоакадемическую литературу, статьи-ликбезы с развенчанием мифов или вообще гороскопы. В Telegram-канале редакция собирает новости по тем же темам. И, что редкость для медиа с выраженной критико-утопической оптикой, не обходит вниманием российские институциональные и даже государственные инициативы и события. 

Но не менее важно, как устроена «Сверхновая» внутри. И как вообще могут быть устроены отношения медиа и читателей, если обе стороны разделяют критико-утопические взгляды на современность. Давайте разберемся подробнее.

Какие данные собирать?

Необходимо этично выстраивать аналитику пользовательского поведения на сайте, а не анализировать все без разбору. В этом уверена Анна Игнатенко. Например, количество уникальных посетителей, источник перехода на сайт и дочитываемость материала — важные параметры. Но нужно ли знать, куда пользователь ушел с сайта, дочитав или не дочитав статью? Скорее всего, нет. 

С помощью каких инструментов собирать данные?

Существуют инструменты аналитики, которые позволяют редакции собирать все необходимые данные, но при этом они произведены небольшими компаниями, а не корпорациями. Например, «Сверхновая» пользуется инструментом Plausible, который вообще не задействует cookie, то есть собирает данные анонимно. А еще у Plausible открытый код.

Если на ваш сайт заходят 10 тысяч посетителей, перейдя с Google Analytics на Plausible, можно снизить выбросы углекислого газа в атмосферу на 4,5 кг в год. За счет того, что сервис легко прогружается. 

Возможно, скоро на смену автоматизированному сбору данных о пользователе посредством cookie придут профили, которые будут храниться локально. Или даже пользователи будут настраивать их сами, чтобы видеть актуальную для себя рекламу. Один из уже появившихся (в январе 2021 года) инструментов — Google FLoC, но к нему есть много вопросов.

Принимать ли cookie?

Как ни странно, иногда есть смысл сознательно принимать все cookie, а не заботиться о своей приватности и защищенности данных от корпораций. Поскольку продажа данных о пользователях прямо или косвенно позволяет медиа зарабатывать, согласие на все cookie может оказаться способом поддержать любимое независимое медиа. Или даже медиа, в котором работаешь, как поддерживает «Новую газету», принимая все cookie, Кирилл Мартынов.

Нужно ли защищаться от слежки?

В России существует проблема государственной слежки, в том числе и с помощью цифровых данных. Кирилл Мартынов упомянул Реестр организаторов распространения информации (ОРИ), внесение в который требует даже от локальных медиа установки многомилионного оборудования, данные с которого передаются в Федеральную службу безопасности.

Отдельно стоит вспомнить и о защите от западных корпораций. Это особо подчеркнула Анна Игнатенко. Она отметила, что «слежка существует сейчас, а последствия продажи данных о пользователях станут особенно заметны через пять-десять лет». Однако пока журналисты не начали бить тревогу по этому поводу.

Дискуссия Кирилла Мартынова и Анны Игнатенко на конференции «Сетевой апрель». Изображение: Теплица социальных технологий (Наташа Баранова).
Дискуссия Кирилла Мартынова и Анны Игнатенко на конференции «Сетевой апрель». Изображение: Теплица социальных технологий (Наташа Баранова).

Другие участники конференции тоже много говорили о государственной и корпоративной слежке. Если вы не успели посмотреть конференцию в прямом эфире, то найти записи можно здесь: первый день и второй день

Презентацию Анны Игнатенко можно найти по ссылке.

«Сетевой апрель» — ежегодная конференция, которую проводит команда Теплицы социальных технологий. Цель конференции — приумножить знания о технологиях для общественного блага среди российского некоммерческого сектора.