QR-кот: как сервис помощи животным запустил благотворительную онлайн-игру

Опыт сотрудничества проекта Teddy Food с digital-агентством и кофейнями

Вы приходите в кофейню, делаете заказ, а вместе с ним получаете QR-код. Нет, не тот, о котором вы могли подумать. А для доступа в онлайн-игру, участие в которой в пару кликов помогает животному из приюта. Журналист Теплицы София Горовая узнала у представителей проекта Teddy Food и агентства Step Agency, как они придумали и запустили благотворительную игру «QR-кот и digital-собак@».

Камеры в приютах

История Teddy Food началась в 2016 году. Однажды супруги Павел и Варвара Котосовы из Самары гуляли со своей собакой Тедди, и питомец привел их к раненому псу, лежащему на улице. Павел и Варвара помогли собаке, а потом устроили ее в приют. Эта история зацепила молодых людей: они переживали за дальнейшую судьбу спасенного ими зверя и, пока искали ему новый дом, так погрузились в жизнь приютов, что решили и дальше помогать им.

Так родилась идея Teddy Food — платформы, на которой можно через камеры наблюдать за животными в приютах, удаленно ухаживать за ними и при желании выбирать того, кого хочешь забрать к себе домой.

Создатели Teddy Food Павел и Варвара Котосовы. Фото предоставлено проектом.
Создатели Teddy Food Павел и Варвара Котосовы. Фото предоставлено проектом.

Проект зарегистрировали как НКО, запустили сайт, стали набирать команду. Павел и Варвара хотели сделать зоозащиту понятной и доступной для всех. А еще избавить людей от шок-контента — фотографии раненых и больных животных. Основатели сервиса хотели доказать: в приютах нет ничего страшного, и каждый может сделать жизнь животных в приюте лучше. На сайте Teddy Food, как в интернет-магазине, пользователи добавляют в корзину понравившегося питомца еду, лекарства, подарки, оплачивают их и дарят.

В такой теме, как бездомные животные, мы стараемся найти «лучик света», доказать, что помощь зверям может приносить удовольствие. И мы регулярно получаем обратную связь от людей: до вас мы не знали, что приюты — это так здорово, там не грязно и не ужасно.

Александра Баранова,

маркетолог Teddy Food

Сегодня в проекте участвуют 30 приютов из 21 города России. В каждом из них с помощью Teddy Food установлены камеры для наблюдения за питомцами. Сервис стал информационной поддержкой и финансовой «подушкой безопасности» для приютов. С помощью Teddy Food приюты получают средства на корм и лекарства своим животным, и дополнительную огласку, которая помогает им пристроить больше собак и кошек.

Помогать через игру

Позитивный подход команды сервиса вдохновил сотрудников саратовского агентства Step Agency — они давно искали благотворительный проект для помощи probono и поэтому предложили команде Teddy Food создать онлайн-игру для помощи животным.

Разработкой идеи занялся креативный копирайтер Никита Савченко. Изначально у него родилась игра слов: QR-код и QR-кот. Поэтому сотрудники агенства сразу решил, что пользователи будут получать доступ к игре с помощью QR-кода. Еще Никита думал, как использовать символ @, так появилась digital-собак@. В итоге названием игры стало «QR-кот и digital-собак@».

Дальше нужно было определиться с механикой. Teddy Food работает в реалити-формате, когда люди наблюдают за животными в режиме реального времени. Концепцию игры решили сделать похожей — взять за основу реально существующее животное из приюта, нарисовать его и дать человеку возможность поиграть с ним. А потом при желании и помочь.

Тейбл-тент (настольная табличка) с QR-кодом для доступа в игру. Изображение предоставлено проектом.
Тейбл-тент (настольная табличка) с QR-кодом для доступа в игру. Изображение предоставлено проектом.

Изучив целевую аудиторию проекта, в агентстве поняли, что это в основном люди 25-34 лет из Москвы и Санкт-Петербурга. Они знают все про технологии и понять механику игры им будет несложно. Также детство потенциальных пользователей пришлось на 90-е годы. Значит, можно вызвать у них теплые воспоминания, сымитировав популярные в то время 8-битные игры. 

Созданием анимации занимались дизайнеры агентства Ирина Ким и Илья Кутузов, motion-дизайнеры Семен Богачев и Михаил Ситник, тексты писал Никита Савченко. Они прислали Teddy Food предложение о сотрудничестве вместе с описанием идеи и первым вариантом игры. Идея Павлу и Варваре понравилась, и они согласились на сотрудничество.

Мы переживали, как в Teddy Food отнесутся к нашей идее и как сложится наше сотрудничество. Но мы с самого начала нашли общий язык и идеально совпали во всем — два проекта с людьми, которые горят своим делом.

Никита Савченко,

креативный копирайтер Step Agency, координатор проекта и создатель идеи

Мафия и Гречка 

Команда Teddy Food тоже подключилась к запуску проекта. Они стали искать героев для игры — реальных животных из приютов. Изначально хотели отобрать животных с непростой судьбой или тех, кто уже давно в приюте, чтобы быстрее найти им хозяев. Еще команде Teddy Food хотелось обыграть имя животного. Например, собака Гречка должна говорить пользователям, что будет их греть. И, как одноименная певица, восклицать: «Люби меня, люби!». А кошка Мафия обещать, несмотря на свою кличку, спать по ночам и не будить своего будущего хозяина.

Аккаунт проекта «QR-кот и digital-собак@» в Instagram.
Аккаунт проекта «QR-кот и digital-собак@» в Instagram.

В итоге было отобрано десять животных. Никита прописал каждому из них реплики. Животные просят поиграть с ними, благодарят человека и говорят, что раскроют ему секрет — они на самом деле живые, с ними можно поиграть в приюте или забрать к себе домой. Дизайнеры прорисовали каждого из животных, а сотрудники Teddy Food подобрали фотографии собак и кошек — их люди видят в конце игры, понимая, что за персонажами стоят настоящие животные.

После того как вся механика было продумана, надо было выбрать платформу для запуска игры. Изначально была идея сделать отдельный сайт, но в итоге в агентстве поняли, что это будет неоправданно дорого и трудоемко. Ведь можно обойтись одним из самых популярных сегодня форматов — сторис в Instagram. Создатели игры запустили новый аккаунт в этой социальной сети. В постах пользователям объяснили механику и рассказали о проекте, а сами игры разместили в закрепленных сторис.

Коды в кофейнях

Параллельно с разработкой игры шла рассылка по потенциальным партнерам — местам, где можно будет разместить QR-коды. Запускать проект решили в Москве и Санкт-Петербурге: именно здесь целевая аудитория Teddy Food и большое количество партнеров. Причем акцент решили сделать на кофейнях — пришли к выводу, что это одни из самых популярных мест среди молодежи в больших городах. И наибольший отклик после рассылки получили именно от кофеен.

Промо-ролик игры.

Сложности были с печатной продукцией. Надо было думать, как обыграть QR-коды и где их напечатать. Решили, что самые подходящие для кофеен форматы — это наклейки на стаканы и тейбл-тенты (настольные таблички), на которых будут изображены герои игр. Дизайнеры Step Agency приготовили макеты. Сотрудники Teddy Food стали искать типографии, договариваться с ними о возможных скидках, а также кинули клич по волонтерам из Москвы и Петербурга — кто будет готов развезти продукцию.

Мы переживали, чтобы все выглядело и красиво, и функционально. Формат должен быть подходящим для кофеен, привлекать внимание и вовлекать.

Никита Савченко,

креативный копирайтер Step Agency, координатор проекта и создатель идеи

В итоге всего через полтора месяца после начала сотрудничества Teddy Food и Step Agency QR-коды появились в первых кофейнях Москвы и Петербурга. Сейчас к проекту присоединились уже 20 мест в двух городах. Среди согласившихся на сотрудничество кофеен: CoffeeShots в Москве и Civil Coffee Bar в Санкт-Петербурге. Полный список мест, в которых размещены QR-коды Teddy Food.

Финансовых сложностей у нас не возникло, потому что нам сильно помогли и типографии, и волонтеры.

Александра Баранова,

маркетолог Teddy Food

Основатель Teddy Food Павел Котосов, как вспоминает Александра, лично общался со всеми добровольцами, был все время на связи. Он контролировал всю логистику и доставку печатной продукции.

Новые площадки

В ближайших планах Teddy Food и Step Agency — сотрудничество с кофейнями в Екатеринбурге, Самаре и Волгограде. Еще о проекте узнали некоторые ветеринарные клиники и зоомагазины и сами предложили сотрудничество.

Сотрудники Teddy Food уже получают первые отклики от аудитории. Люди пишут отзывы, отмечают проект в сторис. За первый месяц после запуска проекта в Instagram стало на 500 подписчиков больше, а на сайте повысился трафик. Пожертвований пока больше не стало. Также пока нет историй о том, что после игры кто-то взял домой собаку или кошку. Но даже если одна такая история случится, это будет главным достижением проекта, уверены сотрудники Teddy Food.

Я не знаю, с кем могли реализовать эту идею круче, чем с Teddy Food. Они просто перевернули привычное понимание людей о благотворительности. Участники проекта говорили, что наши истории и игры — это именно то, что их растрогало. А вовсе не жалобные фото из соцсетей.

Никита Савченко,

креативный копирайтер Step Agency, координатор проекта и создатель идеи

Проект столкнулся и с трудностями из-за коронавирусных ограничений. Особенно в Москве, где доступ в кафе и рестораны сейчас только по QR-коду. Проект успели запустить чуть раньше — 17 июня, и многие к началу ограничений уже узнали об игре. Но сейчас у многих людей нет доступа в кофейни. Да и сам код начинает вызывать негативные ассоциации. Несмотря на это, даже во время ограничений коды от Teddy Food останутся на стаканах с кофе на вынос.