Новые проекты и сборы в пандемию: что происходит в волонтерском фандрайзинге?

Главные цифры волонтерского фандрайзинга и опыт новых проектов Фото: Алексей Абанин для «Нужна Помощь»

Волонтерский фандрайзинг — один из эффективнейших способов взаимодействия с донорами. Ведь таким образом люди не только привлекают средства на помощь, но и вовлекают в благотворительность свое окружение. В России волонтерский фандрайзинг начал развиваться всего семь лет назад. За это время появились первые успешные проекты, а в последние годы все больше благотворительных фондов решились запустить собственные платформы для волонтеров.

По данным опросов российских некоммерческих организаций, фонды стали чаще использовать инструменты волонтерского фандрайзинга. Если в 2017 году с волонтерами работали лишь четверть организаций, то в 2021 уже 37%. Однако волонтерство и организация сбора денег в пользу благотворительности по-прежнему остаются наименее массовыми формами поддержки среди доноров.

Главные цифры волонтерского фандрайзинга последнего времени, опыт двух новых российских проектов, запустившихся в пандемию, и новости самого крупного проекта «Пользуясь случаем» — в материале Теплицы.

Как пандемия сказалась на волонтерском фандрайзинге?

Covid-19 нанес серьезный удар по волонтерскому фандрайзингу, так как большинство проектов предлагают волонтерам организовывать или участвовать в офлайн-мероприятиях, недоступных в период карантина и самоизоляции. Российской статистики по влиянию коронакризиса на доходы от волонтерского фандрайзинга нет, поэтому рассмотрим зарубежную статистику. Согласно данным проекта Data Boost, доходы 30 крупнейших программ волонтерского фандрайзинга в США снизились почти на 34%, или на 401 млн долларов по сравнению с прошлым годом.

Традиционные волонтерские активности принесли в этот период намного меньше средств, зато онлайн-кампании волонтерского фандрайзинга стали популярнее. Например, самой быстрорастущей волонтерской программой 2020 года стал проект Great Cycle Challenge USA, собирающий средства для Детского фонда исследований рака. Проект собрал 15 миллионов долларов, что на 77% (6,5 млн долларов) больше, чем в предыдущий год. В США одиночные заезды на велосипеде были разрешены в период строгого локдауна, именно поэтому проекту удалось взлететь. Людям, желающим участвовать в благотворительности, дали возможность заниматься одной из немногих доступных активностей в поддержку детей. Такая популярность не дело случая, проект изначально был полностью технически заточен под онлайн, включая собственное мобильное приложение, продуманное для велосипедистов до мелочей.

По данным исследования международной компании Blackbaud, в котором авторы проанализировали опыт 687 организаций, использующих в работе волонтерский фандрайзинг, в 2020 году волонтеры создали больше всего онлайн-сборов за последние три года. Средняя сумма, привлеченная на одну страницу сбора, увеличилась почти на 8% по сравнению с прошлым годом.

Визуализация из исследования Blackbaud Peer-to-Peer Fundraising Study 2020. Четыре новых волонтера привлекают столько же, сколько один опытный волонтер.
Визуализация из исследования Blackbaud Peer-to-Peer Fundraising Study 2020. Четыре новых волонтера привлекают столько же, сколько один опытный волонтер.

В том же исследовании говорится, что волонтеры, создающие сборы не впервые, обычно привлекают больше средств, чем новички. В 2020 году средняя сумма, привлеченная опытными волонтерами, выросла на 83%. Анализ данных проектов, организующих мероприятия для волонтеров без вступительных взносов, показал, что требуется почти четыре новых участника, чтобы собрать столько же, сколько один ранее участвовавший в сборах волонтер.

А что в России?

Пользователи самой известной в России платформы волонтерского фандрайзинга «Пользуясь случаем» с 2017 год привлекли больше 100 млн рублей для разных некоммерческих организаций. В 2020 году на платформе открыли 1532 сбора. За пять лет работы платформа многократно улучшалась — появились новые форматы для сборов, изменился личный кабинет для пользователей, команда проекта выросла и стала проводить обучение для других организаций.

За годы работы мы поняли, как важно налаживать отношения с разработчиками. Платформа работает стабильно, потому что разработчики работают стабильно. Именно они воплощают все задумки, обеспечивают работу всей платформы и устраняют проблемы. 

Екатерина Гришунина,

руководитель «Пользуясь случаем»

К зиме 2021 года «Пользуясь случаем» планирует дать пользователям возможность проводить благотворительные распродажи и мастер-классы на сайте, а уже осенью запустится Telegram-бот, который поможет пользователям создать сбор и рассылать информацию друзьям. Изменения коснулись и ежегодного футбольного турнира «Меняй игру», теперь в нем смогли участвовать любые команды по желанию, а не только те, кто собрал больше средств, как было раньше.

Екатерина Гришунина говорит, что для проекта турнир — один из главных способов поддерживать отношения с комьюнити. «Чемпионат длится шесть-восемь месяцев, что позволяет создать устойчивую связь с волонтерами. Наши цифры показывают, что срок интереса волонтера девять месяцев, поэтому долгосрочное участие мотивирует на продолжение сотрудничества. Видно, как после пандемии такое мероприятие снова расшевелило людей», — рассказывает Екатерина. 

Футбольный благотворительный турнир «Меняй игру». Фото: Алексей Абанин для «Нужна помощь».
Футбольный благотворительный турнир «Меняй игру». Фото: Алексей Абанин для «Нужна помощь».

На обучении, которое проводит команда «Пользуясь случаем» для фондов, желающих развивать волонтерский фандрайзинг, Екатерина советует организациям проводить одно крупное офлайн-событие в год, чтобы собирать людей вместе и замерять динамику развития проекта. Такие мероприятия показывают, сколько новых людей присоединились, сколько уже участвовавших вернулись, и многое другое.

«Появляются новые молодые проекты, которые в том числе проходили у нас обучение, например, платформа «Я плюсую», они учились у нас. Отлично работает с волонтерами AdVita. Недавно фонд из Белгородской области «Святое Белогорье против детского рака» прошли верификацию и сразу стали активно делать сборы. И это большая радость для нас!» — делится Екатерина.

Как запускались новые проекты в пандемию?

В августе 2020 года запустился сайт волонтерского фандрайзинга «Эстафета чудес» от фонда «Жизнь как чудо». За первый год волонтеры привлекли больше 16,5 млн рублей на лечение детей с заболеваниями печени. Последние четыре месяца платформа стала приносить фонду больше средств, чем адресные сборы на основном сайте организации. Средний чек на волонтерских страницах — 2 118 рублей, что на 40% больше, чем на основных сборах детей.

Волонтеры «Эстафеты чудес» на благотворительном заезде. Фото: архив проекта.
Волонтеры «Эстафеты чудес» на благотворительном забеге. Фото: архив проекта.

«Волонтерский фандрайзинг — наша огромная любовь. Раньше мы работали на нашем основном сайте, и это было не очень удобно, многие люди даже не знали, что у нас есть волонтерский фандрайзинг. На платформе мы собрали наших давних друзей и новых, у всех появились личные кабинеты с возможностью без нашего вмешательства создавать события и команды», — рассказывает руководитель «Эстафеты чудес» Павел Раковский.

До запуска отдельной платформы волонтерским фандрайзингом в разной степени занимались все сотрудники фонда, а Павел Раковский отвечал за спортивные мероприятия. Теперь только «Эстафетой чудес» занимаются два сотрудника. «Сейчас мы уже работаем над тем, чтобы сборы делали не только друзья фонда, но и друзья друзей, знакомые и коллеги. Мы постоянно продумываем систему мотивации людей, чтобы они больше увлекались и болели за наше дело и оставались с нами, а не просто приходили к нам на день рождения раз в году. Для этого у нас есть целый годовой цикл активностей для волонтеров», — рассказывает проект-менеджер Ольга Андреева.

Команда проекта признается, что в волонтерском фандрайзинге стараются не ставить себе жесткие KPI по созданным сборам и привлеченным средствам, а делают ставку на поддержание личных связей. Успех платформы команда связывает именно с налаженными за годы предварительной работы комьюнити-менеджментом и близким контактом с волонтерами.

Весной 2021 года запустилась еще одна новая платформа. Благотворительное движение «Я плюсую» поддерживало детей с тяжелыми заболеваниями много лет: участники проводили мероприятия и акции, создавали события на «Пользуясь случаем». В период пандемии команда проекта решила создать собственную платформу. Средства на разработку сайта проект получил, выиграв грант.

«Мы долго продумывали механику работы сайта до мелочей, чтобы она была простой и при этом давала возможности плюсовать детям разными способами. Важно дать подсказки для пользователей, чтобы не только помочь создать сбор, но и объяснить, как продвигать его. Сейчас мы продолжаем настраивать email-рассылки, именно они — один из главных способов быть в контакте с участниками движения, которые хотят помогать детям вместе с нами», — рассказывает Владимир Емельянов, координатор благотворительного движения «Я плюсую».

Участники благотворительного движения «Я плюсую». Фото: архив фонда «Плюс Помощь Детям».
Участники благотворительного движения «Я плюсую». Фото: архив фонда «Плюс Помощь Детям».

За первые четыре месяца работы платформы участники движения собрали 420 000 рублей. База доноров выросла до 400 человек, а средний чек — до 1000 рублей. Сейчас на платформе открыто 40 сборов, из которых 35 активных. «Платформа — это не только технический инструмент для сборов, но еще и способ рассказывать людям о благотворительности. Само собой, для фонда это возможность получать средства на оплату программ помощи, но помощи не будет без людей», — рассказывает координатор благотворительного движения «Я плюсую» Владимир Емельянов.

Сейчас главный вызов нового проекта — повысить узнаваемость. Команда разрабатывает партнерские проекты, тестирует новые аудитории и привлекает коммерческие компании. В ближайшее время движение запустит несколько офлайн и онлайн-мероприятий и свой курс по продвижению сборов. «В начале сентября 2021 года мы запускаем курс из восьми занятий для участников движения, на котором будем учить открывать и продвигать свои события с друзьями и партнерами, создавать волонтерское сообщество и понимать мотивацию участников», — делится планами Владимир.