Пиши в любое время. Появится ли в трудовом законодательстве «право отключаться»?

Новое цифровое право — против переработок и повышенной тревожности Иллюстрация: https://www.flickr.com/photos/[email protected]/3995288987

Вы наверняка читали статьи о цифровой гигиене с советами выключать телефон хотя бы за час до сна. Но что если это не инфракрасное излучение и даже не пролистывание соцсетей плохо влияют на качество сна, а рабочие переписки? Исследования показывают, что отвечать по работе после девяти часов вечера — значит плохо спать ночью и хуже трудиться на следующий день. И что даже само ожидание звонков и писем круглые сутки увеличивает стресс для работников и их семей — пусть письма не придут, но если вдруг придут, нужно будет обязательно ответить. 

Группа Autonomy, которая ведет консультации и исследования в области организации труда, предложила внести в британский трудовой кодекс «право отключаться». Что включает в себя это право, как еще обоснована его необходимость и возможен ли его аналог в России?

Скрытые переработки

Давайте сначала разберемся, как цифровая связь изменила структуру нашей занятости. Принято считать, что занятость наемного сотрудника складывается из «рабочего дня» и «переработок» — дополнительных трудочасов, которые работник по соглашению с работодателем или по его требованию проводит на рабочем месте. Согласитесь, в 2021 году такое описание звучит странно?

Autonomy предлагают для описания реальной ситуации ввести термин «скрытые переработки». Во-первых, исследователиотмечают, что сейчас работники редко полностью «отключаются» и выполняют маленькие задачи, не требующие физического присутствия, и по вечерам, и в выходные. Во-вторых, требование «включиться» (звонок, сообщение, письмо) вечером или в выходной со стороны работодателя отличается от требования «задержаться». Наконец, «включаясь» по требованию, сотрудник, возможно, выполнит в нерабочее время не просто задачу, поставленную работодателем, но и другие небольшие дела, не связанные напрямую с содержанием звонка или письма.

Согласно подсчетам, в 2018 году британцы провели на неоплачиваемой работе около двух миллиардов часов. Если переводить в более понятные цифры, это 7,5 часа в неделю на одного работника. Считайте, целый рабочий день. Сколько из этого времени связано именно с цифровыми «скрытыми переработками», неизвестно, но масштаб проблемы в любом случае впечатляет.

Отключаться по закону

Когда работники имеют возможность отключаться от работы, они трудятся более продуктивно и вовлеченно, а также становятся более внимательными к коллегам. Это тоже показывают исследования. Как же закрепить «право отключаться» законодательно?

Autonomy считают, что «право отключаться» должно включать три пункта:

  • право сотрудника не выполнять рабочие задачи вне рабочего времени на постоянной основе;
  • право сотрудника не быть наказанным за отказ отвечать на рабочие вопросы вне рабочего времени;
  • обязанность уважать право других на отключения (например, не звонить и не писать писем вне рабочего времени на постоянной основе).

При этом Autonomy подчеркивают, что само «рабочее время» в разных секторах труда устроено по-разному. Исследователи приводят в пример финансовый сектор, в котором работают и должны быть в контакте жители разных часовых поясов, и сектор заботы, где работникам часто жизненно важно быть на связи и вечером, и ночью. 

Чтобы учесть разницу в понимании «рабочего времени», можно использовать одну из двух правовых норм: «выбор путем присоединения» или «отказ от применения». «Выбор путем присоединения» (opt-in) предполагает, что свою норму каждая компания закрепляет самостоятельно. «Отказ от применения» (opt-out) предполагает, что существует единая норма по умолчанию, но организация может обосновать свою невозможность подчиняться этой норме. 

Сейчас проблемой защиты права на отдых, и в том числе права отключаться на законодательным уровне, обеспокоены правительства и организации в Канаде, Ирландии, Германии и других странах. Во французском трудовом кодексе право отключаться уже введено

Кроме введения права, необходимо также закрепить механизм судебной практики по нарушению этого права. Однако исследователи подчеркивают, что по текущему британскому законодательству у работников мало шансов на положительный исход по жалобам на нарушение права отключаться, как и по жалобам на другие случаи запрещенных переработок. Дело в том, что в Британии слабо развита система профсоюзов и трудовых инспекций, и жалобу может подать только индивидуальный работник по единичному нарушению, а не организация и не по системным нарушениям. Таким образом, судебная практика игнорирует дисбаланс власти, который существует между работниками и работодателями: ведь исход дела не в пользу работника может плохо отразиться на его резюме, повлечь увольнение.

Что в России

В российском Трудовом кодексе закреплены два смежных по сути, но очень разных по правоприменению понятия: «сверхурочная работа» и «ненормированный рабочий день». Первое отлично сочетается с «правом отключаться», а второе делает его применение почти невозможным.

Рабочие часы в России могут считаться по сменам (рабочим дням), а могут суммироваться за учетный период, например, сто шестьдесят часов в месяц (при стандартной пятидневке с восьмичасовым, в среднем, рабочим днем). Сверхурочной работой считаются трудочасы, которые выходят за установленные посменные или суммарные нормы. По умолчанию, выполнение сверхурочной работы возможно только с письменного согласия сотрудника, хотя прописаны и исключения. Так или иначе, «продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год», сказано в Трудовом кодексе (Ст. 99). Кроме того, «сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере», также сотруднику могут быть предоставлены дополнительные выходные (Ст. 152). А главное, сверхурочная работа не должна превращаться в систему.

Все нормы по сверхурочной работе применимы, только если в трудовом договоре сотрудника не прописано положение о «ненормированном рабочем дне». Если же оно прописано, то работодатель имеет право привлекать сотрудника к работе вне стандартного графика в любое время и в любом объеме, не оплачивая эту работу и не спрашивая согласия (Ст. 101). Что взамен? Только три дополнительных дня отпуска или аналогичная денежная компенсация (Ст. 119). Правда, как и в случае со сверхурочной работой, ненормированные рабочие смены должны требоваться от сотрудника не каждый день, а эпизодически. 

Сотрудник или гражданин

Можно представить, как «право отключаться» встроится в Трудовой кодекс. Но вот проблема: феномен, которое оно призвано легализовать, сопровождает не только трудовые отношения, но и так называемые отношения гражданско-правового характера. Фрилансеры и самозанятые, к рабочим отношениям с которыми не применимы нормы Трудового кодекса (а иногда и вообще правовые нормы, ведь немало заказов приходится исполнять без договора), как минимум не меньше штатных сотрудников страдают от звонков по ночам, писем ранним утром и срочных требований заказчиков.

Введение «права отключаться» не только юридическая задача, она требует от нас еще и пересмотреть культуру труда как таковую. Когда мы закрепляем понятие в правовом поле, то начинаем больше разговаривать о нем и проявлять к нему больше внимания. Когда я не отвечаю на письма? Как долго сообщение может провисеть без ответа? Как я предупреждаю о том, что беру трубку в субботу, но не беру в воскресенье и понедельник? Как мне уйти в отпуск так, чтобы действительно отдохнуть, но и никого не подставить? Это сейчас очень необходимо: новый общественный консенсус о том, как договариваться о времени на связи и без связи, и о том, как уважать чужой график и соотносить его со своим.