«Помочь просто»: как работают стикеры для сбора пожертвований с QR-кодами

Новая экосистема для некоммерческих организаций от Goody и «Миксплат» Стикер «Помочь просто». Фото: Goody.
Стикер «Помочь просто». Фото: Goody.

Ящики для пожертвований больше не работают — мало кто носит с собой наличные деньги и людям просто нечего в них класть. Поэтому команда агентства Goody и платежная система «Миксплат» разработали стикеры с QR-кодами для приема пожертвований «Помочь просто». Некоммерческие организации могут размещать их на ящиках, баннерах и в других местах, чтобы собирать пожертвования, даже когда у людей нет наличных. Что отличает это решение от других похожих и можно ли оцифровать офлайн фандрайзинг, руководитель агентства Goody Иван Костров рассказал Теплице

QR расшифровывается как quick response — быстрый отклик. Информацию с помощью этой технологии легко закодировать и считать. Наибольший отклик QR-коды получили у пользователей в странах, где основной язык состоит из иероглифов. Их сложно набирать на телефоне и проще отсканировать код. В России маркетологи уже давно начали интегрировать QR-коды в рекламные кампании брендов. Но люди этой технологией почти не пользовались, поскольку сами QR-коды были слабо включены в их повседневную жизнь.

Ситуация начала меняться во время пандемии и самоизоляции — многим пришлось оформлять цифровые пропуска с QR-кодами. Технология (хоть и с негативным подтекстом) стала более понятной и привычной для пользователей. Также с помощью кодов люди все чаще оставляют чаевые официантам в кафе. Некоммерческие организации тоже стали использовать QR-коды в своих кампаниях. 

Стикер можно размещать на стекле автомобиля. Изображение: «Помочь просто» (Goody).
Стикер можно размещать на стекле автомобиля. Изображение: «Помочь просто» (Goody).

Есть два способа отправить пожертвование с помощью QR-кода. Первый способ — открыть приложение банка и отсканировать код. Вот, например, как это можно сделать в приложении «Сбера». «Такой механизм не всем понятен, люди путаются. Но главная проблема в том, что нельзя подписаться на рекуррентные платежи, а значит фонд может потерять постоянного донора. Кроме того, контактные данные плательщика не передаются некоммерческой организации, что тоже очень критично», — объясняет Иван Костров. 

Второй способ — отсканировать с помощью камеры телефона QR-код, который будет вести на платежную страницу организации. Этот вариант более удобный. Но нужно, чтобы платежная страница на сайте организации работала без сбоев, была интуитивно понятна пользователям, а организация имела возможность анализировать эффективность каждого из используемых QR-кодов. Поэтому команда проекта «Помочь просто» решила создать не просто стикеры с QR-кодами, а целую экосистему, которая станет для некоммерческих организаций еще одним инструментом фандрайзинга. 

Сам стикер «Помочь просто» — яркий и максимально лаконичный.На нем нет лишней информации, только QR-код и краткая инструкция, как можно сделать платеж. «Мы старались упростить пользователям путь. Стикер должен быть заметным пятном с конкретным призывом, обращать на себя внимание не сложностью конструкции, а легкостью использования. Чтобы на пути от желания совершить пожертвование к действию пользователю ничего не помешало», — объясняет Иван Костров. На стикерах также нет логотипов или названий НКО. Размещать их можно где угодно, но команда проекта предполагает, что организации будут клеить стикеры в основном на ящики для сбора пожертвований и рекламные плакаты — то есть туда, где уже и так есть вся нужная информация. 

Стикер чаще всего находится «в контексте» — на плакате или ящике фонда. Если стикер наклеен на стекло автомобиля или дверь кафе, скорее всего, людям будет интересно отсканировать код и посмотреть, кому тут «помогают просто».

Иван Костров,

руководитель агентства Goody

Стартовый набор для каждой организации — шесть стикеров на листе А4. Но на сайте проекта можно запросить любое количество стикеров. Некоторые организации, у которых много ящиков для сбора пожертвований и рекламных площадей, сразу заказывают по 200-500 наклеек. Быстро печатать такие партии получается как раз за счет универсального дизайна. Кастомизация не позволила бы оперативно выпускать большие тиражи стикеров.

На каждом стикере есть QR-код, в нем закодирована ссылка на персональную платежную страницу организации. Это второй элемент экосистемы «Помочь просто». Все платежные страницы находятся на отдельной одноименной платформе и по умолчанию не привязаны к сайтам НКО. Иван Костров считает, что это упрощает работу сотрудникам некоммерческих организаций — им не нужно создавать страницы с нуля, анализировать и оптимизировать их для увеличения конверсии (этим занимается команда проекта) или следить, работают ли они. Эти же персональные страницы можно размещать и на сайте самой некоммерческой организации. 

Третий элемент — система аналитики. У каждого стикера есть персональный идентификатор. Сотрудники некоммерческих организаций прописывают в личном кабинете адреса, по которым расположены стикеры с определенными идентификаторами, добавляют фото размещений. И дальше просто следят за тем, где получается собирать больше пожертвований, а где стикеры не работают. «Следить за всеми ящиками невозможно. Их могут, к примеру, украсть или испортить. И о том, что это случилось, вы узнаете только во время инкассации. Когда на ящике появляется стикер с системой аналитики, то следить за ним проще. То есть стикер работает как система учета», — говорит Иван Костров. 

Но не все организации доверяют QR-кодам, считая, что технология не самая надежная и код можно легко заменить. Система аналитики в какой-то степени становится дополнительной защитой от потенциального мошенничества — идентификаторы позволяют отслеживать, все ли в порядке с ящиками, и сразу видеть сбои в общей статистике пожертвований. Но самым действенным способом уберечь себя от обмана остается самоконтроль со стороны плательщика.

«Когда человек совершает перевод, в графе получатель всегда указано название организации. На это надо обращать внимание не только, когда мы совершаем пожертвование, но и покупая товары в онлайн-магазине», — подтверждает руководитель проекта. 

Некоммерческие организации могут заказать любое количество стикеров. Фото: «Помочь просто» (Goody).
Некоммерческие организации могут заказать любое количество стикеров. Фото: «Помочь просто» (Goody).

Проект «Помочь просто» запущен в партнерстве с платежной системой «Миксплат», которая разрабатывает разные решения для некоммерческого сектора. Поэтому доступ к системе получают только НКО, соблюдающие требования регуляторов — Центрального банка и Минюста. Это тоже дает дополнительные гарантии, что стикеры не получат неблагонадежные проекты. 

За доступ к экосистеме «Помочь просто» и стикеры организациям платить не нужно. Оплачивать придется только комиссию с платежей по картам — 2,95%. Также доступен прием платежей по системе быстрых платежей (СБП) со ставкой 0,6%. «Пока нам важнее заработать доверие, чем деньги, мы работаем на кейс. Может быть кому-то стикеры не подойдут, но понравится сама концепция QR-кодов, тогда мы будем готовы подключиться как маркетологи и разработать релевантное решение», — объясняет Иван Костров. 

Проект «Помочь просто», по словам команды проекта, — это попытка оцифровать оффлайн-фандрайзинг. Сама идея с QR-кодами не новая. Но, объединив усилия, Goody и «Миксплат» постарались все упаковать так, чтобы сотрудникам некоммерческих организаций не приходилось тратить много времени на интеграцию инструмента и «допиливать» функционал самостоятельно.