Раскрашенные гравюры Эшера и золотая осень в горах: три самые красивые игры про взросление

Игры, которые будут интересны взрослым и подросткам

В это непросто поверить, но когда-то компьютерные игры прочно ассоциировались с инфантильностью и вообще были «для детей». Даже сейчас в школьные программы попадают приложения скорее поучительные или обучающие, ценные как пособие или исторический источник. Между тем игры многое могут рассказать про самые разные стороны и этапы жизни. Автор Теплицы Олег Уппит рассказывает про три игры, которые, по его мнению, заслужили место в списке для внеклассного чтения рядом с «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Взрослым (или тем, кто себя к ним относит) тоже стоит поиграть. Особенно тем, кто не успел пережить, как проходит взросление.

Несколько уровней из второй части Monument Valley.

«Долина монументов» 2

Monument Valley 2, Кен Вонг, Дэн Грей, 2017

Неторопливые медитативные путешествия по лабиринтам-головоломкам из невозможных фигур, которые навеяны творчеством художника-графиста Маурица Эшера, — основа игрового процесса «Долины монументов». Но воедино причудливые уровни игры связывает сюжет. Так же, как и в первой части, он намечен пунктиром, полунамеками. За это многие критиковали Monument Valley, но это все равно что ругать Борхеса, за то что его рассказы слишком короткие и непонятные, — я нахожу такую подачу привлекательной и подходящей для этой истории и этой игры. 

Во второй части две героини: взрослая Ро и ее дитя в красном колпачке (и это, в общем-то, все, что мы о них знаем). Они начинают свое путешествие вместе. Сперва дитя — просто «хвостик», который бегает за Ро, но постепенно оно обретает все больше самостоятельности. И где-то к середине игры герои расстаются: ребенку пора пройти часть лабиринтов Долины самостоятельно. 

Мистический минимализм дизайна, «священная геометрия» Долины, где не работают привычные законы физики, музыка и в основном молчаливая коммуникация между персонажами погружают в очень плавную атмосферу. И это отличная возможность для игроков задуматься о детстве, взрослении и самостоятельности. 

Игра может показаться короткой, но, к счастью, в волшебный мир «Долины монументов» можно вернуться, обратившись к первой части и ее дополнениям. А сейчас в разработке — Monument Valley 3 и экранизация от Paramount Pictures. 

Главная героиня A Short Hike учится летать.

«Короткий поход»

A Short Hike, Адам Робинсон-Ю, 2019

Это тоже история про «инициацию», плавный, но ярко выраженный момент перехода на следующий этап жизни, как и в Monument Valley 2. 

Молодая птица по имени Клэр едет в национальный парк со своей тетей, которая уже давно работает в парке рейнджером. Узнав, что Клэр очень ждет важного звонка, тетя говорит ей, что единственное место, где ловит мобильная связь, самая высокая точка парка — Ястребиный пик. Путь туда и есть «короткий поход», который, как узнает героиня, в определенном возрасте совершали все члены ее семьи. 

Просто так подняться на вершину не удастся: Клэр пока что почти не умеет летать. Ей предстоит путешествие по острову в поисках золотых перьев, которые помогут ей взлетать выше и карабкаться дальше: через теплые песчаные пляжи побережья и долины, где уже наступила золотая осень, к заснеженным участкам, где нужно согреваться в горячих источниках и у костров. 

В пути птица встретит других антропоморфных животных. Кто-то из них готовится к забегу вокруг горы, кто-то удит рыбу или играет в мяч. Двое героев с воодушевлением приглашают вступить в Международную ассоциацию скалолазов, а потом признаются, что они единственные ее местные представители, но это совсем не грустно, потому что Клэр может стать третьей. Побочные задания, которые можно получить от других персонажей, — от сбора ракушек до поиска зарытых сокровищ, никак не отвлекают от восхождения (к ним можно вернуться, завершив основное приключение). 

Клэр скорее уже не ребенок, ей, вероятно, лет 14-16. Short Hike — про короткий момент между подростковым возрастом и тем, что начинается дальше. Время отдыха, последние летние деньки на даче, куда вернешься теперь уже не скоро. 

Игра стала таким отдыхом и для своего создателя. Адам Робинсон рассказывает, что вдохновение создать небольшой мир с пейзажами, напоминающими родной ему Алгонкинский провинциальный парк в провинции Онтарио, пришло к нему, когда он близок к выгоранию. Устав от разработки однообразных RPG-игр, он и придумал историю о приключениях взрослеющей птицы. 

Сейчас Мэй не может пройти дальше, из-за того что рабочие перекрыли дорогу, но когда сможет, там не будет ничего интересного. И в этом-то и смысл. 

«Ночь в лесу»

Night in the Woods, Алек Холовка, Скотт Бенсон, 2017

Кошка по имени Мэй заметно старше героев первых двух игр. Но догадаться, что ей уже 20 лет, не так-то просто. Мэй очень не хочет взрослеть и ведет себя, как тинейджер. Она бросила учебу в колледже, чтобы вернуться в родной городок Опоссум Спрингс, все свободное время проводит в приключениях с друзьями-музыкантами, игнорирует намеки на то, что ей стоило бы найти работу. А вечером (а обычно ночью или под утро) возвращается в свою комнату на втором этаже родительского дома, где играет на компьютере, рассуждает о сложных отношениях в семье и делает записи в дневнике. Все это повторяется день за днем, почти одинаково, очень однообразно, и будет повторяться достаточно долго для того, чтобы вы привыкли и даже втянулись. 

Во сне Мэй попадает в мир, населенный фантастическими чудовищами, — и это еще более однообразное и угнетающее зрелище, чем реальность. К игре явно есть вопросы. Здесь и обрывающиеся ниточки, которые, кажется, не успели довести до конца разработчики (вроде той части города, которая первую часть игры недоступна из-за дорожных работ), и второстепенные персонажи, прописанные не больше, чем молчаливая массовка в кино или квестов. 

Почему же тогда Night in the Woods классная игра? 

Она очень атмосферная. Дело не только в красоте графики, а в том, что описанные выше минусы постепенно оказываются частью истории, которую рассказывают нам разработчики. Разговоры, пусть немногочисленные и часто не обязательные, полны обаятельных шуток, которые можно растаскивать на цитаты, вроде этой: 

— Когда люди не понимали, что такое Земля, они представляли ее китом.

— Я тоже много чего не понимаю, но я же не представляю все китами.

«Картонные» герои второго плана, в общем-то, оказываются немного статистами, как в реальной жизни дорожные рабочие на перекрестке или полицейские, которые ночью тащат в участок. К тому же главные герои прописаны куда детальнее, кроме Мэй, это еще и трое ее друзей: гиперактивный лис Грэг, его молодой человек скромный и тихий медведь Ангус и бывшая лучшая подруга Мэй, которая, несмотря на то, что они уже не общаются так близко, продолжает тусоваться с ней. 

Общее однообразие процесса — тоже часть истории. Какой еще может быть жизнь в находящемся на отшибе городке, который медленно приходит в упадок? А сама Мэй, чей возраст поначалу вызывает недоумение оказывается очень понятной и реалистичной героиней — двадцатилетней неудачницей со скелетами в шкафу, которая не желает взрослеть. В итоге именно попытки узнать Мэй оказываются главным приключением, которое предлагает игроку Night in the Woods. А побочные квесты гораздо важнее центральной истории. 

Для этой подборки я выбрал три свои любимые игры, связанные с взрослением, но, конечно, есть и другие: недавняя текстовая Letters — A Written Adventure, буквально визуализирующая переписку, или мистическая Oxenfree, действие которой происходит на острове маяков. Расскажите и вы о тех играх, которые вам нравятся.