#ЩедрыйВторник онлайн: 4 успешные акции российских социальных проектов

Советы, как организовать онлайн-событие к #ЩедромуВторнику Акция «Борода для врача»
Акция «Борода для врача»

30 ноября 2021 года пройдет ежегодный день благотворительности #ЩедрыйВторник. Некоммерческие организации запускают разные акции, и многие из них будут в онлайн-формате. Как сделать, чтобы люди участвовали в таких событиях? В подборке Теплицы — успешно запущенные к #ЩедромуВторнику акции, которые помогут вам придумать форматы для новых «щедрых» событий.

Акция «Борода для врача»

Команда благотворительного фонда «Жизнь как чудо» хотела поддержать врачей, борющихся с коронавирусом. Им было неудобно использовать респираторы и медицинские маски, им приходилось отказываться от своего привычного образа и сбривать бороды и усы. Сотрудники фонда предложили всем бородачам поддержать медиков: принять участие в челлендже и за одну неделю собрать один миллион рублей. А если получится, то в #ЩедрыйВторник сбрить свои бороды в знак солидарности с врачами.

Каждому, кто хотел принять участие в акции, предложили завести персональную страничку на сайте фонда и в период с 28 апреля по 5 мая 2020 года привлекать на нее пожертвования. Ровно три дня понадобилось, чтобы участники акции полностью «закрасили» шкалу командного сбора в красный цвет — собрали миллион. А к 5 мая сбор составил 1,8 млн рублей. По словам сотрудников центра, «Борода для врача» была одной из самых спонтанных акций. От возникновения идеи до сбривания бород участниками прошло всего две недели.

В основе акции лежала механика волонтерского фандрайзинга, которую мы активно развивали последние несколько лет. Неделя ушла на подготовку страницы, промоматериалов и гайда для участников, неделя — на сам сбор средств.

Павел Раковский,

директор по фандрайзингу благотворительного фонда «Жизнь как чудо», автор идеи акции «Борода для врача»

Как рассказывает Павел, самым удачным решением стал оригинальный вызов, который привлек к себе внимание большого количества неравнодушных мужчин. Сбор превратился в игру, и на эту неделю все участники акции отвлеклись от коронавируса и статистики заболеваемости, стремились к закрытию сбора. Ключом к успеху стало и изучение и сегментирование аудитории фонда. Чем лучше команда организации знает своих сторонников, тем больше шансов придумать оригинальную и эффективную механику, уверен Павел Раковский.

Собранные деньги пошли на закупку средств индивидуальной защиты медицинским работникам. Средства направили в 12 медицинских учреждений из шести регионов России. В 2021 году фонд стал лауреатом фандрайзинговой премии «Золотой кот» в специальной номинации от #ЩедрогоВторника.

Флешмоб #ЩедрыйВася

Сотрудники некоммерческой организации «Благое дело» из уральского поселка придумали и провели в мае 2020 года онлайн-флешмоб #ЩедрыйВася. Добрый комикс был нарисован иллюстратором Юлией Ярошевской и размещен на сайте «Благого дела» и в соцсетях. Его героем стал кот Василий, который живет в здании организации. Комикс призывал каждого принять участие во флешмобе в поддержку ребят с инвалидностью и команды организации «Благое дело». Для этого надо было сделать пожертвование в пользу НКО и выложить в соцсетях фотографию своего кота с хештегом #ЩедрыйВася.

Кадры из комикса про кота Васю.
Кадры из комикса про кота Васю.

Самым сложным, как рассказывает один из организаторов акции Олег Федчук, было получить информационную поддержку: небольшой региональной НКО бывает непросто пробиться в медиа. Запуская что-то в Интернете, сотрудники «Благого дела» всегда переживают, что это будет никому не интересно. Ведь у них нет собственных ресурсов для поддержки акций: SMM- и контент-менеджеров, дизайнеров и других специалистов, которые часто помогают большим организациям. 

Самым удачным решением стало то, что команда «Благого дела» выбрала главным героем акции обычного домашнего кота. Ведь домашние животные есть у многих, поэтому идея откликнулась людям. Также удачное решение было нарисовать акцию в виде комикса: они популярны в Интернете. В итоге акция получилась легкая и интересная широкой аудитории.

Недостаточно того, чтобы акция «завирусилась» самостоятельно. Нужно стараться привлекать к ней всех и начать с друзей. А еще мы написали в разные студенческие объединения, чтобы студенты помогли нам с распространением комикса. И очень важный момент учитывать занятость людей — нужно, чтобы участие в акции не отнимало много времени и было доступно каждому.

Олег Федчук,

организатор флешмоба #ЩедрыйВася

В акции приняли участие около 150 человек, сумма пожертвований — 30000 рублей.

«Щедрый квиз 2020»

C 2018 года команда центра «Благосфера» ежегодно проводила в #ЩедрыйВторник фестивали для студентов и школьников. Но в условиях пандемии проведение офлайн-события в центре было невозможно, поэтому в качестве альтернативы сотрудники «Благосферы» решили провести онлайн-квиз. К участию приглашали школьников 9-11-х классов и студентов. Игра индивидуальная, но организаторы советовали собирать школьные и студенческие компании, чтобы играть было веселее. Ребят ждало три тематических квиза: «ОБЖ», «Общага» и «Окружайка», каждый мог принять участие в одном из них.

Афиша квиза.
Афиша квиза «Благосферы».

Сложность возникла в процессе подготовки: сотрудники центра поняли, что в этот раз опираться в распространении информации об акции на учебные заведения, как раньше, они не смогут. Последние были настолько загружены собственными онлайн-событиями, что большинство не могло включать в свои планы любые сторонние события. И главным вызовом для «Благосферы» стало привлечение аудитории без посредников. Команда центра делала это в основном через соцсети, обращаясь в первую очередь к родителям школьников и к студентам. 

Мы не можем похвастаться тем, что нам удалось достичь уровня фестиваля. Но акция, безусловно, состоялась, и по несколько десятков участников на каждый из квизов плюс родители в качестве болельщиков — хороший результат в той ситуации, в которой мы оказались. 

Елена Темичева,

директор по коммуникациям и стратегическому развитию центра «Благосфера»

Квизы были посвящены защите прав и цифровой грамотности, проблемам и особенностям людей с инвалидностью, защите животных и природы. В разработке вопросов для квиза принимали участие сотрудники Теплицы социальных технологий и Комитета против пыток, общественной организации «Перспектива» и благотворительного фонда «Жизненный путь», зеленого движения России «Эка» и благотворительного фонда «Ника». Платформу для проведения квизов бесплатно предоставила команда lequiz.ru. Ведущими стали журналист «Новой газеты» Виктория Одиссонова и ведущий и создатель игр из международной ивент-компании EventyOn Даня Рябцев.

Удачной, по мнению команды центра, была творческая идея самого квиза. Он решал задачу вовлеченного и нескучного погружения в мир благотворительности. Не просто «угадайка», не просто знакомство с интересными фактами, но и комментарии от НКО-партнеров акции и, таким образом, знакомство с их деятельностью. Верным решением также было привлечение профессиональной квиз-платформы в качестве партнера и профессиональных ведущих. Партнеры вкладывались про-боно и были готовы помогать «Благосфере» в процессе разработки квизов и сценариев. 

В итоге в квизах приняли участие около 100 человек. В каждом из квизов было два победителя, которые получили электронные сертификаты на покупку товаров инклюзивных мастерских в магазине «Наивно? Очень».

«Про100 фестивальчик»

Онлайн-фестиваль в поддержку центра лечебной педагогики «Особое детство» прошел в Zoom 5 мая 2020 года. Событие придумала и организовала старшеклассница и волонтер центра Александра Бережная. Идея акции — показать, что даже сто рублей, пожертвованные в пользу детей и взрослых с особенностями развития, могут изменить их жизнь к лучшему. Отсюда название «Про100 фестивальчик» и хэштег акции #100РублейЭтоДеньги.

В Zoom’е для участников проходил мастер-класс по приготовлению цитрусового пирога от. В группе события в социальных сетях заранее написали необходимые ингредиенты, и все желающие могли готовить вместе с шеф-поваром, замредактора журнала «Гастрономъ», руководителем гастрономической площадки ЦЛП «Особое детство» Марианной Орлинковой. После мастер-класса — лекция биолога Артема Реутова о том, как мозг человека принимает решения, затем викторина с призом для победителя. В перерывах — музыкальные видео от джаз-бэнда Moonberry Jam, в котором играют выпускники, сотрудники и волонтеры ЦЛП «Особое детство».

Самым удачным решением было позвать Марианну Орлинкову с ее волшебным мастер-классом. Это создало очень уютную атмосферу. Приятно было видеть в окошечках Zoom, как люди собирались семьями, чтобы вместе готовить.

Александра Бережная,

автор идеи «Про100 фестивальчика»

Самым сложным, по словам Александры, было то, что фестиваль организовали всего за пять дней. Меньше чем за неделю нужно было придумать программу, пригласить гостей и найти спикеров, которые были бы готовы вот так неожиданно поучаствовать в онлайн-акции. А главный вывод, который сделали организаторы, — нужно всегда иметь запасной план. Когда ты координируешь многих людей сразу, высока вероятность того, что кто-нибудь заболеет, вспомнит про срочные дела, просто откажется. В этот момент важно не теряться и находить выход из ситуации.

Всего в фестивале приняли участие 47 человек, было собрано 110 000 рублей. Как рассказывают сотрудники центра, многие участники фестиваля затем подписались на рекуррентные пожертвования в пользу ЦЛП.