Благотворительность и законы: 7 правил для руководителей НКО

Советы от команды ассоциации «Юристы за гражданское общество» Фото: Shutterstock.

Руководителям НКО надо знать законы и юридические аспекты, которые касаются работы организации. Разобраться в таком объеме информации трудно. Поэтому команда ассоциации «Юристы за гражданское общество» провела специальный курс для руководителей в «Правовой академии НКО». Юристы ассоциации собрали для Теплицы основные тезисы из курса и составили памятку из семи правил.

1. Периодически обновляйте устав своей организации 

Помните, что устав надо регулярно приводить в соответствие с изменившимися нормами законодательства. Например, в 2014 году в Гражданский кодекс внесли изменения о возможности НКО заниматься приносящей доход деятельностью. В пункте 4 статьи 50 Гражданского кодекса указали, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, только если это предусмотрено их уставами. 

А осенью 2020 года вступили в силу нормы, регулирующие порядок использования ящиков для сбора пожертвований. Теперь ящики могут использовать только те некоммерческие организации, уставами которых предусмотрено осуществление благотворительной деятельности. 

2. Следите, чтобы деятельность НКО соответствовала законодательству и уставу

Уже на этапе регистрации юридические лица и индивидуальные предприниматели должны определиться, чем именно хотят заниматься, и сообщить об этом государству. А также зафиксировать все виды экономической деятельности в уставе, определить и прописать для каждого из них коды согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Кодов в этом классификаторе много, и важно выбрать максимально подходящие. 

Под деятельностью некоммерческой организации имеется в виду все: проекты, мероприятия, оказываемые помощь и услуги, покупки и продажи чего-либо. В этом вопросе нельзя слепо копировать чужой опыт, необходимо учесть особенности именно своей организации.

Olga Shamburova 150x150 - Благотворительность и законы: 7 правил для руководителей НКО

Ольга Шумбурова,

исполнительный директор ассоциации «Юристы за гражданское общество»

Коды ОКВЭД бывают основные и дополнительные:

  • Основной код должен соответствовать цели создания организации или ее основному виду деятельности. Его обязательно иметь каждому юрлицу.
  • Дополнительные коды нужно указывать, если есть какие-то побочные виды деятельности. Впоследствии коды можно менять и убирать неактуальные. 

Некоторые организационно-правовые формы НКО имеют «свои» коды, которые используются как основные. Например, у общественных организаций (если это не политическая партия или религиозная организация) будет ОКВЭД 94.99, а у ассоциаций и союзов — 94.12. Если для того, чем занимается организация, есть специальный код, а в заявлении будет указан другой, в регистрации могут отказать.

3. Своевременно и правильно оформляйте документы

Если вы будете так делать, бумажная работа не будет для вас обузой и даже наоборот. Протоколы и приказы, подтверждающие принятые решения, договоры с членами команды и партнерами, благополучателями, кадровая, бухгалтерская документация и отчетность — правильно оформленные документы помогут организации при возникновении вопросов или споров.

Так, контролирующие органы при проверках будут изучать документы организации. И ответить на претензии благополучателя можно, сославшись на требования утвержденных в НКО программы или проекта. А требовать исправить результаты работ можно, если требования к качеству были четко сформулированы в договоре. 

Назначьте кого-то ответственным за документацию — руководителя отдела, сотрудника, даже волонтера. Но помните, что ответственность несет руководитель.

Olga Shamburova 150x150 - Благотворительность и законы: 7 правил для руководителей НКО

Ольга Шумбурова,

исполнительный директор ассоциации «Юристы за гражданское общество»

На сайте «Правовой команды» есть «Алгоритм проверки внутреннего документооборота НКО», который поможет провести проверку внутренней документации своей организации на соответствие действующему законодательству. Образцы документов можно найти на ресурсах ngo-law.ru, lawcs.ru, charity.lawcs.ru

4. Знайте источники поступления имущества вашей организации

Наличие у организации имущества из иностранных источников (в том числе от российских юридических лиц и граждан России) при определенных условиях один из двух критериев включения некоммерческих организаций в реестр выполняющих функции иностранного агента. Кроме того, без информации об источниках имущества невозможно правильно заполнить формы отчетности в Минюст.

5. Учитывайте, есть ли у организации право зарабатывать

Некоммерческие организации имеют право зарабатывать (осуществлять приносящую доход деятельность), если:

  • такое право закреплено в уставе организации; 
  • есть нужные коды ОКВЭД;
  • есть имущество стоимостью не менее 10 000 рублей. 

Важно помнить, что необходимо соблюдать отдельные требования законодательства. Их довольно много: например, нельзя продавать имущество, полученное как пожертвование. Подробнее о требованиях законодательства в этой области можно узнать на бесплатном курсе юристов «Правовой команды» для сотрудников НКО.

6. Прописывайте право использовать ящики для сбора пожертвований 

Помните, вы вправе использовать ящики для сбора пожертвований, только если в вашем уставе закреплено право ведения благотворительной деятельности. Использование ящиков также должно быть оформлено в соответствии с требованиями законодательства, а отчет об использовании собранного имущества необходимо ежегодно публиковать на портале Минюста. 

В соответствии с Гражданским кодексом, получать пожертвования вправе в том числе организации социального обслуживания и другие аналогичные организации, благотворительные и научные, общественные и религиозные, иные некоммерческие организации. В соответствии с законом и только на общеполезные цели.

При извлечении денежных средств из ящиков:

  • деньги, извлеченные из ящика, нужно пересчитать на месте и записать сумму в акте вскрытия ящика;
  • акт составляется в трех экземплярах, подписывается уполномоченным лицом и двумя свидетелями;
  • деньги сдаются в банк в течение трех рабочих дней со дня их извлечения из ящика, с зачислением на банковский счет благотворительной организации;
  • при превышении установленного организацией лимита остатка наличных денежных средств в кассе организации необходимо зачислить извлеченные средства на банковский счет до конца дня.

Ежегодно до 15 апреля благотворительная организация обязана публиковать отчет об использовании пожертвований, собранных в ящики. Публиковать отчет обязательно на информационных ресурсах Минюста, а также на собственном сайте, если он есть.

Подробнее о порядке использования ящиков для сбора пожертвований можно узнать в Центре правовых знаний по благотворительности.

7. Следите за изменениями в законодательстве

Регулярно посещайте образовательные мероприятия и изучайте материалы о нововведениях в законодательств. Например, на сайтах «Правовой команды» и ассоциации «Юристы за гражданское общество» вы найдете актуальные комментарии и обзоры законодательства, доступные инструкции и алгоритмы для грамотного ведения документооборота, а также планируемые встречи и события для НКО.