10 простых способов сделать тексты для сайта лучше

Советы, инструменты и примеры от редактора Теплицы Фото: Unsplash.

Команда Теплицы регулярно проводит мастерские KIND и помогает командам социальных проектов создавать сайты с помощью бесплатного конструктора «Кандинский». В том числе мы рассказываем, как наполнять сайты текстами. Очень многие сотрудники некоммерческих организаций сталкиваются с одними и теми же трудностями, когда описывают работу своего проекта или готовят новости. Поэтому редактор Теплицы Екатерина Ульянова собрала простые способы сделать тексты для сайта лучше.

1. Не используйте аббревиатуры

Даже те, которые кажутся вам привычными и очевидными. Пользователям они могут быть неизвестны. АНО «Добро», СО НКО «Солнышко» — для людей, не связанных с некоммерческим сектором, это часто просто сочетание букв, и оно ничего не говорит о вашей организации. Поэтому по возможности (если это не официальный отчет) пишите понятней — некоммерческая организация «Добро». 

Это же касается аббревиатур, которые вы можете использовать, описывая свою работу, и специальных терминов (медицинских, юридических, экономических). Постарайтесь расшифровывать все аббревиатуры, когда используете их первый раз. И объяснять все потенциально незнакомые пользователям слова. Чем проще для восприятия будет текст, тем больше шансов, что читатель захочет вас поддержать.

2. Покажите читателю «картинку»

Когда вы рассказываете о своей работе, большинство людей рисуют себе «картинку» и пытаются представить, что именно вы делаете. Поэтому постарайтесь избежать абстрактных описаний и вместо этого говорить о конкретных действиях. Давайте разберемся на примерах. 

Вот примерное собирательное описание организации: «Мы занимаемся развитием социально ответственных инициатив в регионе. Поддерживаем незащищенные группы граждан». Что можно понять из этого описания? Социально ответственные инициативы — это какие? Незащищенные группы граждан — это кто? А как именно команда организации их поддерживает? Вопросов больше, чем ответов. 

Лучше сказать проще и понятней. «Мы помогаем пенсионерам в регионе. Собираем для них продуктовые наборы и обучаем наставников, которые помогают бабушкам и дедушкам собирать документы, обращаться за медицинской помощью». После такого описания вопросов у читателя останется намного меньше. 

3. Указывайте регион и даты 

Казалось бы, совет про регион очевидный. Но на самом деле мы часто видим, как сотрудники забывают на главной странице сразу обозначить регион, в котором работает их организация. Это важная информация для сторонников и благополучателей, поэтому лучше ее сразу написать. 

С датами все чуть сложнее. Если вы пишете, что ваша организация «вот уже 15 лет помогает детям», эту информацию нужно будет каждый год обновлять. Заменить одну цифру на главной странице нетрудно. Но что если таких дат будет много? Например, в описаниях программ или в блоке новостей. Все фразы формата «уже год как мы запустили проект» будут постоянно устаревать. Чтобы их не приходилось менять, лучше указывать точную дату — «мы запустили проект 1 сентября 2021 года». 

4. Следите за единообразием 

В основном этот совет касается подзаголовков, кнопок и пунктов меню. Например, текст с призывом поддержать организацию должен сочетаться с надписью на кнопке, которая ведет на платежную страницу. Все пункты меню должны быть одинакового размера (одно или два слова) и состоять только из существительных или только глаголов. Это же касается и подзаголовков. Если у вас на странице три блока, пусть они будут подписаны примерно так: «Чем мы занимаемся?», «Кому мы помогаем?», «Как нам помочь?». 

Советую тем, кто наполняет текстами сайт, прочитать книгу «Этой кнопке нужен текст». Книга поможет вам разобраться с базовыми принципами UX-редактирования (даже если вы этим никогда не занимались) и сделать сайт понятным для пользователей.

5. Убирайте канцелярит 

Канцелярит — это проникновение в живую речь, художественную литературу и публицистику слов и сочетаний, характерных для официально-делового стиля, для казенных, канцелярских текстов. Такое определение дал канцеляриту Корней Чуковский. Собственно, с тех пор мало что изменилось. Самый простой пример: «наша организация оказывает помощь детям-сиротам». И вот уже ваше предложение будто бы попало на ваш сайт из официального документа. Но если вы не готовите бумагу для мэрии, скажите проще: «наша организация помогает детям».

Конечно, перечислить все примеры канцелярита невозможно. Поэтому советую вам прочитать книгу «Пиши, сокращай». А также пользоваться сервисом «Главред» — с его помощью вы сможете первое время редактировать тексты и убирать лишние слова. Дальше вопрос практики.

6. Сокращайте предложения

Тут все просто. Предложения должны быть короткими и простыми для восприятия. Одно предложение — одна мысль. Проверить себя можно так. Прочитайте текст вслух. Воздух закончился посреди предложения? Смело делите его на два.

7. Избегайте обезличенных коммуникаций

За каждой организацией и за каждым проектом стоят люди. Они приходят за помощью, они переводят деньги, они запускают фонды и программы. А еще людям всегда интереснее слушать и читать про людей, а не просто про абстрактные организации. Поэтому старайтесь переносить действие с неодушевленных предметов. Не «организация помогает», а «команда организации помогает».

8. Меньше используйте отглагольные существительные 

В тексте должна быть динамика. Добиться ее можно с помощью глаголов. Поэтому добавляйте в свои тексты больше действия и старайтесь убирать отглагольные существительные. Вот простые примеры. Вместо «для получения сертификата об успешном прохождении курса» лучше написать «чтобы успешно завершить курс и получить сертификат». Вместо «выполняем задачи по проверке почвы в регионе» — «проверяем почву в регионе». 

9. Проверяйте типографику 

Тексты для сайта нужно не просто написать, но и оформить. Типографика — это и есть искусство оформления текста. Правила и нормы нужны для того, чтобы в итоге читателю было легко воспринимать информацию. Для начала разберитесь с тире и дефисом. Тире длиннее дефиса, используется между членами предложений, для выделения прямой речи, для указания маршрутов, дефис ставится внутри одного сложносоставного слова и выполняет соединительную функцию. 

Второй базовый момент — кавычки. В русском языке принято использовать французские кавычки-елочки «». Поставить их можно с помощью комбинации на Windows Alt+0171 и Alt+0187, на MacOS — Option+Shift+= левая кавычка, а правая — Option+ =.

Для проверки можете использовать сервис «Типограф». А еще можете установить себе типографскую раскладку Ильи Бирмана. Она позволяет быстро вводить редкие символы, которых нет на стандартной клавиатуре (в том числе кавычки-елочки и длинное тире).

10. Пробуйте разные форматы

Если на вашем сайте есть блок с новостями, не публикуйте там только отчетный тип контента (какую ярмарку вы провели, какой новый партнер к вам присоединился). Это отличный повод для экспериментов. Наверняка у вашей команды есть большой опыт в каком-то вопросе. Подумайте, какие интересные форматы вы можете предложить сторонникам и читателям. Подготовьте подборку советов, запустите рубрику «вопрос-ответ», делитесь рекомендациями. И, конечно, вы можете рассказывать истории — ваших подопечных, сотрудников и волонтеров.

Бонус

Еще несколько сервисов для работы с текстами, которые вам могут пригодиться.

  • «Тургенев». Принцип работы похож на «Главред», но словарь другой. Есть платные опции, но проверить стилистику можно бесплатно.
  • Readability. Инструмент оценки читабельности текстов. Помогает определить удобство чтения и простоту восприятия материалов.
  • «Орфограф». Чтобы в ваших текстах не было ошибок.
  • «Свежий взгляд». Поможет убрать повторы одних и тех же слов.