«Нужно очень быстро бежать»: 2022 год глазами социального предпринимателя

Прогнозы и советы руководителя digital-студии Ильи Розовского Фото: Unsplash.

Существует распространенное представление, что предпринимательский опыт актуален только для самих предпринимателей. Даже если деятельность компании связана с некоммерческим сектором. Даже если бизнес выстраивается на близких некоммерческим организациям принципах. Нет такого предисловия, которое смогло бы развеять эти представления.

Но я хочу перечислить несколько причин, почему взгляд предпринимателя на итоги года все же может быть полезен для НКО.

  • «Канарейка в шахте». Предприниматели — группа достаточно незащищенная, что позволяет нам раньше остальных чувствовать важные тенденции. Там где сотрудники еще живут в оберегаемых работодателями иллюзиях, предприниматель уже вынужден адаптироваться. И это довольно поучительно как в случае успеха, так и в случае провала.
  • «Пионеры золотой лихорадки». Предприниматели раньше всех сталкиваются с рисками и делают это добровольно и осознанно. Такой выбор мы делаем в надежде первыми получить преимущества от открывающихся возможностей. Новые рынки, методы, практики и модели всегда раньше всех внедряют в свою работу именно предприниматели. И именно мы ключевой источник практических сведений о том, что на самом деле работает.
  • Не чужаки, но соседи. Работа нашей студии тесно связана с деятельностью некоммерческих организаций. Но и предприниматели, не воспринимающие свою деятельность как социально ориентированную, все равно обладают специфическим подходом и опытом, который мог бы дать НКО новый взгляд на их работу. В конечном итоге, работа некоммерческой организации куда более похожа на деятельность стартапа, чем традиционной корпорации.

Что было в 2021 году

Я хотел бы в целом присмотреться к закономерностям невероятно быстрых и кардинальных изменений, которые произошли в нашей жизни за последнее время. Хотелось бы избежать как упаднических, так и безответственно праздничных интонаций. Моя статья скорее отчет, которым можно воспользоваться, а отчет не должен походить на тост. Но нейтральная подача вовсе не обязательно передает мое личное отношение к перечисленным в отчете пунктам. Делать вывод о том, говорю ли я о возможностях, или предостерегаю, остается вашей прерогативой.

  • 2021 год был очень похож на год 2020. Иллюзия того, что скоро все вернется в знакомое русло и неприятные новшества можно переждать, окончательно развеялась. В результате год оказался в значительно большей степени посвящен фокусированию ресурсов, что куда конструктивнее апатичного анабиоза. Даже знакомого поздненоябрьского «давайте после праздников» почти не слышно.
  • Новые правила удаленного формата работы стали привычными. Все, даже самые консервативные, компании уже активно пользуются соответствующими инструментами, и в целом стали более технически подкованными. Такой рост грамотности приводит к тому, что компании, да и простые пользователи, стали расширять свою техническую базу. Это открывает новые горизонты для массовых технологий, ведь изначально проблема прогрессивных решений не в производстве, а именно во внедрении. Проще говоря, в спросе на них.
  • Новым массовым трендом становится настоящая цифровизация. Подход «нам нужно больше сайтов и приложений» сменяется пониманием того, что будущее — это цифровая автоматизация. С одной стороны, ключевая причина тут в возможности сократить лишние расходы, но с другой, автоматизация вызывает привыкание. Остановиться сложнее, чем начать. Вокруг все больше умных технологий и новых коммуникационных форматов. Накопившийся опыт требует реализации, хотя бы через эксперименты с ними.
  • Все заметнее становится эффект «черной королевы»: чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать, чтобы двигаться вперед — нужно бежать еще быстрее. Любой кризис приносит перемены, этот не исключение. Мы начинаем привыкать к закрытию больших, старых компаний. Их место будут занимать новые игроки. Уходит чувство «защищенности историей», прогресс никого не щадит, консерватизм в бизнесе неизбежно выходит из моды.
  • Стресс и повышенная техническая грамотность — очень интересный коктейль. Еще недавно большинство наших клиентов, по их же утверждению, даже знать ничего не хотели о том, как устроено изнутри то, что мы для них создаем. А уже сегодня они же все чаще просят нас о консалтинге и обучении. Компании внимательнее всматриваются и в ранее разработанную цифровую инфраструктуру. Все чаще приходят запросы не на создание чего-то принципиально нового, но на качественную переработку.

Прогнозы на 2022 год

Любые прогнозы — дело сугубо неблагодарное. Точные догадки размываются смешными заблуждениями. Однако итоги без выводов тоже смотрятся недостаточными. Поэтому, выбирая осторожный путь, я перечислю только те прогнозы, на которые мы будем ориентироваться в своей работе, и поделюсь советами.

Большие данные

Новые каналы и массовая цифровизация позволяют получать все новые выводы из публичной информации. Если раньше только гиганты могли в полной мере получать выгоду от глубинного анализа, сегодня нейросети и массивы данных становятся доступны и совсем небольшим организациям. А вместе с ними многократно более глубокое понимание своей аудитории, ее возможностей и желаний.

Начать процесс использования больших данных можно, просто настроив различные цели на вашем сайте в аналитике. Это еще не большие данные, но это первый шаг. Попробуйте найти, из каких источников к вам приходит много информации. Например, вы обрабатываете тысячи и тысячи писем. Это повод обратиться к специалисту и попросить его внедрить для вас решение на базе нейросети. Возможно, вы могли бы использовать искусственный интеллект для автоматических ответов.

Умирающая середина

Рынки все больше стремятся к разделению на автоматизированный сверхдоступный сегмент и эксклюзивный, дорогой, уникальный. Компаний среднего размера и среднего ценового сегмента становится все меньше. Путь к выживанию — либо автоматизация и упрощение всех своих процессов, либо построение настоящей ценности для своего потребителя. Компромиссные решения остаются в прошлом.

Разделите ваши предложения на условно массовые и условно эксклюзивные. Попробуйте найти схему автоматизации массового решения. Возможно ли исключить из этого процесса участие человека? Посмотрите, насколько выгодны для вас эксклюзивные решения. Могли бы вы увеличить среднюю сумму в их рамках хотя бы вдвое? Как должна была бы измениться услуга с такой ценой? Данный процесс подразумевает в большей степени аналитическую работу, чем работу с алгоритмами и кодом.

Глобальность и «длинный хвост»

В условиях ужесточающейся конкуренции даже самым небольшим организациям приходится максимально расширять свои рынки. Выход на международный уровень уже не вопрос перспективы на случай успеха. Теперь это вынужденная мера даже в самом начале пути. Больший охват нужен не ради того, чтобы найти любых новых пользователей. А для того, чтобы найти редких, но идеально подходящих. Чем специфичнее предложение, тем больше шансов построить долгосрочные отношения с аудиторией. А именно долгосрочные отношения становятся так ценны, когда цена внимания неуклонно растет.

Попробуйте целенаправленно найти себе хотя бы маленькую, но международную аудиторию. Переведите свои материалы на английский, а лучше на немецкий или испанский (не международные, но очень распространенные языки). Найдите неожиданные закономерности в вашей аудитории. Проведите опрос. Возможно, вы найдете неожиданные вкусовые предпочтения или общий опыт. Может быть, от вас только и ждут, что вы стилизуете свою коммуникацию под аниме, и именно это залог будущего успеха. Звучит забавно, но точки роста часто бывают странными.