Военный репортаж, античная драма и киберпанк: главные комиксы 2021

Графические истории, которые стоит прочитать

Автор Теплицы Олег Уппит собрал шесть графических историй прошлого года, которые обязательно стоит прочитать. И добавил еще одну, которую можно было бы пропустить, но она все-таки заслуживает внимания. 

1984. Графическая адаптация

История — Джордж Оруэлл, графика — Ксавье Костэ, 2021.

Один из разворотов графической адаптации романа Оруэлла от Ксавье Костэ.
Один из разворотов графической адаптации романа Оруэлла от Ксавье Костэ.

Мы, увы, привыкли, что переводы доходят до нас не скоро. Особенно когда дело касается комиксов. Поэтому в списке будет немного классики, которую впервые издали в России только в 2021 году. И вот приятное исключение: комикс по Оруэллу вышел в начале года, а уже через несколько месяцев была опубликована русскоязычная версия. Похожая на плакатную живопись или концертные выступления группы Kraftwerk, работа Костэ очень сильная. Впрочем, интересующимся стоит ознакомиться и с более депрессивно отрисованным прочтением Жан-Кристофа Деррьена, и с психоделической версией Фидо Нэсти, хотя она пока и не переведена. А также обратить внимание на игру, осмысляющую проблемы глобальной слежки в современности. 

Трансметрополитен

Сюжет — Уоррэн Эллис, графика — Дэрек Робертсон, 1997-2002

Характерный кадр из комикса «Трансметрополитен».
Характерный кадр из комикса «Трансметрополитен».

История похождений журналиста Спайдера Иерусалима — учебник оптимизма для репортеров и активистов. Медиа будущего переполнены рекламой и мусорным контентом (хоть без фейковых новостей), но по-настоящему талантливому и въедливому «Хантеру-Томпсону наступившего киберпанка» удается не только достучаться до слушателей и стать настоящей рок-звездой колумнистики, но и реально менять мир. Печатное слово здесь все еще способно решать социальные конфликты, останавливать бесчинства полиции и разрушать репутацию злонамеренных политиков.

Спайдер учит нас: «Пишущая машинка — это ствол. Блесни сталью». За год вышло сразу три книги, которые объединили в себе первые шесть томов «Трансметрополитена» и часть «нулевого тома» (с текстами колонок Спайдера «Я ненавижу здесь находиться»). Перевод местами неуместно смягчен, а где-то, наоборот, ругань, подобранная переводчиками, выглядит комично. Цензура добралась даже до обложки (оттуда убрали сигарету), зато издание снабжено богатым и качественным аппаратом комментариев. Но другого официального «Трансметрополитена» у нас все равно долго еще не будет. Так что надо брать.

Призрак в доспехах 2. Человеко-машинный интерфейс

Масамунэ Сиро, 1991.

 Боевая сцена из второго тома  «Призрака в доспехах» Масамунэ Сиро.
Боевая сцена из второго тома «Призрака в доспехах» Масамунэ Сиро.

Издательство «Азбука» решило не ограничиваться выпуском базового первого тома «Призрака в доспехах», из которого и вышли классическое аниме Мамору Оссии и несколько сериалов. Если первый выпуск — это пусть умная, но все-таки «полицейская история», то второй том — история уже нечеловеческая. Здесь Сиро рассказывает о том, что случилось с Мотоко Кусанаги после слияния ее сознания с машиной и превращения в оцифрованную сетевую сущность. В общем, это киберпанк следующего уровня. Важно отметить, что это настоящая манга со всеми характерными для этого медиума особенностями (см. картинку выше), читателю стоит быть к этому готовым. 

Шангал

Текст — Торе Рербек, графика — Миккель Соммер, 2017.

Курды-езиды покидают родные места, чтобы укрыться от наступающих войск радикалов.
Курды-езиды покидают родные места, чтобы укрыться от наступающих войск радикалов.

На горе Шангал развернулось первое в XXI веке военное преступление, официально признанное геноцидом. В 2014 году войска ИГИЛ (запрещенная на территории России террористическая организация) штурмуют иракский город Синджар. Основное население этого региона — курды-езиды, религиозное меньшинство, которое исповедует комплекс доавраамических верований. Мусульмане, даже не радикальные, относятся к ним в лучшем случае как к «язычникам», а в худшем — как к «дьяволопоклонникам». Курдские ополченцы пешмерга покидают город, и езиды вынуждены искать укрытия на вершине горы, под палящим солнцем и без источников воды. Часть из них объединяются в отряды самообороны. И полторы тысячи человек сдерживают волны радикалов несколько дней, до того как через границу Сирии удается прорваться бойцам YPG — курдского ополчения Рожавы, которые организуют гуманитарный коридор ценой больших потерь. 

Три года спустя датские журналист и художник встретились с участниками тех событий и собрали графический репортаж. Им удалось рассказать о событиях без живописных сцен жестокости, которые были бы очевидным решением для истории про геноцид, но при этом передать чувство глубочайшей печали от того, что подобное возможно и в наше время. 

Троянки. Комикс

The Trojan Women: A Comic. Поэзия — Аннэ Карсон, графика — Розанна Брюно, 2021.

 «Троянки» выделяются рисовкой, напоминающей картинки на полях школьной тетради.
«Троянки» выделяются рисовкой, напоминающей картинки на полях школьной тетради.

Новое прочтение «Троянок» Эврипида еще не переведено на русский, но я решительно включаю его в список комиксов прошлого года, которые стоит прочитать. Это история захваченной греками Трои, рассказанная ее жительницами, причем облеченными в форму «нечеловеческих агентов». Андромаха — дерево, Гекуба — собака, мужские персонажи — механизмы. Человек — только прорицательница Кассандра, но ее, как известно, никто не слушает. Есть и античный хор, пропевающий разворачивающуюся трагедию. Всю эту закрученность дополняет рисовка в стиле картинок на полях школьной тетради. В общем, «Троянки» — отличный пример современного альтернативного комикса. 

Cyberpunk 2077. Том 1. «Траума тим» 

Каллен Банн, 2021.

Характерный разворот «Траума тим» Каллен Банн.
Разворот «Траума тим» Каллен Банн.

Комикс, выпущенный к игре, обычно считается довольно «низким жанром». Но история девушки из частной компании по оказанию неотложной помощи оказывается вполне хороша. После гибели своей предыдущей команды Надя отправляется на новое задание и обнаруживает, что ей предстоит эвакуировать человека, виновного в произошедшей резне. Все это в антураже классического киберпанка, продуманной вселенской игры и в отличной классической рисовке. Вы скажете: «эксплуатация жанра», я отвечу: «зато читается классно». 

Киберпанк, который мы заслужили

Вдохновитель и составитель — Юлия Варасаби, 2021.

Золотые купола, соседствующие с серпом и молотом — сборник Юлии Варасаби вовсю эксплуатирует визуальные клише.
Золотые купола, соседствующие с серпом и молотом, — сборник Юлии Варасаби вовсю эксплуатирует визуальные клише.

Этот сборник принято ругать. Но я предлагаю посмотреть на него как на guilty pleasure (постыдное удовольствие). Это именно тот комикс, какой не любят ваши мамы и бабушки. Почти эталонная ерунда, плоские и незаконченные сюжеты, прямолинейная «клюква», буквально выполняющая поставленную задачу — сделать «киберпанк с русским колоритом». 

Если посмотреть на содержимое этой книжки метаиронично, а не свысока, выходит классно. С одной стороны, простые парни-стритрейсеры на гравитационных «ладах», с другой — цифровое неравенство. Тут есть и этические дилеммы, и история про свидание в Петербурге будущего, которая звучит настолько клишированно, что это уже кажется искусством. Я не советовал бы покупать сборник за полную стоимость, а вот когда будут скидки, стоит поставить его на полку, можно будет посмеяться вместе с друзьями.