Песни рек: как создаются экологические проекты на стыке науки и искусства

Российские и зарубежные Art&Science проекты Изображение: проект air/aria/aire (Gunnar Knetchel)

Как увидеть, что озеро или болото высыхают? Можно собрать данные о паводках и дождевых осадках и составить графики. Но скорее всего, разбираться в таких графиках будут только ученые и экоактивисты. Если же полученные данные перевести в 100-герцовые интервалы и октавы, получится песня, которую прослушает намного больше людей. Именно так работают Art&Science проекты — их авторы объединяют науку и искусство, чтобы рассказать людям о важных проблемах. Анастасия Синицына, исследовательница, куратор и студентка программы Environmental Humanities в Венеции, собрала для Теплицы подборку таких проектов.

Художники и исследователи создают проекты на стыке искусства и науки для экологического просвещения. Как пишут авторы статьи «Science communication through art» («Научная коммуникация через искусство»), такие проекты объединяют сразу две сферы, значимые для обучения по таксономии Блума (системе учебных целей): 

  • аффективную область (все, что связано с эмоциями и чувствами);
  • когнитивную (знания и мышление).

Объединяя эти две сферы, можно объяснить человеку сложные процессы без углубления в слишком специфические профессиональные термины. Кроме того, междисциплинарный подход позволяет создавать проекты самых разных форматов — от ужинов до музыкальных произведений.

Направление Art&Science давно развивается и в России. В 2021 году в Третьяковской галерее прошли две выставки фонда LABORATORIA Art&Science, а в университете ИТМО есть отдельная магистратура для художников в этой области. 

В этой подборке мы разберем, какие проекты на стыке Art&Science были созданы в России и за рубежом за последние несколько лет.

Изображение: Фото Flickr (David Martínez Gómez).
Изображение: Фото Flickr (David Martínez Gómez).

Звуковые водные пейзажи

Экологические изменения можно не только изображать, но и озвучивать, ведь музыка может быть не менее аффективным и эмоциональным медиумом. Las Tablas de Daimiel (TNDP) — болотистая местность в центральной Испании, которая стала основным «поставщиком» воды для масштабных сельскохозяйственных проектов второй половины ХХ века. Уже в 90-е годы ученые забили тревогу, призывая принять меры для восстановления TNDP. Территория была включена в самые разные природоохранные программы (RAMSAR convention, European Habitat Directive (97/62/EC), UNESCO, Biosphere Reserve (Man and the Biosphere Programme, the La Mancha Húmeda region). Но никаких изменений не последовало. 

Команда ученых, исследовавших TNDP, создала песню на основе данных о паводках и дождевых осадках за 71 год. Эти данные документировали постепенное высыхание болота. Графики были переведены в 100-герцовые интервалы и октавы, а затем загружены в программу Musescore 2.1.0. Таким образом, годы наблюдений стали печальной песней длиной в 4 минуты 52 секунды. Ее можно скачать и послушать по ссылке.

ИЗОБРАЖЕНИЕ: ПРОЕКТ AIR/ARIA/AIRE (GUNNAR KNETCHEL).
ИЗОБРАЖЕНИЕ: ПРОЕКТ AIR/ARIA/AIRE (GUNNAR KNETCHEL).

Другой пример — каталонский проект air/aria/aire, представленный на 17-й Венецианской архитектурной биеннале. Его создатели рефлексировали на тему загрязнения воздуха. Помимо видео с инфографикой, они создали ораторию о воздухе.

В России есть проект «Голос реки», придуманный танц-художницей и перформером Катей Калюжной, музыкантом Максом Сергеевым и драматургом из Хельсинки Outi Inkeri Rossi. На сайте можно послушать речные аудиозаписи из разных уголков мира — авторы называют их «аудиопоэмами».

Еда как искусство и источник экологического знания

Как пишут авторы этой статьи, «еда — это единственная базовая потребность, которая является при этом искусством». Они имеют в виду, что еда всегда содержит в себе идею и может провоцировать появление новых, еда объединяет людей и дарит им особенный опыт. 

Традиционно для приготовления пищи нужны были знания о локальных растениях и животных, а также знания рецептуры, которые передавалась из поколения в поколение. Еда была символом гостеприимства, здоровья и духовной жизни. Таким образом, знания о сельском хозяйстве и экологических особенностях местности и жизнь и культура сообщества были тесно переплетены между собой.

Авторы статьи на протяжении двух лет собирали рецепты народа Памиров, живущих на границе между Афганистаном и Таджикистаном. Например, они узнали, как жители этого региона готовят суп из абрикосовых косточек и кожуры. Рецепты собирались по крупицам: в истощенном войной регионе, где когда-то росло 153 вида пшеницы, в наши дни едят только белый магазинный хлеб. Тем не менее проект по сбору рецептов и историй вдохновил местное сообщество снова культивировать традиционные растения для кулинарии и медицины. Забота о культуре и прошлом, таким образом, стала и заботой об окружающем ландшафте.

Изображение: Конус Ивана Дубкова (источник).
Изображение: Конус Ивана Дубкова (источник).

Подобные исследования можно отнести к широкому направлению «дизайна еды», то есть любым инновациям, связанным с тем, как производится, готовится и ценится то, что мы употребляем в пищу. «Дизайн еды» из непривычных, но традиционных для местности продуктов с каждым годом становится все популярнее (а истоки этого направления, наверное, можно разглядеть еще в итальянском движении за slow food). 

В России похожей историей занимается шеф-повар «Рихтера» Иван Дубков, соединяющий в своих работах перформативное, гастрономическое и локальное. Для 6-й Уральской биеннале современного искусства Иван создал конус из съедобных ягод и трав, растущих в регионе. 

Таймлапс как способ пожить в «нечеловеческом» времени

Таймлапс — это замедленная кино- или фотосъемка с точным количеством кадров в минуту, которые затем объединяются в один видеоряд. Таймлапсы хороши своей экспрессивной эстетикой и тем, что могут использоваться как серьезная научная доказательная база, считают авторы статьи о роли покадровых изображений в наблюдениях за экологической динамикой.

Кадр из проекта «Stories from Home».
Кадр из проекта «Stories from Home».

Идея использовать таймлапсы, чтобы показать экологические изменения, очень понятная — планета живет по другому (глубокому) времени, и ускоренная картинка хоть немного примеряет его на человеческое восприятие.

Такой подход использовал мексиканский художник Нахум в проекте «Stories from Home»: таймлапсы из спутниковых снимков он обработал с помощью машинного обучения, получил поэтические тексты и соединил их в видеоарте. Другой, менее «масштабный», пример — это проект «From California». Во время карантина весной 2020 года художница Диана Тейтер снимала в своем саду медитативные пленочные таймлапсы. Как заметил художник Даня Берковский, «если вы считаете, что натюрморты — это банально, попробуйте смотреть на них с осознанием того, что цветы смотрят на вас». 

Альтернативные образовательные программы для горожан

Художница и просветительница Лиза Майерс и эколог Шейла Колла в своем проекте Finding Flowers используют биокультурный подход к сохранению пчел-опылителей. Такой подход значит, что создаются отношения между людьми и опылителями, в которых существует взаимность, уважение и забота.

Изображение: фото проекта Finding Flowers.
Изображение: фото проекта Finding Flowers.

В рамках проекта были созданы сады из местных растений, которые вернули ухоженные газоны художественных галерей к чему-то, напоминающему оригинальную флору региона. В этих галереях также проводились выставки коренных художников, чья культура тесно переплетена с флорой и фауной региона, а также онлайн и офлайн лекции на тему биокультурного разнообразия.

Другой проект под названием City Скрепы.река придумала куратор Даша Болдырева. Он включает в себя ридинг-группу о философских, научно-популярных и художественных текстах, связанных с темой воды, и три лаборатории, где река исследуется критически, художественно и акустически.