«Подписывать петиции бесполезно!». Объясняем, почему это не так

Разбираемся, как работают петиции Фото: Pixabay

С помощью петиций можно привлечь внимание людей, власти и СМИ к проблеме. И в итоге решить ее. Но люди часто сомневаются в эффективности этого инструмента. Могут ли петиции действительно что-то поменять? Рассказывает журналистка Теплицы София Горовая.

Как работают платформы с петициями

Одна из крупнейшей платформ с петициями Change.org была запущена в 2007 году. По словам создателей, к 2022 году участниками сообщества стали более 480 млн человек из 196 стран. Из них как минимум 20 млн человек запустили свои петиции. 

Алгоритм запуска петиции простой.

  • Вы создаете петицию на сайте. Это бесплатно. Создатели платформы советуют писать четко и кратко, делая акцент на том, как можно решить проблему, ее важности и срочности. Например, «Остановите вырубку нашего парка, пока еще не поздно» или «Примите закон о домашнем насилии в России».
  • Распространяете петицию среди своих друзей, знакомых и единомышленников, помогая получить ей первую поддержку (например 500 подписей).
  • Продвигаете петицию дальше. Привлекаете внимание СМИ, проводите акцию в поддержку. На этом этапе вы можете поставить цель собрать большее количество подписей, а затем увеличивать это число, если будет необходимо. Самые популярные петиции появляются на главной странице в разделе «Актуальные кампании» и привлекают больше внимания. Оценить необходимое количество подписей сложно, иногда для победы необходим миллион и больше, а иногда бывает достаточно и несколько сотен. По ходу сбора подписей вы можете информировать уже поддержавших вас людей о промежуточных результатах. При желании подписавшие будут получать новости от вас по почте.
  • Собрав необходимое количество подписей, связываетесь с адресатом. То есть человеком, принимающим решение, способным напрямую ответить на петицию. Это происходит по-разному. Как рассказывает сотрудница Change.org Анна Бялас, у авторов петиций в России в 2021 году получалось наладить диалог с адресатами, и некоторые из них получали ответы на свои кампании прямо на платформе. Кроме того, авторы стали активнее работать с подписями вне платформы, то есть все чаще организуют личные встречи с адресатами и передают подписи. Один из последних примеров — это передача 260 тысяч подписей против закона об «иноагентах» в Госдуму.

Почему стоит запускать петиции

Ваше мнение важно. Вопреки популярному заблуждению, что ваш голос никогда ничего не реашает, это не так. С недовольными гражданами в любом случае сложнее договариваться. Именно поэтому регулярно проводят социологические опросы, чтобы узнать мнение людей. А также используются разные каналы, чтобы это мнение изменить. 

Ценен любой способ выражения. Способов выразить то, что думают люди, немного. Люди живут в своих информационных пузырях (представители власти тоже). Люди могут передавать свое мнение в том числе и с помощью петиций. Это один из самых простых, прямых и безопасных способов донести свое мнение до адресата.

Люди вовлекаются постепенно. Активисты часто скептично настроены к петициям и уверены, что так ничего не изменить. Но надо понимать, что у петиции есть огромное преимущество — ее можно подписать за 30 секунд (и это безопасно). Такое действие может сделать каждый. И это хороший способ начать участвовать в общественной жизни, этот путь может начинаться именно с небольших шагов.

Петиция — это мостик из мира, где человек ни разу не высказывался в публичном пространстве, в мир, где он не боится высказывать свою точку зрения и свободно это делает.

image 320x320 1 150x150 - «Подписывать петиции бесполезно!». Объясняем, почему это не так

Мария Середа,

специалист по коммуникациям в некоммерческом секторе

Петиции объединяют единомышленников. Петиции важны для тех, кто их подписывает: сразу видно, сколько людей разделяют такую же точку зрения. И это важное сообщение для тех, кто уверен, что он «такой один», и не верит, что кто-то его поддержит. Петиция — это аккумуляция энергии. Желания разных людей изменить что-то в мире не имеют силы, пока они разрознены. Когда они объединяются в одной точке, это становится уже явлением и инфоповодом.

Накопительный эффект. Претензии граждан, выраженные в петициях, могут не принести результатов мгновенно. Но они «оседают» и рано или поздно приводят к каким-то изменениям. «Петиция — это фиксация происходящего. Мы видим, насколько наше мнение разошлось с мнением властей. И даже если наша петиция не приведет к результатам, она по крайней мере не даст забыть цену, которую пришлось заплатить по той или иной проблеме», — объясняет Мария Середа.

Перспектива истории. Петиции создают историю и дают понять, против чего выступали люди в это время. Даже если сейчас этот шаг кажется незначительным, в перспективе это может иметь определяющую роль.

Есть ли результаты у петиций

Почти каждый час на Change.org собирает необходимое количество подписей и добивается поставленной цели одна из кампаний. Всего за 15 лет одержали победу 81 691 петиций. 

За рубежом в 2021 году одним из самых громких дел стала петиция с требованием правосудия для Джулиуса Джонса (ее подписало 6,5 миллиона человек). 19-летний парень был осужден за преступление, которого он не совершал, и приговорен к смертной казни. В течение 22 лет его семья пыталась доказать невиновность Джулиуса. Но в итоге решающую роль сыграла петиция, которая стала вирусной, получила поддержку знаменитостей, в том числе Ким Кардашьян, Керри Вашингтона и Рассела Уэстбрука. В итоге за три часа до казни губернатор Оклахомы Ститт отменил смертный приговор Джулиусу.

Всего за 2021 год в США пользователи создали более 57 000 петиций, собравших 10,8 млн подписей. Активность россиян на платформе даже выше: в 2021 году наши соотечественники оставили под петициями на Change.org более 17 миллионов подписей. А объявили победу своих кампаний авторы 245 петиций. Но при этом число кампаний, в которых произошли какие-то важные подвижки (например, ответил адресат петиции или уже есть промежуточный результат), в разы выше, поясняет сотрудница Change.org Анна Бялас.

С помощью платформы в 2021 году россияне решали проблемы инклюзии, доступа к лекарствам, культурного наследия. Например, Анна Чистякова, мама ребенка с РАС, создала петицию, требуя, чтобы дети с аутизмом смогли пойти в школу в Петербурге. Кампанию Анны поддержали более 55 тысяч человек, в том числе представители фонда Натальи Водяновой «Обнаженные сердца». В итоге в городе создали четыре новых ресурсных класса, и дети с аутизмом смогли пойти учиться в обычные школы и общаться со сверстниками. 

Громкую победу одержала петиция с требованием зарегистрировать препарат Perfadex plus. В России год не проводились операции по пересадке легких из-за долгой регистрации этого препарата для перевозки донорских легких. Более 129 тысяч человек подписали петицию. В октябре препарат решили закупить в индивидуальном порядке для людей в списке ожидания на трансплантацию. А в январе 2022 года стало известно, что препарат официально зарегистрировали в России.

Зачем нужны петиции в кризисный момент

В феврале 2022 года на Change.org запустили петицию с требованием остановить военную операцию в Украине. На данный момент она собрала более миллиона подписей. В то же время схожие обращения стали выпускать представители разных сообществ: выпускники и студенты разных вузов, журналисты, IT-специалисты.

Свое открытое обращение выпустили и массово подписали руководители российских некоммерческих организаций. Один из авторов этого обращения, директор благотворительной организации «Ночлежка» Григорий Свердлин, считает, что в такой ситуации каждому стоит выражать свое мнение, и объединяться по «цеховому» принципу необязательно. Но представителям НКО было важно проявить солидарность в этом вопросе, потому что он затрагивает жизни людей, ради спасения и улучшения которых и работают сотрудники некоммерческих организаций.

Такие петиции пишутся прежде всего не адресату, а обществу, чтобы люди осознали, как их много и провели перекличку среди «своих», уверен Григорий. Другая их цель — добиться «результата внутри», а не только снаружи. «Подписывая ее, ты чувствуешь, что сделал что-то важное и тебе не противно на самого себя смотреть в зеркало», — говорит Григорий. 

Эти две цели нашей петицией уже достигнуты. Хотя, безусловно, они промежуточные, и хотелось бы, чтобы наши обращения привели к реальным результатам.

sverdlin rubka 150x150 - «Подписывать петиции бесполезно!». Объясняем, почему это не так

Григорий Свердлин,

директор благотворительной организации «Ночлежка»

Автор еще одного открытого обращения, журналистка Елена Черненко, уверена, что петиции помогают почувствовать консолидацию, которая особенно важна в кризисный момент. Кроме того, такие массовые обращения влияют на мнение общества в целом, показывая ему определенную точку зрения (для кого-то новую). Елена Черненко: «Чтобы что-то изменилось, должен произойти серьезный сдвиг в обществе, который изменит мнение большинства. И петиции медленно, но верно этому способствуют».