«Интернет должен работать в интересах пользователя»: эксперты RightsCon о приватности в сети

Как бороться за конфиденциальность в Интернете?

Бывало, что Facebook или Google, будто по волшебству, показывают вам рекламу товаров, которые вы недавно искали в сети? За этой мелочью стоит большая проблема — ваша приватность постоянно нарушается. На сессии «Власть — людям: борьба за конфиденциальность в Интернете» (Power to the people: the fight for privacy on the web) международной конференции о правах человека и технологиях RightsCon эксперты рассказали, как снизить риски своего нахождения в сети и почему право человека на приватность должно защищаться. В материале Теплицы — ответы на главные вопросы по теме.

— Почему приватность в Интернете важна? Чем опасно ее отсутствие?

Питер Снайдер, разработчик Brave Software: Мы делаем в Интернете буквально все. И в сети множество способов отследить наши действия. Например, файлы cookie — если кому-то удастся перехватить их, он сможет получить доступ к вашей истории браузера. Рекламный идентификатор — с его помощью рекламодатели собирают данные о вас и предлагают вам таргетированную рекламу. Ощущение, что в сети знают любую идентифицирующую нас информацию (в том числе персональные данные и псевдонимы) и могут легко вычислить нас. Но пользователь должен быть уверен, что Интернет функционирует в его интересах. И тогда он будет чувствовать, что в сети уважаются его права, а не ощущать себя чем-то наподобие предмета мебели.

Амира Далла, директор Consumer Reports: В сети множество угроз, невозможно выделить что-то одно, особо опасное. Но мы движемся в правильном направлении: люди все больше осознают эти угрозы и беспокоятся о своей приватности. Однако многие по-прежнему не знают, как изменить эту ситуацию — получить контроль над своими данными и почувствовать себя в безопасности. И тогда люди начинают меньше использовать Интернет и избегать посещение многих сайтов. Это может отрицательно сказаться на их работе и качестве жизни в целом. 

— Как сложилась такая ситуация — все пользователи сомневаются в своей приватности в сети? 

Питер Снайдер: Это действительно так: раньше Интернет назывался краем возможностей, а сейчас это край, где мы должны постоянно следить за своей безопасностью. И эта ситуация не результат запланированной операции против человечества — отсутствие приватности не было записано в документе, которому следовали злоумышленники. По факту, люди просто на разных этапах принимали спонтанные решения в этой «вседозволяющей» системе — Интернет. Но мы можем говорить о том, что все эти угрозы укоренились и стали частью Интернета из-за людей, монетизирующих утечки информации. 

Если проблема безопасности в сети за минувшие десять лет практически решилась, то с приватностью дела пока обстоят иначе — за последние годы с ней наоборот все стало только хуже. Дело в том, что здесь мы сталкиваемся с более сложной проблемой: у многих вещей в сети двойное назначение — они вроде полезны юзеру, и он не хочет от них отказываться, но они же и наносят ему вред. Например, автоматическое определение геолокации — удобно, но это нарушает вашу приватность. 

Bez nazvanija 150x150 - «Интернет должен работать в интересах пользователя»: эксперты RightsCon о приватности в сети

Питер Снайдер,

разработчик Brave Software

Ричард Поспесел, тим-лидер разработчиков Tor Browser: Я считаю, что главная причина сложившейся ситуации — мотив людей получить выгоду. Есть сайты и приложения, которые разработаны компетентными инженерами, желающими сделать для пользователей что-то действительно полезное. Но над ними почти всегда стоят люди, которые говорят: прибыль нужна завтра. И есть шанс, что в таких условиях разработчики сделают приложение, которое не совсем удобно и безопасно для пользователей.

— Кто наиболее уязвим в этой ситуации?

Ричард Поспесел: Обычный пользователь без специальных знаний, который стремится удовлетворить свою потребность. Ему нужна почта, и Gmail отличный вариант — удобный поиск, хороший интерфейс. Он не задумывается о том, какие издержки у сервиса и насколько его приватность защищена. Например, у Google есть рекламный идентификатор. Да, это кажется удобным: интернет-магазин откуда-то знает, что вам надо купить носки, и предлагает вам такой товар. Но по факту это нарушение вашей конфиденциальности.

Если же ты технически подкован, ты сам можешь разработать необходимые тебе сервисы, а также настроить систему так, чтобы твоя приватность была максимально защищена. Такая ситуация, конечно, не идеальна: приватность в сети должна быть не только у тех, кто может ее настроить. Приватность должна быть по умолчанию, и пользователи не должны «продираться» через настройки и подолгу разбираться в них.

Амира Далла: К сожалению, приватность в Интернете становится товаром — ее получает тот, кто способен больше заплатить. Выходит, наиболее уязвимы неплатежеспособные люди. Но это ни в коем случае не должно быть так — приватность пользователя не может зависеть от того, способен ли он платить за хороший VPN или другие сервисы. Диджитал-приватность — это одно из основных прав каждого человека.

— Как сохранять приватность в сети обычному пользователю?

Амира Далла: Блокируйте доступ к своим файлам, выбирайте безопасный браузер, удаляйте файлы cookie, следите за настройками слежения. Пусть это станет вашей привычкой. Все это не так сложно, но действительно поможет вывести вашу безопасность на новый уровень.

Не бойтесь высказываться публично. Сейчас много разговоров о необходимости закона о приватности в сети. Каждый из нас должен участвовать в этой дискуссии, показывать, что обеспокоен этой проблемой, и защищать наше общее право на приватность в Интернете.

RK52DAr0 400x400 150x150 - «Интернет должен работать в интересах пользователя»: эксперты RightsCon о приватности в сети

Амира Далла,

директор Consumer Reports

Питер Снайдер: Самое печальное сегодня — сеть требует от разработчиков браузеров вшивать в них возможность отслеживать людей. Но безопасные браузеры созданы по другому принципу, поэтому используйте их. Например, Brave — это браузер, который в первую очередь служит обычному пользователю, а уже потом рекламодателю и создателю контента в сети.

Ричард Поспесел: Важно понимать: если вам нужно больше приватности в сети, вам придется пожертвовать удобством использования браузера. Но это и не всегда плохо. На сайтах «в безопасном режиме» у вас отключаются некоторые функции. Но на самом деле часто они лишние — не нужные для работы сайта, а наоборот, мешающие ей. Так, в Tor есть три режима. Когда вы скачиваете браузер, в нем все настроено по умолчанию и приватность минимальна защищена. Если же вы выберете второй или третий режим работы вручную, приватность будет защищена гораздо лучше. 

Однако я уверен: если Tor, Brave и другие заботящиеся о приватности пользователей браузеры станут очень востребованы и популярны, в каких-то странах захотят объявить их незаконными и заблокировать. Но нас, разработчиков, это только мотивирует быть на шаг впереди, чтобы понимать, как вести себя в таких ситуациях.