SEO сайтов социальных проектов: исследование и советы Теплицы

Характеристики сайта, на которые надо обратить внимание

Коммуникация включает в себя отправителя и получателя информации, но, как правило, в процесс включен еще и медиум. Одними из таких медиумов в общении социального проекта и его аудитории в сети можно считать поисковые системы. Задача отправителя (организации или активистов) — сделать так, чтобы его послание было хорошо видно и понятно не только получателю (аудитории), но и медиуму (поисковым системам). Для этого необходимо уделять внимание поисковой оптимизации (search engine optimization, или SEO). Команда Лаборатории рассказывает, на какие именно характеристики своего веб-ресурса стоит обратить внимание, и делится результатами исследования SEO сайтов российских НКО.

Критерии оптимизации для поисковых систем

Специалисты Лаборатории отобрали несколько показателей, которые, как они считают, больше всего влияют на коммуникативную силу сайтов.

Наличие мобильной версии сайта

Многие пользователи ищут и получают информацию с помощью смартфона. В 2017 году Google анонсировал Mobile First Index, а в 2019-м индексирование с приоритетом мобильного контента для всех новых сайтов стало включенным по умолчанию. Тогда тенденция окончательно закрепилась: мобильная версия сайта — один из наиболее важных факторов в SEO-продвижении. И ее отсутствие может привести к неудобству использования многими потенциальными благополучателями и донорами и, следовательно, их потере.

Тест на мобильную совместимость для сайта Теплицы — примерно так он выглядит на смартфоне. Скриншот: Googlebot smartphone.

По этой ссылке можно проверить, насколько хорошо ваш сайт адаптирован к просмотру на смартфоне.

Наличие корректного и действующего SSL-сертификата 

Поисковые системы серьезно относятся к вопросу безопасности. Если сайт не способен обеспечить безопасность и целостность пользовательских данных, его автоматически признают ненадежным, о чем браузеры извещают пользователя. Сайты с отсутствующим или просроченным SSL-сертификатом теряют позиции в поисковой выдаче, а также не открываются отдельными браузерами.

Кроме того, наличие сертификата показывает безопасность сайта пользователю. Так, согласно опросу маркетингового агентства John Cabot, около трети посетителей уходят с сайта, обнаружив, что он не защищен, то есть не имеет актуальных сертификатов безопасности. И примерно половина посетителей таких сайтов заявляют, что не будут вводить на них свои персональные данные и данные банковских карт.

Такое поведение пользователей стало особенно заметным, после того как с 2017 года Google стал помечать в поисковой выдаче и в браузере Google Chrome сайты с актуальными SSL-сертификатами как безопасные, а страницы, у которых сертификат отсутствует или просрочен, как небезопасные. В результате уже к началу 2018 года более 90% времени пользователи Google Chrome проводили на сайтах с актуальными сертификатами безопасности.

Наличие файла Robots.txt и карты сайта

Попадая на сайт, поисковые машины первым делом читают страницу robots.txt. Этот файл необходим для правильного сканирования и индексирования сайта роботами поисковых систем. Отсутствие файла или ошибки в нем могут негативно повлиять на ранжирование как отдельных веб-страниц, так и всего сайта.

Карта сайта важна, так как показывает поисковику, по каким разделам следует пройти в первую очередь. Она должна находиться в корневом каталоге — папке, содержащей всю информацию о сайте.

Высокая скорость загрузки страниц

Из-за низкой скорости загрузки пользователь может не дождаться открытия страницы и перейти на другой ресурс. Это снижает уровень доверия к сайту, его посещаемость и влияет на другие статистические показатели.

В частности, если большое количество пользователей будут уходить с сайта, не дождавшись загрузки, поисковые системы понижают сайт в выдаче. Это работает так: чем больше показатель отказов (количества посетителей, покинувших сайт прямо со страницы входа или просмотревших не более одной страницы), тем ниже поисковые движки будут оценивать сайт. А значит, они не будут ставить его вверху выдачи по поисковым запросам пользователей.

Подробнее об этом команда Лаборатории писала здесь.

Правильно расставленные в верстке теги

Эти показатели критически важны для людей, которые пользуются помощниками для серфинга страниц — именно эти теги используют помогающие плагины. Уникальные теги <id>, корректные теги <role>, <name>, <form> для активных элементов сайта и наличие имен у кнопок на сайте позволяют упростить взаимодействие со страницей людям, пользующимся клавиатурой.

В то же время поисковые машины внимательно следят за тем, чтобы на страницах были в правильном порядке расставлены заголовки, были заполнены теги <title>, <head>. Подобные показатели относятся к оценке доступности веб-интерфейса (Web Content Accessibility Guidelines).

Результаты исследования

Команда Лаборатории изучила сайты 9545 российских НКО. Оказалось, что мобильная адаптация есть меньше чем у половины сайтов. Более 80% сайтов имели установленный файл Robots.txt, однако файлы карты сайта (sitemap.xml и другие варианты) нашлись меньше, чем на 2/3 сайтов.

Инфографика с результатами исследования Лаборатории.

Действующие на момент первого сбора данных сертификаты безопасности есть чуть больше, чем у половины сайтов из выборки. Низкая доля установленных сертификатов объясняется в том числе тем, что немало организаций используют самоподписанные либо устаревшие, либо выданные другим сайтам сертификаты. Такие сертификаты команда Лаборатории не считала за действительные и актуальные.

Показатели скорости загрузки у сайтов НКО достаточно высокие. Время загрузки страниц на 85% исследованных сайтов соответствует показателю «быстро», согласно метрикам Google. Об этом Лаборатория писала в исследовании цифрового потенциала НКО.

Рекомендации

Чтобы разобраться, какие характеристики поисковой оптимизации «провисают» на вашем сайте, можно воспользоваться советами и чек-листами, которые на неконференции «Тренды SEO в 2021 году» обсуждали специалисты из сообщества веб-студий и цифровых агентств «Пасека» и агентства Friendly Marketing.

А еще больше полезной информации можно найти в материалах курса «Поисковое продвижение сайта НКО: SEO для непрофессионалов».

Пошаговая инструкция технической настройки сайта от веб-разработчика Александра Гусева здесь: как подготовить сайт для продвижения. SEO-трилогия, часть 1; как оптимизировать контент на сайте. SEO-трилогия, часть 2; как пользоваться сервисами Google Search Console и Яндекс.Вебмастер. SEO-трилогия, часть 3.

Материал подготовлен при поддержке Лаборатории исследований гражданского общества Теплицы социальных технологий.

Мы изучаем, как гражданское общество в России общается со своей аудиторией, используя вместо опросов артефакты, которые НКО оставляют в Интернете. Собранные данные и алгоритмы мы публикуем в свободном доступе для исследователей и активистов.

Если вы хотите сотрудничать или задать вопрос, заполните форму обратной связи.