Как эффективно использовать human-centered design в активистских проектах

Как эффективно использовать human-centered design в активистских проектах

Обзор самых полезных гайдов

Human Centred Design давно зарекомендовал себя как инструмент эффективный, но недешевый. Для тех, кто работает с правозащитными и некоммерческими проектами, отсутствие бюджета — одна из ключевых проблем. Илья Розовский собрал полезные гайды для работы по HCD. 

Что такое human-centered design?

Сегодня технологические продукты и услуги окружают нас. Они в наших карманах, домах, на кухнях, на рабочих местах. Human-centered design — это подход, обеспечивающий доступность, интуитивность и простоту этих продуктов и услуг. Ориентированный на человека дизайн отвечает за то, что у смартфона всего одна кнопка, а у автомобиля — подстаканники. Активисты, которые пытаются повлиять на социальные изменения, выиграют от принятия концепции дизайна, ориентированной на человека: как ваше сообщение может достичь нужной группы людей на современном рынке, используя инструменты, с которыми эти люди взаимодействуют каждый день?

И в целом дизайн, ориентированный на человека, начинается с нескольких ключевых вопросов: для кого это предназначено, чего они хотят и как с ними связаться?

Эта структура помогает командам создавать продукты, услуги и кампании, которые встречаются с людьми там, где они есть, и говорят с ними словами, которые они могут понять. Продукты, ориентированные на человека, доступны и удобны в использовании и, как следствие, с большей вероятностью окажут влияние на мироустройство. Изучаете ли вы роль соцсетей и разжигания ненависти в Индии, боретесь с отключением интернета в Камеруне или проводите кампании по защите интересов маргинализированных групп в Колумбии, понимание того, что делает продукты и услуги успешными, может иметь решающее значение.

Поэтому, даже если вы по профессии не дизайнер, все равно можете использовать этот метод в своей исследовательской или просветительской работе.

Отбор участников и фасилитаторов

Чтобы подход HCD был инклюзивным, а созданные таким путем продукты работали на широкую аудиторию, важно слышать разные голоса и разговаривать друг с другом. Наиболее успешное исследование — это разговор с 4–6 (не более 8) персонами с разными взглядами и опытом. Ваша группа участников должна быть гендерно сбалансированной и включать в себя людей разной сексуальной ориентации и гендерной идентичности, расы, возраста, физических ограничений и этнической принадлежности.

С вашей стороны могут участвовать опытный программист, специалист по работе с общественностью и эксперт по вопросам инклюзивности, а также руководитель программы, который должен обеспечить реализацию вашей идеи. Помните, что во всех мероприятиях этого процесса должна участвовать одна и та же группа людей.

Не навреди

Изучая инструментарий, помните принцип «Не навреди», Do No Harm. Это аналитический и практический подход, который помогает минимизировать риски и избежать непредвиденных последствий. DNH не устраняет риск, а скорее помогает выявить любые потенциальные побочные эффекты.

Прежде чем начать, проведите первоначальный анализ, чтобы понять контекст и потенциальные риски. Подумайте, как вы могли бы снизить риски: возможно, с помощью альтернативных подходов, вариантов или партнерства. При разработке продукта или внедрении услуги пересматривайте и обновляйте свою стратегию смягчения последствий — так, чтобы она отражала уязвимости, которые могли не существовать на первый взгляд. Для этого тесно сотрудничайте с наиболее уязвимыми сообществами, чтобы убедиться, что их потребности и приоритеты должным образом отражены в продукте, а результат не причинит вреда.

Не забывайте!

Успешные продукты, услуги и кампании часто требуют нескольких попыток для достижения их состояния. HCD основан на идее итераций, постоянной адаптации и улучшения на основе отзывов пользователей. Помните, что первая версия продукта, услуги или кампании потребует пересмотра. Это часть процесса! Вот простой совет:

  • выполняя упражнения, не забывайте записывать ключевые обсуждения и идеи. Если хотите, можете назначить человека, который будет делать заметки для каждого действия. Документация — важна.

Дальнейшие действия выглядят так:

1. Мэппинг экосистемы.

2. Определение целевой аудитории.

3. Создание персоны пользователя.

4. Исследование пользовательских нужд и тестирование гипотез.

5. Мозговой штурм и идеи.

6. Быстрое прототипирование и тестирование на удобство использования сервиса или продукта.

7. Бэклог MVP.

Другие тулкиты и рекомендации по HCD

Вот подробная статья, разбирающая сам стандарт ISO 9241-210, описывающий человекоцентрический дизайн. 

Кратко опишем самое важное.

6 принципов стандарта HCD:

  1. Проектирование должно быть основано на точном определении пользователей, их задач и среды.
  2. Пользователи должны быть вовлечены в проектирование и разработку. 
  3. Проектирование должно быть основано на обратной связи от пользователей.
  4. Процесс должен быть итеративным.
  5. Результат должен удовлетворять пользователя во всех аспектах.
  6. Команда должна быть мультидисциплинарной.

Планирование процесса HCD:

  1. Определение подходящих методов и необходимых ресурсов.
  2. Определение того, как вышеуказанные методы будут интегрированы с другими процессами разработки.
  3. Определение ответственных.
  4. Определение каналов коммуникации и методов разрешения противоречий.
  5. Должны быть согласованы временные рамки отдельных этапов HCD и их интеграции в общий план разработки. 

Спецификация контекста использования HCD:

  1. Определить основные группы пользователей и заинтересованных лиц (stakeholders).
  2. Определить цели и задачи вышеуказанных пользователей и заинтересованных лиц.
  3. Определить техническое, организационное и физическое окружение. 

Спецификация требований:

  1. Описать требования к продукту. 
  2. Разрешить противоречия между различными требованиями.
  3. Убедиться в качестве сформулированных требований. 

Дизайн/проектирование взаимодействия:

  1. Спроектировать задачи пользователя, взаимодействие пользователя и системы, а также интерфейс.
  2. Детализировать проектные решения.
  3. Использовать обратную связь от пользователей для улучшения проектных решений.
  4. Донести проектные решения до тех, кто будет заниматься разработкой/внедрением.

Оценка соответствия требованиям:

  1. Получить новую информацию о пользователях. 
  2. Получить обратную связь о слабых и сильных сторонах дизайна.
  3. Установить критерии, относительно которых вы будете сравнивать текущую и следующую версии проекта.

Принципы оценки решений:

  1. Оценка решений на основе тестов с участием пользователей.
  2. Оценка решений на основе экспертных мнений. 
  3. Длительный мониторинг. 

Если эти списки показались вам полезными, рекомендую ознакомиться с полным текстом статьи, а также познакомиться с такими гайд-документами:

The Field Guide to Human-Centered Design от IDEO.org и Human Centered Design: Discovery Stage Field Guide от GSA и LAB’OPM.

Удачи!

Самое популярное

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.
Мы продолжаем поддерживать вас: учитесь, развивайтесь, действуйте
  • Помощь тьюторов
    и экспертов
  • Поддержка
    сообщества
  • Обратная связь
    по итоговому заданию
  • Сертификат
    после обучения
5338
Слушателей
на платформе
Узнать больше