«Boomstarter» – творческий краудфандинг в действии

Фрагмент интерфейса приложения Boomstarter
Фрагмент интерфейса приложения Boomstarter
В интер­вью Теп­ли­це соци­аль­ных тех­но­ло­гий соос­но­ва­тель «Boomstarter» Евге­ний Гав­ри­лин рас­ска­зал о финан­си­ро­ва­нии твор­че­ских про­ек­тов, пере­се­че­нии их ауди­то­рий и о том, поче­му в Руне­те пока нет инве­сти­ци­он­но­го кра­уд­фандин­га.

Бесе­до­вал Евге­ний Воро­пай

Е.В.: До запус­ка «Boomstarter» вы с парт­не­ром зани­ма­лись интер­нет-рекла­мой и медий­ны­ми про­ек­та­ми. Кра­уд­фандинг не вхо­дил в сфе­ру ваших про­фес­си­о­наль­ных инте­ре­сов, и все же вы запу­сти­ли про­ект, поче­му?

Е.Г.: Мое­му парт­не­ру Рус­ла­ну Тугу­ше­ву при­шла в голо­ву идея создать про­ект в сфе­ре инве­сти­ци­он­но­го кра­уд­фандин­га. Мы по нату­ре стар­та­пе­ры и пони­ма­ем, как слож­но быва­ет най­ти день­ги на реа­ли­за­цию соб­ствен­ных про­ек­тов. «Boomstarter» дол­жен помочь решить поль­зо­ва­те­лям эту про­бле­му.

Про­ект по инве­сти­ци­он­но­му кра­уд­фандин­гу не мог быть реа­ли­зо­ван. Это тре­бо­ва­ло серьез­ных финан­со­вых затрат, изу­че­ния мно­гих юри­ди­че­ских и пра­во­вых вопро­сов, плюс были неко­то­рые сомне­ния в кон­цеп­ции – раз все так глад­ко, поче­му идея еще не реа­ли­зо­ва­на ни в Рос­сии, ни на Запа­де.

Так мы нашли «Kickstarter» – про­ект, кото­рый помо­га­ет финан­си­ро­вать твор­че­ские ини­ци­а­ти­вы поль­зо­ва­те­лей. Нача­ли оце­ни­вать эффек­тив­ность это­го ресур­са, его биз­нес-модель, и в гла­зах появи­лись мно­го-мно­го «дол­ла­ро­вых нулей». Мы решил повто­рить его успех, но уже в Руне­те. Ско­пи­ро­ва­ли биз­нес-модель, но реши­ли поме­нять стра­те­гию и раз­ви­вать дру­гие направ­ле­ния в рам­ках кра­уд­фандин­га.

Е.В.: Пло­щад­ки для кра­уд­фандин­га часто срав­ни­ва­ют друг с дру­гом. Что вы дела­е­те, что бы избе­жать ана­ло­гии?

Е.Г.: В дан­ный пери­од вре­ме­ни, мы не очень отли­ча­ем­ся от «Kickstarter». Но, думаю, поль­зо­ва­те­ли смо­гут заме­тить суще­ствен­ные изме­не­ния через два-три меся­ца. Визу­аль­но и модуль­но мы будем очень дру­ги­ми. «Boomstarter» не ста­вил зада­чу отли­чат­ся от рос­сий­ских кра­уд­фандин­го­вых пло­ща­док. Я счи­таю, что на дан­ный момент в Руне­те два рабо­та­ю­щих ресур­са, осталь­ные более чем неуспеш­ные.

Е.В.: За два меся­ца до запус­ка «Boomstarter» в Руне­те появи­лась «Планета.ру». При­шлось ли что-то кон­цеп­ту­аль­но поме­нять, что бы отстро­ить­ся от кон­ку­рен­та?

Е.Г.: Абсо­лют­но ниче­го. Мы рабо­та­ем по прин­ци­пу «все или ниче­го». Если чело­век про­сит на реа­ли­за­цию про­ек­та 200 тыс.рублей, а соби­ра­ет 150 тыс., – акция не состо­я­лась, день­ги воз­вра­ща­ют­ся поль­зо­ва­те­лям. Мы уве­ре­ны, что невоз­мож­но сде­лать каче­ствен­но то, что тре­бу­ет одних денег, но реа­ли­зу­ет­ся на мень­шие. В этом отно­ше­нии «Планета.ру» более лояль­на – авто­ры про­ек­тов полу­ча­ют любые сум­мы пожерт­во­ва­ний. Им немно­го лег­че чем нам при­вле­кать авто­ров. Тем не менее, мы все рав­но счи­та­ем, что наша модель наи­бо­лее пра­виль­ная для кра­уд­фандин­га.

Е.В.: Поис­ком кре­а­тив­ных про­ек­тов для «Boomstarter» зани­ма­ет­ся коман­да мене­дже­ров. Как выгля­дит этот про­цесс?

Е.Г.: Все доста­точ­но про­сто, я бы даже ска­зал, тра­ди­ци­он­но, – это звон­ки, обще­ние с твор­че­ски­ми ребя­та­ми, соци­аль­ные сети. Не сто­ит забы­вать и о той кате­го­рии поль­зо­ва­те­лей, кото­рая выхо­дит на нас само­сто­я­тель­но. «Boomstarter» доста­точ­но изве­стен в твор­че­ских кру­гах, и люди сами при­сы­ла­ют заяв­ки. Даль­ше начи­на­ет­ся тех­ни­че­ская рабо­та. Мене­дже­ры филь­тру­ют вхо­дя­щие заяв­ки, отби­ра­ют про­ек­ты, кото­рые нам под­хо­дят.

Е.В.: Такая поли­ти­ка «Boomstarter» не оттал­ки­ва­ет авто­ров про­ек­тов?

Е.Г.: Чест­но ска­жу, насто­ра­жи­ва­ет. В первую оче­редь это свя­за­но с ленью. Мно­гие хотят про­сто залить свой про­ект и, ниче­го не делая, полу­чить какие-то день­ги. Как пока­зы­ва­ет прак­ти­ка, пра­во на жизнь полу­ча­ют толь­ко те про­ек­ты, авто­ры кото­рых рабо­та­ют над их попу­ля­ри­за­ци­ей и про­дви­же­ни­ем.

Сей­час мы пла­ни­ру­ем про­во­дить вэби­на­ры, на кото­рых будем давать какие-то сове­ты о том, как про­дви­гать про­ект в Сети и соби­рать на него сред­ства.

Е.В.: «Boomstarter» не рабо­та­ет с бла­го­тво­ри­тель­ны­ми про­ек­та­ми. Это свя­за­но с биз­нес-моде­лью или есть еще какие-то при­чи­ны?

Е.Г.: Люди под­дер­жи­ва­ют бла­го­тво­ри­тель­ность, но в Сети денег на нее не дают. Эта схе­ма уже испор­че­на. Если мы нач­нем раз­ме­щать такие ини­ци­а­ти­вы, тогда наша целе­вая ауди­то­рия пере­ста­нет к нам ходить. Но вме­сте с тем, «Boomstarter» готов участ­во­вать в каких-то соци­аль­ных про­ек­тах. Глав­ное, что бы там была насто­я­щая фор­ма кра­уд­фандин­га.

Е.В.: В помощь авто­рам про­ек­тов вы при­вле­ка­е­те ком­па­нии-кура­то­ров. Чем кро­ме финан­сов могут помочь «анге­лы»?

Е.Г.: Кура­то­ры не пла­тят авто­рам. Они помо­га­ют про­ек­там собрать необ­хо­ди­мые сред­ства с помо­щью сво­е­го медий­но­го ресур­са. Напри­мер, мы рабо­та­ем с «Вести.ру». На их сай­те пери­о­ди­че­ски появ­ля­ют­ся сооб­ще­ния с инфор­ма­ци­ей о каких-то ини­ци­а­ти­вах. Даль­ше поль­зо­ва­тель чита­ет мате­ри­ал, пере­хо­дит по ссыл­ке на стра­нич­ку с про­ек­том и может его про­фи­нан­си­ро­вать. Для ком­па­ний-кура­то­ров это воз­мож­ность быть сопри­част­ны­ми к твор­че­ско­му кра­уд­фандин­гу.

Е.В.: Вы про­ве­ря­е­те ори­ги­наль­ность и новиз­ну идей авто­ров про­ек­тов?

Е.Г.: Если идеи нова­тор­ские, то, ско­рее все­го, у нас нет ком­пе­тен­ций, что­бы их про­ве­рить. Поэто­му чаще все­го «Boomstarter» этим не зани­ма­ет­ся. Ника­ких юри­ди­че­ских обя­за­тельств про­ект на себя не берет. Конеч­но, мы даем какие-то реко­мен­да­ции и пре­ду­пре­жда­ем о воз­мож­ных кол­ли­зи­ях. Если автор украл или ско­пи­ро­вал идею, все тре­ния воз­ни­ка­ют меж­ду ним и тем чело­ве­ком, кому при­над­ле­жит задум­ка. «Boomstarter» рабо­та­ет как пла­теж­ная систе­ма. Мы сво­дим про­ек­ты со «спон­со­ра­ми» и берем за это свою комис­сию.

Е.В.: Есть ли рынок для кра­уд­фандин­га в Рос­сии? На какую долю в нем рас­счи­ты­ва­е­те вы?

Е.Г.: Рынок одно­знач­но есть. Рос­сия нахо­дит­ся в самом нача­ле пути. Что каса­ет­ся доли, то «Boomstarter» зани­ма­ет ров­но поло­ви­ну рын­ка. Еже­днев­но мы запус­ка­ем три-четы­ре про­ек­та – это луч­ший пока­за­тель в Руне­те. Даже упо­мя­ну­тая «Планета.ру» не име­ет таких пока­за­те­лей. Кра­уд­фандинг – это рас­ту­щий рынок. В 2013 году он может вырас­ти в десят­ки, сот­ни раз.

Начи­на­ют появ­лять­ся новые направ­ле­ния, допол­ни­тель­ные пло­щад­ки. Мы ана­ли­зи­ру­ем рост запад­но­го рын­ка и нахо­дим мно­го обще­го с рос­сий­ским. «Boomstarter» рас­тет – уве­ли­чи­ва­ет­ся и сред­ний чек поль­зо­ва­те­ля. После запус­ка «Kickstarter», их пока­за­те­ли были на уровне 25 дол­ла­ров, наши дер­жат­ся на уровне – 40. Мы посте­пен­но нара­щи­ва­ем коли­че­ство про­ек­тов и сум­мы их финан­си­ро­ва­ния. Я счи­таю, что у нас наблю­да­ет­ся пози­тив­ная дина­ми­ка – из 100 заре­ги­стри­ро­ван­ных поль­зо­ва­те­лей 25% явля­ют­ся «спон­со­ра­ми».

Е.В.: В рабо­те «Boomstarter» вы исполь­зу­е­те биз­нес-модель «Kickstarter». Насколь­ко прин­цип «все или ниче­го» может при­жить­ся в Руне­те?

Е.Г.: Гово­рить о том, что этот прин­цип при­жил­ся в Руне­те, пока рано. В первую оче­редь, пото­му что рынок рос­сий­ско­го кра­уд­фандин­га еще не сфор­ми­ро­вал­ся. Но для это­го есть все пред­по­сыл­ки. Я счи­таю, что кра­уд­фандинг дол­жен суще­ство­вать толь­ко на таких усло­ви­ях.

Наша мис­сия – сде­лать жизнь ярче, инте­рес­нее и каче­ствен­нее. И толь­ко реа­ли­зуя прин­цип «всё или ниче­го» мож­но это­го достичь. Я не верю в исто­рию «с миру по нит­ке». «Все или ниче­го» исклю­ча­ет воз­мож­ность обма­на, мани­пу­ля­ций, он не может дис­кре­ди­ти­ро­вать кра­уд­фандинг. Мы счи­та­ем, что миро­вой опыт рабо­ты по таким прин­ци­пам при­жи­вет­ся и в Рос­сии, пото­му что коли­че­ство твор­че­ских, инте­рес­ных людей у нас в разы боль­ше, чем в любой дру­гой стране.

Е.В.: B«Boomstarter» помо­га­ет нахо­дить финан­си­ро­ва­ние в раз­ные про­ек­ты. Какие из них ком­мер­че­ски наи­бо­лее выгод­ны?

Е.Г.: Мы не ста­вим вопрос таким обра­зом. Поль­зо­ва­те­ли гото­вы вкла­ды­вать сред­ства в любые про­ек­ты. Когда автор раз­ме­ща­ет свой про­ект на одной из пло­ща­док, пер­вые его «Спон­со­ры»– это дру­зья, род­ствен­ни­ки, зна­ко­мые и толь­ко потом начи­на­ет­ся пере­се­че­ние ауди­то­рий. Поэто­му кате­го­рии не столь важ­ны.

«Boomstarter» помог одной девуш­ке собрать день­ги на кни­гу с поэ­зи­ей. Каза­лось бы, это вооб­ще не попу­ляр­ное направ­ле­ние в Рос­сии, но про­ект собрал око­ло 150 тыс.рублей. Важ­на не тема­ти­ка, а то, как автор рабо­та­ет со сво­ей потен­ци­аль­ной ауди­то­ри­ей.

Е.В.: «Эффект при­вы­ка­ния» к кра­уд­фандин­го­вым пло­щад­кам неиз­бе­жен. Что дела­ет «Boomstarter», что­бы под­дер­жи­вать инте­рес поль­зо­ва­те­лей к сай­ту и его про­ек­там?

Е.Г.: Не пове­ри­те, ниче­го. Это свя­за­но с тем, что модель кра­уд­фандин­га очень нова. Мы рас­смат­ри­ва­ем «Boomstarter» как Интер­нет-мага­зин по про­да­же идей или услуг, кото­рых еще не суще­ству­ет.

Инте­рес к кра­уд­фандин­гу может быть поте­рян, но потреб­ность в потреб­ле­нии заме­нить не воз­мож­но. Люди посто­ян­но что-то поку­па­ют, меня­ют­ся толь­ко фор­ма­ты пред­ла­га­е­мых услуг. Мы рас­смат­ри­ва­ем сей­час запуск инве­сти­ци­он­но­го кра­уд­фандин­га, меро­при­я­тий, созда­ние отдель­ных сооб­ществ, Интер­нет-мага­зи­нов.