Сообщество «Городской велосипед Красноярска» – развитие велодвижения

Летом активисты проводят городские велоэкскурсии по Красноярску для всех желающих. Фото: vk.com/krasveloexcursion
Летом активисты проводят городские велоэкскурсии по Красноярску для всех желающих. Летом активисты проводят городские велоэкскурсии по Красноярску для всех желающих. Фото: vk.com/krasveloexcursion

Сооб­ще­ство «Город­ской вело­си­пед Крас­но­яр­ска» было созда­но в 2013 году. За три года рабо­ты акти­ви­сты доби­лись от вла­стей горо­да вклю­че­ния в ген­план созда­ние сети вело­до­ро­жек. Про­во­ди­ли акции, уста­но­ви­ли вело­пар­ков­ки.

Исто­рия «город­ско­го вело­си­пе­да» Крас­но­яр­ска нача­лась с откры­то­го пись­ма к вла­стям. Как толь­ко акти­вист Ана­ста­сия Засту­пен­ко узна­ла о раз­ра­бот­ке ново­го гене­раль­но­го пла­на горо­да, она напи­са­ла пети­цию за вклю­че­ние в него пол­но­цен­ной вело­ин­фра­струк­ту­ры.

Фото: из фотоальбома сообщества ВКонтакте.
Фото: из фото­аль­бо­ма сооб­ще­ства ВКон­так­те.

Ана­ста­сия более 10 лет зани­ма­ет­ся обще­ствен­ной эко­ло­ги­че­ской дея­тель­но­стью и бла­го­тво­ри­тель­ны­ми город­ски­ми про­ек­та­ми, и раз­ви­тие вело­си­пед­но­го дви­же­ния как нель­зя луч­ше соот­вет­ство­ва­ло этой теме.

«Мы зна­ем, как выгля­дит город, в кото­ром мы хоте­ли бы жить, – удоб­ный для всех, с воз­мож­но­стя­ми выбо­ра, в том чис­ле и выбо­ра транс­пор­та. Мы видим наш город эко­ло­ги­че­ски устой­чи­вым и чистым, кра­си­вым и при­вле­ка­тель­ным и ста­ра­ем­ся не упу­стить ни одной воз­мож­но­сти сде­лать то, что при­бли­зит Крас­но­ярск к этой нашей мечте». Ана­ста­сия Засту­пен­ко

Под пети­ци­ей под­пи­са­лось око­ло 1500 горо­жан. В это вре­мя к Ана­ста­сии при­со­еди­ни­лась акти­вист­ка Мария Быст­ро­ва. После пере­да­чи откры­то­го пись­ма мэру и про­ек­ти­ров­щи­кам девуш­ки реши­ли не оста­нав­ли­вать­ся, а запу­сти­ли сооб­ще­ство еди­но­мыш­лен­ни­ков, обще­ствен­ный про­ект «Город­ской вело­си­пед». Так Ана­ста­сия ста­ла адми­ни­стра­то­ром дви­же­ния, а Мария – его коор­ди­на­то­ром.

Мест­ная власть акти­ви­стов услы­ша­ла: первую оче­редь вело­до­ро­жек она пообе­ща­ла внед­рить к 2019 году, вто­рую – к 2035-му.

Акти­ви­сты хотят попу­ля­ри­зо­вать вело­дви­же­ние в горо­де: это помо­жет сни­зить загряз­не­ние воз­ду­ха, сфор­ми­ро­вать у людей эко­ло­ги­че­ски ответ­ствен­ное отно­ше­ние. По мне­нию авто­ров про­ек­та, вело­си­пед­ное дви­же­ние бла­го­при­ят­но вли­я­ет на город – он ста­но­вит­ся чище, тише, без­опас­нее и удоб­нее.

«Еще вело­си­пед обес­пе­чи­ва­ет соци­аль­ную спра­вед­ли­вость – ведь чело­век, не име­ю­щий средств на авто­мо­биль и даже обще­ствен­ный транс­порт, с его помо­щью обре­та­ет доста­точ­ную мобиль­ность», – доба­ви­ла Ана­ста­сия.

За три года суще­ство­ва­ния про­ек­та Ана­ста­сия с Мари­ей про­во­ди­ли опро­сы, иссле­до­ва­ния вело­до­ступ­но­сти горо­да. Акти­ви­сты орга­ни­зо­вы­ва­ли вело­пло­щад­ки на фести­ва­лях, меж­ду­на­род­ные семи­на­ры и вело­па­ра­ды. Пери­о­ди­че­ски они устра­и­ва­ют встре­чи и круг­лые сто­лы с чинов­ни­ка­ми.

«Наши идеи нахо­дят под­держ­ку в самых раз­ных кру­гах – и сре­ди пред­ста­ви­те­лей вла­сти, и нау­ки, и биз­не­са, и застрой­щи­ков. Един­ствен­ное, что меша­ет, люди ино­гда не верят в то, что мож­но сде­лать хоро­шо и пра­виль­но». Ана­ста­сия Засту­пен­ко

В нача­ле лета 2016 года в рам­ках про­ек­та акти­ви­сты разыг­ра­ли 20 вело­си­пед­ных пар­ко­вок сре­ди учре­жде­ний горо­да. Ана­ста­сия уточ­ни­ла, что побе­ди­те­ли опре­де­ля­лись голо­со­ва­ни­ем, то есть пар­ков­ки полу­чи­ли те орга­ни­за­ции, куда при­е­хать на вело­си­пе­де было боль­ше жела­ю­щих.

Летом акти­ви­сты про­во­дят вело­экс­кур­сии для горо­жан. Их участ­ни­ки счи­та­ют, что вело­си­пед –очень удоб­ный транс­порт для экс­кур­сии: не нуж­но спе­ци­аль­ное место для пар­ков­ки, в отли­чие от экс­кур­си­он­но­го авто­бу­са, при этом мож­но пре­одо­леть боль­шие рас­сто­я­ния.

Еще по теме: «Velomesto» – интер­ак­тив­ный спра­воч­ник город­ско­го вело­си­пе­ди­ста

У сооб­ще­ства есть несколь­ко уни­каль­ных про­ек­тов. Напри­мер, фото­про­ект «Вело­го­ро­жане». Его цель – рас­ска­зать о людях, жите­лях Крас­но­яр­ска, кото­рые любят катать­ся на вело­си­пе­де.

По сло­вам Ана­ста­сии, к про­ек­ту при­со­еди­ня­ют­ся совер­шен­но раз­ные люди. Сре­ди участ­ни­ков есть поли­ти­ки, уче­ные, рабо­чие, сту­ден­ты.

«Читая исто­рии людей, пони­ма­ешь, что вело­ин­фра­струк­ту­ра нуж­на не куч­ке фана­ти­ков-экс­тре­ма­лов, а дей­стви­тель­но прак­ти­че­ски всем горо­жа­нам». Ана­ста­сия Засту­пен­ко

В 2016 году акти­ви­сты запу­сти­ли соци­аль­ную рекла­му вело­си­пе­да как транс­порт­но­го сред­ства на город­ских оста­нов­ках.

Ана­ста­сия при­зна­ет­ся, что ей слож­но оце­нить успе­хи дви­же­ния. Без­услов­но, она рада, что уда­ет­ся про­во­дить куль­тур­ные меро­при­я­тия, где люди дела­ют выбор в поль­зу вело­си­пе­да, в горо­де появи­лись вело­пар­ков­ки и вело­си­пед­ные раз­мет­ки на набе­реж­ной.

Еще по теме: В Бер­лине раз­ра­бо­та­ли при­ло­же­ние, кото­рое помо­га­ет вело­си­пе­ди­стам решать дорож­ные про­бле­мы

Участ­ни­ки сооб­ще­ства обща­ют­ся в груп­пе ВКон­так­те, в кото­рой более 1300 под­пис­чи­ков. В груп­пе созда­те­ли про­ек­та инфор­ми­ру­ют о дей­стви­ях адми­ни­стра­ции по адап­та­ции город­ской сре­ды и о сво­их про­ек­тах. В ней так­же мож­но про­дать, купить или пода­рить вело­си­пед и даже най­ти ком­па­нию для сов­мест­ных вело­про­гу­лок. В груп­пе неред­ко про­хо­дят голо­со­ва­ния, напри­мер, под­пис­чи­ки выби­ра­ют, в каком месте уста­но­вить новую вело­пар­ков­ку, обме­ни­ва­ют­ся мне­ни­я­ми и иде­я­ми

Сооб­ще­ство Город­ской вело­си­пед Крас­но­яр­ска

Груп­па сооб­ще­ства ВКон­так­те

Фото­про­ект «Вело­го­ро­жане»