«Общее дело»

3382838948_c3ef7ac9bc_z-300x225

Автор: Надеж­да Деря­би­на

Про­бле­ма: На 10 янва­ря 2012 года в Улья­нов­ской обла­сти осу­ществ­ля­ют свою устав­ную дея­тель­ность 1368 неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций (далее – НКО), обес­пе­чи­ва­ю­щих выпол­не­ние обще­ствен­но-зна­чи­мых функ­ций в раз­лич­ных сфе­рах дея­тель­но­сти. По срав­не­нию с 2011 г., в 2012 г. коли­че­ство НКО уве­ли­чи­лось на 10. При­рост коли­че­ства НКО про­изо­шёл за вто­рую поло­ви­ну 2011 года за счет таких пра­во­вых форм, как рели­ги­оз­ные орга­ни­за­ции, орга­ны тер­ри­то­ри­аль­но­го обще­ствен­но­го само­управ­ле­ния (ТОСы) и обще­ствен­ные объ­еди­не­ния. Коли­че­ство НКО в муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ни­ях состав­ля­ет все­го 8,2 % от все­го коли­че­ства заре­ги­стри­ро­ван­ных НКО на тер­ри­то­рии Улья­нов­ской обла­сти. Эти дан­ные гово­рят о низ­ком уровне инсти­ту­а­ли­за­ции обще­ствен­ной актив­но­сти в муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ни­ях. По дан­ным иссле­до­ва­ния Обще­ствен­ной пала­ты Улья­нов­ской обла­сти и Мини­стер­ства внут­рен­ней поли­ти­ки Улья­нов­ской обла­сти, неком­мер­че­ский сек­тор в муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ни­ях обра­зу­ют преж­де все­го нефор­маль­ные обще­ствен­ные объ­еди­не­ния, не име­ю­щие ста­ту­са юри­ди­че­ско­го лица, рай­он­ные отде­ле­ния реги­о­наль­ных или Все­рос­сий­ских обще­ствен­ных объ­еди­не­ний, само­оор­га­ни­за­ции по инте­ре­сам. По дан­ным пилот­но­го иссле­до­ва­ния обще­ствен­ных объ­еди­не­ний реги­о­на:

  • 100% опро­шен­ных НКО в каче­стве про­блем, с кото­ры­ми им при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся отме­ча­ют финан­со­вые про­бле­мы, и по 1/3 орга­ни­за­ций отме­ча­ют отсут­ствие орга­ни­за­ций – парт­не­ров, отсут­ствие под­держ­ки со сто­ро­ны орга­нов вла­сти, и несо­вер­шен­ство зако­но­да­тель­ной базы.
  • Абсо­лют­ное боль­шин­ство НКО заду­мы­ва­ют­ся о повы­ше­нии ква­ли­фи­ка­ции сво­их сотруд­ни­ков: при этом око­ло ¾ НКО участ­ву­ют в обра­зо­ва­тель­ных меро­при­я­ти­ях на уровне реги­о­на, и только1/4 часть име­ет ред­кую воз­мож­ность обу­чать­ся в дру­гих реги­о­нах.
  • Боль­шин­ство орга­ни­за­ций пыта­ют­ся выстра­и­вать отно­ше­ния с орга­на­ми вла­сти. При этом в каче­стве труд­но­стей руко­во­ди­те­ли НКО отме­ча­ют зафор­ма­ли­зо­ван­ность дея­тель­но­сти орга­нов вла­сти и госу­дар­ствен­ных бюд­жет­ных учре­жде­ний и пре­об­ла­да­ние в их дея­тель­но­сти демон­стра­тив­но-пока­за­тель­но­го под­хо­да, без оцен­ки соци­аль­но­го эффек­та.
  • Наблю­да­ют­ся сла­бые, но устой­чи­вые поло­жи­тель­ные тен­ден­ции в раз­ви­тии сек­то­ра, свя­зан­ные с уве­ли­че­ни­ем коли­че­ства доб­ро­воль­цев, уве­ли­че­ние коли­че­ства соци­аль­ных про­ек­тов, коли­че­ство пуб­ли­ка­ций о дея­тель­но­сти НКО в СМИ. При этом прак­ти­че­ски не рас­ши­ря­ют­ся парт­нер­ские отно­ше­ния и коа­ли­ции по реше­нию тех или иных про­блем в неком­мер­че­ском сек­то­ре.

Таким обр­зом: цель про­грам­мы: спо­соб­ство­вать раз­ви­тию граж­дан­ско­го обще­ства, в част­но­сти НКО Улья­нов­ской обла­сти, через предо­став­ле­ние им пло­щад­ки для вза­и­мо­дей­ствия и сов­мест­ной рабо­ты с граж­да­на­ми, биз­не­сом, вла­стью, а так­же ресурс­ная под­держ­ка СО НКО Улья­нов­ской обла­сти для созда­ния бла­го­при­ят­ных усло­вий их раз­ви­тия и про­дви­же­ния.

Пред­ла­га­е­мое реше­ние: «Коа­ли­ция НКО Улья­нов­ской обла­сти «Общее дело»

Меха­низм: 

1. Созда­ние интер­нет-ресур­са для раз­ме­ще­ния на нем соци­аль­но зна­чи­мых про­ек­тов НКО

2. Сбор и обоб­ще­ние инфор­ма­ции о про­ек­тах актив­ных соци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ных НКО Улья­нов­ской обла­сти. Будет создан интер­нет-пор­тал, где НКО и ини­ци­а­тив­ные смо­гут раз­ме­щать инфор­ма­цию о сво­их про­ек­тах и акци­ях, на реа­ли­за­цию кото­рых тре­бу­ют­ся ресур­сы (денеж­ные сред­ства, мате­ри­аль­ная помощь, труд волон­те­ров и др.). Любой посе­ти­тель сай­та смо­жет с помо­щью инстру­мен­тов сай­та пожерт­во­вать денеж­ные сред­ства на понра­вив­ший­ся про­ект, ока­зать помощь, пере­дав вещи, заявить­ся как доб­ро­во­лец, стать экс­пер­том про­ек­та и дать свои реко­мен­да­ции по его усо­вер­шен­ство­ва­нию. СО НКО смо­гут собрать денеж­ные сред­ства и дру­гие виды помо­щи на реа­ли­за­цию сво­ей ини­ци­а­ти­вы, набрать доб­ро­воль­цев для реа­ли­за­ции про­ек­та, полу­чить цен­ные заме­ча­ния и реко­мен­да­ции спе­ци­а­ли­стов и граж­дан (потре­би­те­лей услуг про­ек­та). Пор­тал ста­нет местом обме­на опы­том и ресур­са­ми для мно­гих целе­вых ауди­то­рий про­ек­та.
3. PR-сопро­вож­де­ние про­ек­та. Будет про­ве­де­на рабо­та со все­ми целе­вы­ми ауди­то­ри­я­ми про­ек­та:

  1. С мест­ны­ми СМИ. Будет про­ве­ден ряд меро­при­я­тий для пред­ста­ви­те­лей СМИ, они буду вовре­мя инфор­ми­ро­вать­ся обо всех эта­пах про­ек­та, будут вестись пере­го­во­ры о выде­ле­ние места в изда­ни­ях на неком­мер­че­ской осно­ве, будет поме­щен блок соци­аль­ной рекла­мы.
  2. С обще­ствен­но­стью. Будет запу­щен блок соци­аль­ной рекла­мы в печат­ных и элек­трон­ных СМИ, направ­лен­ный на обра­ще­ние вни­ма­ния на обще­ствен­ные про­бле­мы. На базе пресс-цен­тра «Улья­новск – куль­тур­ная сто­ли­ца» будет про­ве­де­но ток-шоу «Что такое НКО и кому они нуж­ны?». Будут исполь­зо­ва­ны ресур­сы Граж­дан­ско­го фору­ма Улья­нов­ской обла­сти 2013 – один из круг­лых сто­лов будет посвя­щен дан­но­му про­ек­ту. Будет раз­ра­бо­тан и издан раз­да­точ­ный мате­ри­ал, в кото­ром будет подроб­но изло­же­на инфор­ма­ция о пор­та­ле и его воз­мож­но­стях.
  3. С лиде­ра­ми НКО. Будет про­ве­ден курс лек­ций о воз­мож­но­стях пор­та­ла, осо­бен­но­стях соци­аль­но­го про­ек­ти­ро­ва­ния и PR-сопро­вож­де­ния про­ек­тов.

Дея­тель­ность по про­грам­ме будет осве­щать­ся в СМИ; Агент­стве соци­аль­ной инфор­ма­ции; на сай­тах орга­ни­за­ций чле­нов Клу­ба лиде­ров НКО Улья­нов­ской обла­сти; через пресс-служ­бу Парт­нер­ства фон­дов мест­ных сооб­ществ; соци­аль­ные сети; через согла­ше­ния с орга­на­ми испол­ни­тель­ной вла­сти, про­во­дя­щих кон­кур­сы для НКО; пре­зен­та­ции Пор­та­ла на обще­школь­ных собра­ни­ях, сту­ден­че­ских меро­при­я­ти­ях; через обмен бан­не­ра­ми с сай­та­ми НКО обла­сти и дру­ги­ми часто посе­ща­е­мы­ми инер­нет-ресур­са­ми; через про­ве­де­ние серии пере­дач о НКО и раз­ме­ще­ние видео­ма­те­ри­а­лов на пор­та­ле.