В Казани создали систему оповещения в кризисных ситуациях с помощью домофонов

Система экстренного оповещения ЗЕВС появилась случайно. Также случайно, как потом трансформировалась в новое поколение домофонов. Скриншот с сайта проекта
Система экстренного оповещения ЗЕВС появилась случайно. Также случайно, как потом трансформировалась в новое поколение домофонов. Скриншот с сайта проекта.

Как опе­ра­тив­но сооб­щить каж­до­му жите­ля горо­да о ЧП или сти­хий­ном бед­ствии? В Каза­ни в 2011 году созда­ли систе­му ЗЕВС для поквар­тир­но­го экс­трен­но­го опо­ве­ще­ния насе­ле­ния с помо­щью домо­фо­на. К 2017 году в горо­де было уста­нов­ле­но 700 домо­фо­нов ново­го типа, и рынок для новых систем опо­ве­ще­ния по-преж­не­му открыт.

Аль­фия Ляпи­на, жур­на­лист Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий в Каза­ни, пого­во­ри­ла с одним из осно­ва­те­лей про­ек­та Айра­том Ази­зо­вым о том, как созда­вал­ся про­ект и как най­ти новую нишу на рын­ке.

История создания

Осно­ва­те­ли про­ек­та Иль­дар Гай­на­нов, Василь Заки­ев, Айрат Ази­зов и Ксе­ния Гай­на­но­ва зани­ма­лись реклам­ным биз­не­сом. Идея экс­трен­но­го опо­ве­ще­ния через домо­фо­ны появи­лась слу­чай­но.

«Иль­да­ну Гай­на­но­ву при­шла идея, когда он наби­рал номер сво­ей квар­ти­ры по домо­фо­ну. Он поду­мал, поче­му бы не заме­нить домо­фон­ные гуд­ки на мело­дию? Или даже на какие-то сооб­ще­ния, напри­мер, реклам­ные? Мы же рабо­та­ли в рекла­ме тогда. Нача­ли соби­рать откли­ки жите­лей и поня­ли, что рекла­му в домо­фо­нах боль­шин­ство из них слу­шать не хотят. Реши­ли: «Поче­му не сде­лать для людей систе­му инфор­ми­ро­ва­ния о чем-либо?». Так в про­цес­се рабо­ты появил­ся побоч­ный про­дукт, к кото­ро­му был инте­рес у людей. Все­гда зажи­га­ет, когда твое дело при­но­сит поль­зу». Айрат Ази­зов

Преимущество домофонов «Спутник» над обычными домофонами. Скриншот с презентации проекта.
Пре­иму­ще­ство домо­фо­нов «Спут­ник» над обыч­ны­ми домо­фо­на­ми. Скрин­шот с пре­зен­та­ции про­ек­та.

Пер­вич­ная идея про­ек­та заклю­ча­лась в инфор­ми­ро­ва­нии насе­ле­ния в обла­сти ЖКХ, а поз­же осно­ва­те­ли пре­об­ра­зи­ли ее в систе­му опо­ве­ще­ния насе­ле­ния в чрез­вы­чай­ных ситу­а­ци­ях.

«Когда мы нача­ли созда­вать про­грамм­ное обес­пе­че­ние для домо­фо­на, мы столк­ну­лись с рядом про­блем, кото­рые необ­хо­ди­мо было решить. В про­цес­се реше­ния нащу­па­ли, что ока­зы­ва­ет­ся, мож­но создать целую систе­му опо­ве­ще­ния насе­ле­ния». Айрат Ази­зов

После это­го коман­да поня­ла, что выхо­дит на рынок, где ниша еще не заня­та. При этом полу­ча­ет­ся инте­рес­ный про­дукт, в кото­ром люди дей­стви­тель­но нуж­да­ют­ся. Как раз в 2011 году в Татар­стане было отклю­че­но опо­ве­ще­ние через радио, и про­ект стал вос­тре­бо­ван­ным не толь­ко для жите­лей, но и для орга­нов без­опас­но­сти рес­пуб­ли­ки.

Еще по теме: Нуж­на ли «Кар­та помо­щи» мос­ков­ско­му ура­га­ну: опо­ве­ще­ние и реа­ги­ро­ва­ние в кри­зис­ных ситу­а­ци­ях

Во вре­мя созда­ния про­дук­та коман­да писа­ла пись­ма в Пра­ви­тель­ство Татар­ста­на, Пре­зи­ден­ту Рес­пуб­ли­ки с прось­бой под­дер­жать ини­ци­а­ти­ву. Затем выиг­ра­ла грант «Под­держ­ка инно­ва­ций» в мини­стер­стве эко­но­ми­ки Рес­пуб­ли­ки Татар­стан, нача­ла плот­но рабо­тать с МЧС, кон­суль­ти­ро­вать­ся, как долж­на выгля­деть систе­ма опо­ве­ще­ния, что в ней долж­но быть, а что нет, какие кана­лы свя­зи защи­щать, а какие – нет.

«Напри­мер, мы хоте­ли сде­лать опо­ве­ще­ния не толь­ко через труб­ку домо­фо­нов, но и через дина­мик домо­фо­на при­дво­ро­вой тер­ри­то­рии. В МЧС объ­яс­ни­ли, что это не столь эффек­тив­но, луч­ше делать поквар­тир­ное опо­ве­ще­ние. Они дава­ли нам век­тор, а мы уже выпол­ня­ли». Айрат Ази­зов

Схе­му опо­ве­ще­ния пред­ста­ви­ли на раз­лич­ных кон­фе­рен­ци­ях, выстав­ках, в част­но­сти, сов­мест­но с МЧС Татар­ста­на в Москве выстав­ля­лись в «Экс­по­цен­тре». Так­же участ­во­ва­ли в «Биз­нес-инку­ба­то­ре» казан­ско­го IT-пар­ка, где полу­ча­ли доста­точ­но мно­го отзы­вов и откли­ков от экс­пер­тов и кол­лег, кото­рые помо­га­ли созда­вать про­дукт.

«Если будешь созда­вать что-то толь­ко внут­ри сво­ей ком­па­нии, не демон­стри­руя про­дукт и не полу­чая обрат­ную связь, то не будешь рас­ти. «Биз­нес-инку­ба­тор» — хоро­шая пло­щад­ка, где парал­лель­но с вами рабо­та­ет мно­же­ство раз­лич­ных стар­та­пов, с кото­ры­ми вы нахо­ди­тесь на одном уровне. Каж­дый хочет, что­бы его про­ект выжил и вышел в биз­нес. Тебе зада­ют даже неудоб­ные вопро­сы, и толь­ко бла­го­да­ря это­му ты нахо­дишь ошиб­ки в сво­ем про­дук­те». Айрат Ази­зов

Как работает система оповещения

«В домо­фон на вход­ной две­ри в подъ­езд встав­ля­ет­ся модуль. Мы по сути не сде­ла­ли ниче­го ново­го и про­сто ском­пи­ли­ро­ва­ли, соеди­ни­ли раз­ные части раз­ных раз­ра­бо­ток: GSM-пере­дат­чик, домо­фон и так далее. И сде­ла­ли это гра­мот­но». Айрат Ази­зов

Раз в 3 меся­ца в Каза­ни про­хо­дят про­вер­ки систе­мы опо­ве­ще­ния, и систе­ма ЗЕВС так­же ста­ла вхо­дить в те систе­мы, кото­рые про­ве­ря­ют­ся.

Создание ниши в бизнесе и появление аналогов

После «Биз­нес-инку­ба­то­ра» коман­да «ЗЕВ­Са» вме­сте со сво­им про­ек­том пере­еха­ла в хак­с­пейс navigator/campus и про­дол­жи­ла там раз­ви­тие. На про­тя­же­нии двух лет про­дол­жа­ли раз­ви­вать про­ект, пото­му что пони­ма­ли, что появ­ля­ют­ся кон­ку­рен­ты с ана­ло­га­ми экс­трен­ной систе­мы опо­ве­ще­ния насе­ле­ния.

«И это тоже хоро­шо! Если про­дукт новый, то люди о нем не зна­ют и боят­ся поку­пать такой про­дукт. Одно­му биз­не­су слож­но рас­ка­чи­вать рынок». Айрат Ази­зов

На сайте проекта можно кликнуть на "Предложить социальную идею", чтобы работа компании была наиболее эффективной в социальной сфере. Скриншот с сайта проекта
На сай­те про­ек­та мож­но клик­нуть на «Пред­ло­жить соци­аль­ную идею», что­бы рабо­та ком­па­нии была наи­бо­лее эффек­тив­ной в соци­аль­ной сфе­ре. Скрин­шот с сай­та про­ек­та

Коман­да хоте­ла понять, что еще нуж­но рын­ку, и купи­ла домо­фон­ную ком­па­нию, что­бы смот­реть этот биз­нес изнут­ри и создать про­дукт, кото­рый будет сов­ме­щать нара­бот­ки про­ек­та опо­ве­ще­ния насе­ле­ния по домо­фо­нам.

Основатели проекта
Осно­ва­те­ли про­ек­та

«МЧС отка­за­лись пла­тить за систе­му, и мы про­сто не смог­ли про­дол­жать даль­ше в том же виде, в кото­ром были. Но мы созда­ли нишу на рын­ке, и наши быв­шие кон­ку­рен­ты рабо­та­ют в ней». Айрат Ази­зов

Домо­фо­ны, раз­ра­бо­тан­ные коман­дой про­ек­та ЗЕВС, име­ют функ­ции не толь­ко экс­трен­но­го поквар­тир­но­го опо­ве­ще­ния, но и видео­на­блю­де­ния, транс­ля­цию сооб­ще­ний на вхо­де и выхо­де из подъ­ез­да, само­ди­а­гно­сти­ку неис­прав­но­сти, а так­же связь с мобиль­ным при­ло­же­ни­ем «Город Экс­перт».

Еще по теме: при­ло­же­ние Myshake рас­по­зна­ет надви­га­ю­ще­е­ся зем­ле­тря­се­ние

При­ло­же­ние рабо­та­ет в тесто­вом режи­ме и будет доступ­но на систе­ме Android. Ска­чав его, житель подъ­ез­да с уста­нов­лен­ным домо­фо­ном ком­па­нии «Спут­ник» может открыть дверь гостю, даже если сам не нахо­дит­ся дома, или же обна­ру­жить появ­ле­ние зло­умыш­лен­ни­ка, не нахо­дясь дома.

Задачи, которые ставит перед собой проект. Скриншот с презентации проекта
Зада­чи, кото­рые ста­вит перед собой про­ект. Скрин­шот с пре­зен­та­ции про­ек­та.

Дан­ным про­ек­том коман­да хочет решить неко­то­рые зада­чи для госу­дар­ствен­ных орга­нов:

  • Пол­ное покры­тие всех дво­ров горо­да систе­мой видео­на­блю­де­ния без исполь­зо­ва­ния бюд­жет­ных средств;
  • Опе­ра­тив­ное доне­се­ние инфор­ма­ции до жите­лей – «мост меж­ду жите­лем и госу­дар­ством»;
  • Опо­ве­ще­ние при чрез­вы­чай­ных ситу­а­ци­ях и пожа­рах.

Сайт компании

Приложение «Город Эксперт»