«Домсканер» – инструмент для управления ЖКХ в любом доме России

Система «Домсканер» создана для эффективного управления многоквартирными домами. Фрагмент сайта domscanner.ru
Система «Домсканер» создана для эффективного управления многоквартирными домами. Фрагмент сайта domscanner.ru

В России более 1 миллиона многоквартирных домов, которые обслуживают свыше 60 тысяч управляющих организаций. Информационная система «Домсканер» позволяет управлять многоквартирными домами, проводить общие собрания собственников через Интернет и участвовать в программах по ремонту.

Интервью с создателем «Домсканера» Константином Орловым провел Руслан Шекуров, региональный координатор в Казани.

– Константин, скажите, как вы придумали систему «Домсканер» и с чего все началось?

– Начиная с 2010 года, я стал активно участвовать в процессе управления своим домом, интересоваться сферой ЖКХ. Несколько лет я вел собственный отраслевой портал по ЖКХ, общался с председателями ТСЖ и УК (управляющих компаний), работал в органах власти непосредственно с советами многоквартирных домов.

Исходя из всего накопленного опыта, общения и практики, родилась информационная система «Домсканер». Данная система – результат работы и опыта председателей советов более 700 домов от бараков до элитных жилых комплексов. За все время и люди в своей работе, и рынок ЖКХ прошли целый путь. Если сравнить ситуацию 2011 года и 2016-го – это два абсолютно разных рынка с разными правилами игры.

Константин Орлов. Фото предоставлено автором.
Константин Орлов. Фото предоставлено автором.

– Какие, на ваш взгляд, главные проблемы у жителей домов сейчас, в 2016 году?

– Дом дому рознь, и нельзя сказать: вот первая, вторая и третья проблема. Мы выделили в ходе своей работы три типа управляющих компаний.

  1. Бывшие ЖЭКи и прочие структуры, которые до сих пор управляют домами, не внедряя ничего, не проводят нормальных ремонтов, не ведут никакой клиентоориентированной работы, не берут новые дома на обслуживание, к ним никто не идет, дома только уходят. Этих компаний больше всего на рынке.
  2. Управляющие компании, которые возникли на базе строительных компаний застройщиков. Они берут новые дома после постройки на обслуживание с одной лишь целью – не допустить затрат застройщика на ремонт дома по гарантии, а также по максимуму собирать средства за обслуживание. Такие компании всеми силами держатся за дома, не отпускают.
  3. Новые управляющие компании, которые работают в жесткой конкуренции, берут новые дома на обслуживание и стараются внедрять все современные стандарты управления и энергосбережения.

Возвращаясь к вопросу о главных проблемах, на первом месте – это низкая активность жителей в вопросах управления домом и отсутствие инструмента для управления, завышенные затраты на обслуживание и ремонты, когда деньги жителей расходуются крайне неэффективно, отсутствие инструментов для повышения доходов дома.

– Реально ли их решить только лишь одной информационной системой?

– «Домсканер» не придет и не сделает в вашем доме ремонт, не заставит нежилые помещения (магазины, кафе, парикмахерские) платить деньги на счет дома за то, что их реклама и кондиционеры висят на фасаде. Но информационная система дает инструмент для управления. Очень эффективный инструмент.

Любой вопрос в многоквартирном доме решается только через общее собрание собственников. Как сказал председатель дома, в котором 260 квартир: «Провести общее собрание – проще застрелиться». Нужно каждому распечатать бланк, в каждую квартиру зайти, поговорить, попросить заполнить. А ведь он не для себя старается, а на общее благо.

Информационная система здесь будет эффективна: кто может проголосовать через Интернет, тот получает сообщение и голосует. На все про все есть 5 дней, как правило, этого достаточно, чтобы принять решение – 50% + 1 голос от общего числа. Набрать 2/3 голосов через систему тоже можно, хоть и чуть сложнее уложиться в 5 дней.

– Что делать в домах, которые были построены давно, где живет много бабушек и людей, не пользующихся Интернетом?

– Как я уже говорил, те, кто может, голосуют через Интернет. У кого такой возможности или желания нет, голосуют на обычных листах, а их голос потом участвует в общем подсчете. После завершения собрания есть сводная таблица, где видно, как был получен голос. Все честно и прозрачно.

Пример голосования на сайте «Домсканер». Фото : скриншот страницы сайта
Пример голосования на сайте «Домсканер».

– Может ли «Домсканер» как-то помочь начинающим разобраться в сфере ЖКХ?

– Да, на этапе подключения дома к системе мы обучаем собственников первоначальным базовым знаниям, планируем снять несколько видео с ответами и практикой решения самых популярных вопросов. Здесь важно отметить, что изначально «Домсканер» создан председателями домов для председателей домов как инструмент, позволяющий делать позитивные изменения в любом многоквартирном доме России. Это его главная задача.

– Что должен сделать активист, который хочет навести порядок в своем доме?

– Можно много говорить и писать, отвечу кратко и по порядку.

  • Хотеть получить результат, а не процесс. Очень часто активисты желают разобраться, вскрыть какие-то факты, «наказать воров», «унизить управляющую компанию», «заставить их занервничать», «показать, кто тут главный». Если у вас такие амбиции, лучше сразу от них откажитесь. Ваша цель – получить ремонт в доме за адекватные деньги, внедрить энергосберегающие технологии и, в итоге повысить комфорт проживания и снизить затраты на ежемесячные платежи за ЖКУ. Наказать, вскрыть, заставить нервничать вы еще успеете, сначала сделайте ремонт, покажите позитивные изменения в доме.
  • Прочитайте договор управления. Ваша компания работает по нему. Если он вас не устраивает или вы хотите внедрить прозрачность, форму отчета, обязать управляющую компанию отчитываться в определенном виде, то нужно вносить поправки в договор решением общего собрания. При этом управляющая компания имеет право не согласиться с вашими требованиями, и тогда вы будете выбирать новую компанию для своего дома. Это нормальная практика.
  • Вы должны знать три показателя: сколько накоплено денег на счете дома на ремонт, сколько дом тратит и зарабатывает ежемесячно. Эти данные обязаны предоставить в управляющей компании по письменному запросу. Без этой информации никакого управления быть не может в принципе.
  • Рекомендую пообщаться с более опытными товарищами, которые уже имеют опыт управления домом и у них есть результаты.
  • Прочитайте еще раз пункт первый: хотеть получить результат, а не процесс.

Информационная система «Домсканер»