«Домсканер» – инструмент для управления ЖКХ в любом доме России

Система «Домсканер» создана для эффективного управления многоквартирными домами. Фрагмент сайта domscanner.ru
Система «Домсканер» создана для эффективного управления многоквартирными домами. Фрагмент сайта domscanner.ru

В Рос­сии более 1 мил­ли­о­на мно­го­квар­тир­ных домов, кото­рые обслу­жи­ва­ют свы­ше 60 тысяч управ­ля­ю­щих орга­ни­за­ций. Инфор­ма­ци­он­ная систе­ма «Дом­ска­нер» поз­во­ля­ет управ­лять мно­го­квар­тир­ны­ми дома­ми, про­во­дить общие собра­ния соб­ствен­ни­ков через Интер­нет и участ­во­вать в про­грам­мах по ремон­ту.

Интер­вью с созда­те­лем «Дом­ска­не­ра» Кон­стан­ти­ном Орло­вым про­вел Рус­лан Шеку­ров, реги­о­наль­ный коор­ди­на­тор в Каза­ни.

– Константин, скажите, как вы придумали систему «Домсканер» и с чего все началось?

– Начи­ная с 2010 года, я стал актив­но участ­во­вать в про­цес­се управ­ле­ния сво­им домом, инте­ре­со­вать­ся сфе­рой ЖКХ. Несколь­ко лет я вел соб­ствен­ный отрас­ле­вой пор­тал по ЖКХ, общал­ся с пред­се­да­те­ля­ми ТСЖ и УК (управ­ля­ю­щих ком­па­ний), рабо­тал в орга­нах вла­сти непо­сред­ствен­но с сове­та­ми мно­го­квар­тир­ных домов.

Исхо­дя из все­го накоп­лен­но­го опы­та, обще­ния и прак­ти­ки, роди­лась инфор­ма­ци­он­ная систе­ма «Дом­ска­нер». Дан­ная систе­ма – резуль­тат рабо­ты и опы­та пред­се­да­те­лей сове­тов более 700 домов от бара­ков до элит­ных жилых ком­плек­сов. За все вре­мя и люди в сво­ей рабо­те, и рынок ЖКХ про­шли целый путь. Если срав­нить ситу­а­цию 2011 года и 2016-го – это два абсо­лют­но раз­ных рын­ка с раз­ны­ми пра­ви­ла­ми игры.

Константин Орлов. Фото предоставлено автором.
Кон­стан­тин Орлов. Фото предо­став­ле­но авто­ром.

– Какие, на ваш взгляд, главные проблемы у жителей домов сейчас, в 2016 году?

– Дом дому рознь, и нель­зя ска­зать: вот пер­вая, вто­рая и тре­тья про­бле­ма. Мы выде­ли­ли в ходе сво­ей рабо­ты три типа управ­ля­ю­щих ком­па­ний.

  1. Быв­шие ЖЭКи и про­чие струк­ту­ры, кото­рые до сих пор управ­ля­ют дома­ми, не внед­ряя ниче­го, не про­во­дят нор­маль­ных ремон­тов, не ведут ника­кой кли­ен­то­ори­ен­ти­ро­ван­ной рабо­ты, не берут новые дома на обслу­жи­ва­ние, к ним никто не идет, дома толь­ко ухо­дят. Этих ком­па­ний боль­ше все­го на рын­ке.
  2. Управ­ля­ю­щие ком­па­нии, кото­рые воз­ник­ли на базе стро­и­тель­ных ком­па­ний застрой­щи­ков. Они берут новые дома после построй­ки на обслу­жи­ва­ние с одной лишь целью – не допу­стить затрат застрой­щи­ка на ремонт дома по гаран­тии, а так­же по мак­си­му­му соби­рать сред­ства за обслу­жи­ва­ние. Такие ком­па­нии все­ми сила­ми дер­жат­ся за дома, не отпус­ка­ют.
  3. Новые управ­ля­ю­щие ком­па­нии, кото­рые рабо­та­ют в жест­кой кон­ку­рен­ции, берут новые дома на обслу­жи­ва­ние и ста­ра­ют­ся внед­рять все совре­мен­ные стан­дар­ты управ­ле­ния и энер­го­сбе­ре­же­ния.

Воз­вра­ща­ясь к вопро­су о глав­ных про­бле­мах, на пер­вом месте – это низ­кая актив­ность жите­лей в вопро­сах управ­ле­ния домом и отсут­ствие инстру­мен­та для управ­ле­ния, завы­шен­ные затра­ты на обслу­жи­ва­ние и ремон­ты, когда день­ги жите­лей рас­хо­ду­ют­ся крайне неэф­фек­тив­но, отсут­ствие инстру­мен­тов для повы­ше­ния дохо­дов дома.

– Реально ли их решить только лишь одной информационной системой?

– «Дом­ска­нер» не при­дет и не сде­ла­ет в вашем доме ремонт, не заста­вит нежи­лые поме­ще­ния (мага­зи­ны, кафе, парик­ма­хер­ские) пла­тить день­ги на счет дома за то, что их рекла­ма и кон­ди­ци­о­не­ры висят на фаса­де. Но инфор­ма­ци­он­ная систе­ма дает инстру­мент для управ­ле­ния. Очень эффек­тив­ный инстру­мент.

Любой вопрос в мно­го­квар­тир­ном доме реша­ет­ся толь­ко через общее собра­ние соб­ствен­ни­ков. Как ска­зал пред­се­да­тель дома, в кото­ром 260 квар­тир: «Про­ве­сти общее собра­ние – про­ще застре­лить­ся». Нуж­но каж­до­му рас­пе­ча­тать бланк, в каж­дую квар­ти­ру зай­ти, пого­во­рить, попро­сить запол­нить. А ведь он не для себя ста­ра­ет­ся, а на общее бла­го.

Инфор­ма­ци­он­ная систе­ма здесь будет эффек­тив­на: кто может про­го­ло­со­вать через Интер­нет, тот полу­ча­ет сооб­ще­ние и голо­су­ет. На все про все есть 5 дней, как пра­ви­ло, это­го доста­точ­но, что­бы при­нять реше­ние – 50% + 1 голос от обще­го чис­ла. Набрать 2/3 голо­сов через систе­му тоже мож­но, хоть и чуть слож­нее уло­жить­ся в 5 дней.

– Что делать в домах, которые были построены давно, где живет много бабушек и людей, не пользующихся Интернетом?

– Как я уже гово­рил, те, кто может, голо­су­ют через Интер­нет. У кого такой воз­мож­но­сти или жела­ния нет, голо­су­ют на обыч­ных листах, а их голос потом участ­ву­ет в общем под­сче­те. После завер­ше­ния собра­ния есть свод­ная таб­ли­ца, где вид­но, как был полу­чен голос. Все чест­но и про­зрач­но.

Пример голосования на сайте «Домсканер». Фото : скриншот страницы сайта
При­мер голо­со­ва­ния на сай­те «Дом­ска­нер».

– Может ли «Домсканер» как-то помочь начинающим разобраться в сфере ЖКХ?

– Да, на эта­пе под­клю­че­ния дома к систе­ме мы обу­ча­ем соб­ствен­ни­ков пер­во­на­чаль­ным базо­вым зна­ни­ям, пла­ни­ру­ем снять несколь­ко видео с отве­та­ми и прак­ти­кой реше­ния самых попу­ляр­ных вопро­сов. Здесь важ­но отме­тить, что изна­чаль­но «Дом­ска­нер» создан пред­се­да­те­ля­ми домов для пред­се­да­те­лей домов как инстру­мент, поз­во­ля­ю­щий делать пози­тив­ные изме­не­ния в любом мно­го­квар­тир­ном доме Рос­сии. Это его глав­ная зада­ча.

– Что должен сделать активист, который хочет навести порядок в своем доме?

– Мож­но мно­го гово­рить и писать, отве­чу крат­ко и по поряд­ку.

  • Хотеть полу­чить резуль­тат, а не про­цесс. Очень часто акти­ви­сты жела­ют разо­брать­ся, вскрыть какие-то фак­ты, «нака­зать воров», «уни­зить управ­ля­ю­щую ком­па­нию», «заста­вить их занерв­ни­чать», «пока­зать, кто тут глав­ный». Если у вас такие амби­ции, луч­ше сра­зу от них отка­жи­тесь. Ваша цель – полу­чить ремонт в доме за адек­ват­ные день­ги, внед­рить энер­го­сбе­ре­га­ю­щие тех­но­ло­гии и, в ито­ге повы­сить ком­форт про­жи­ва­ния и сни­зить затра­ты на еже­ме­сяч­ные пла­те­жи за ЖКУ. Нака­зать, вскрыть, заста­вить нерв­ни­чать вы еще успе­е­те, сна­ча­ла сде­лай­те ремонт, пока­жи­те пози­тив­ные изме­не­ния в доме.
  • Про­чи­тай­те дого­вор управ­ле­ния. Ваша ком­па­ния рабо­та­ет по нему. Если он вас не устра­и­ва­ет или вы хоти­те внед­рить про­зрач­ность, фор­му отче­та, обя­зать управ­ля­ю­щую ком­па­нию отчи­ты­вать­ся в опре­де­лен­ном виде, то нуж­но вно­сить поправ­ки в дого­вор реше­ни­ем обще­го собра­ния. При этом управ­ля­ю­щая ком­па­ния име­ет пра­во не согла­сить­ся с ваши­ми тре­бо­ва­ни­я­ми, и тогда вы буде­те выби­рать новую ком­па­нию для сво­е­го дома. Это нор­маль­ная прак­ти­ка.
  • Вы долж­ны знать три пока­за­те­ля: сколь­ко накоп­ле­но денег на сче­те дома на ремонт, сколь­ко дом тра­тит и зара­ба­ты­ва­ет еже­ме­сяч­но. Эти дан­ные обя­за­ны предо­ста­вить в управ­ля­ю­щей ком­па­нии по пись­мен­но­му запро­су. Без этой инфор­ма­ции ника­ко­го управ­ле­ния быть не может в прин­ци­пе.
  • Реко­мен­дую пооб­щать­ся с более опыт­ны­ми това­ри­ща­ми, кото­рые уже име­ют опыт управ­ле­ния домом и у них есть резуль­та­ты.
  • Про­чи­тай­те еще раз пункт пер­вый: хотеть полу­чить резуль­тат, а не про­цесс.

Инфор­ма­ци­он­ная систе­ма «Дом­ска­нер»