«Друг Другу» – желания из социальных сетей

Главная страница
Главная страница
«Друг Дру­гу» – это пло­щад­ка для обме­на жела­ни­я­ми и воз­мож­но­стя­ми. Цель про­ек­та – создать сооб­ще­ство поль­зо­ва­те­лей, кото­рое помо­жет вопло­щать в жизнь идеи друг дру­га.

Как развить собственную бизнес-модель при отсутствии финансового планирования и инициировать саморегулируемое сообщество пользователей рассказал технический директор приложения Евгений Селезнев.

Беседовал Евгений Воропай

Е.В.: Запустить online-проект, который существует и развивается по принципам социальной сети – это было осознанное решение?

Е.С.: Про­ек­том мы нача­ли зани­мать­ся доста­точ­но дав­но. Пер­вая вер­сия «Друг Дру­гу» появи­лась в мае 2011 года. Все было в новин­ку, и какое-то вре­мя спу­стя мы при­оста­но­ви­ли рабо­ту сай­та, изме­ни­ли дизайн, прин­ци­пы рабо­ты с поль­зо­ва­те­ля­ми. Сей­час «Друг Дру­гу» – это соци­аль­ный сер­вис. Мы не ста­вим перед собой цель повто­рить функ­ци­о­нал соци­аль­ных сетей. У нас дру­гие зада­чи. Соци­аль­ные сети для «Друг Дру­гу» – это точ­ка вхо­да. Все поль­зо­ва­те­ли реги­стри­ру­ют­ся через Вкон­так­те или Facebook.

Е.В.: Сообщество «Друг Другу» активно только в online или есть какое-то развитие в offline?

Е.С.: Сооб­ще­ство, сфор­ми­ро­ван­ное вокруг про­ек­та, пока немно­го­чис­лен­ное. Разу­ме­ет­ся, боль­шую часть вре­ме­ни наша ауди­то­рия вза­и­мо­дей­ству­ет online. Гово­рить о выхо­де в offline пока не при­хо­дит­ся. Мне кажет­ся, это очень слож­ная для поль­зо­ва­те­ля исто­рия – пере­не­сти или сов­ме­стить вир­ту­аль­ную жизнь с реаль­ной. В первую оче­редь, это свя­за­но с тем, что про­филь в Сети не все­гда соот­вет­ству­ет дей­стви­тель­но­сти. К тому же пло­ща­док, кото­рые суме­ли соеди­нить online с offline, не так мно­го. На мой взгляд, самая эффек­тив­ная – «Дару Дар». Но нам бы хоте­лось рас­ши­рить круг «полу­дру­же­ско­го» обще­ния поль­зо­ва­те­лей. У про­ек­та суще­ству­ют доста­точ­но мно­го­чис­лен­ные сооб­ще­ства из Моск­вы, Пите­ра и Кие­ва, но даже горо­да-мил­ли­он­ни­ки пока сла­бо реа­ги­ру­ют на такое вза­и­мо­дей­ствие.

Е.В.: «Друг Другу» производит впечатление такого виртуального open-space. Как поддерживаете работу ресурса и активность сообщества?

Е.С.: Для регла­мен­та­ции актив­но­сти поль­зо­ва­те­лей и сооб­ще­ства у нас вве­де­ны отно­си­тель­но стан­дарт­ные пра­ви­ла пове­де­ния на ресур­се. Мы про­тив раз­ме­ще­ния на сай­те «Друг Дру­гу» плат­ных объ­яв­ле­ний, хотя пока не очень это отсле­жи­ва­ем. Поль­зо­ва­те­ли «Друг Дру­гу» сво­и­ми дей­стви­я­ми пока­зы­ва­ют, где необ­хо­ди­мо вме­ша­тель­ство адми­ни­стра­ции сай­та.

Подоб­но соци­аль­ным сетям, у нас есть воз­мож­ность остав­лять отмет­ки «нра­вит­ся», «не нра­вит­ся» для каж­до­го поста. Все пред­ло­же­ния, кото­рые наби­ра­ют пять голо­сов «про­тив», пере­ста­ют демон­стри­ро­вать­ся. Когда про­ис­хо­дят подоб­ные вещи, мы полу­ча­ем изве­ще­ние с инфор­ма­ци­ей, что опре­де­лен­ный пост не нашел под­держ­ки у поль­зо­ва­те­лей. Так сооб­ще­ния с глав­ной стра­ни­цы пере­ме­ща­ет­ся в про­филь авто­ра и ста­но­вят­ся доступ­ны толь­ко ему и его под­пис­чи­кам. Но таких слу­ча­ев немно­го, в про­цент­ном соот­но­ше­нии это 2% от обще­го коли­че­ства постов.

Е.В.: Проект, в том виде, в котором он существует сейчас, имеет ограниченный пользовательский функционал. Как намерены поддерживать интерес аудитории к сервису?

Е.С.: Сей­час все посты поль­зо­ва­те­лей раз­би­ты по кате­го­ри­ям. Я рабо­таю над систе­мой авто­ма­ти­че­ской клас­си­фи­ка­ции тегов. Для поль­зо­ва­те­лей это даст воз­мож­ность под­пи­сы­вать­ся на опре­де­лен­ные темы, кате­го­рии и полу­чать дай­джест по этим направ­ле­ни­ям. На дан­ный момент коман­да про­ек­та ста­вит перед собой крат­ко­сроч­ные цели и при­дер­жи­ва­ет­ся прин­ци­пов customer development. Наши уси­лия направ­ле­ны на ком­форт поль­зо­ва­те­лей. Все раз­ра­бот­ки и нов­ше­ства оце­ни­ва­ют­ся поль­зо­ва­те­ля­ми, и если «обнов­ка» не при­жи­лась, она уда­ля­ет­ся. Мы суще­ствен­но раз­ви­ли функ­ци­о­нал в срав­не­нии с тем, что было в самом нача­ле. В первую оче­редь это каса­ет­ся опти­ми­за­ции про­цес­са вза­и­мо­дей­ствия поль­зо­ва­те­лей. Коли­че­ство дей­ствий зна­чи­тель­но сокра­ти­лось.

Е.В.: Судя по всему, характер желаний пользователей – это преимущественно личные просьбы или пожелания. Можно ли использовать «Друг Другу» как социальный инструмент?

Е.С.: Мы хотим, что­бы прось­бы поль­зо­ва­те­лей носи­ли вполне кон­крет­ный харак­тер. Часто люди пишут откро­вен­но неис­пол­ни­мые вещи, напри­мер, из серии «хочу мир во всем мире», «хочу, что­бы всё было хоро­шо». Такие посты уда­ля­ют­ся. Поль­зо­ва­те­ли по есте­ствен­ным при­чи­нам не будут мину­со­вать такие сооб­ще­ния. А нам хочет­ся достичь эффек­та само­ре­гу­ли­ру­е­мо­сти сооб­ще­ства.

Чело­век оста­ет­ся с нами толь­ко в одном слу­чае, – если он помог кому-то или помог­ли ему. У нас сфор­ми­ро­ва­лось ядро, кото­рое исполь­зу­ет сер­вис для сво­их нужд. Часто люди при­хо­дят к нам сайт в поис­ках про­фес­си­о­наль­ной помо­щи или кон­суль­та­ции. Про­ект реа­ли­зу­ет неком­мер­че­ский под­ход к реше­нию про­блем поль­зо­ва­те­лей. Но «Друг Дру­гу» не ста­нет зани­мать­ся фанд­рай­зин­гом. У нас нет для это­го тех­ни­че­ских воз­мож­но­стей, а отли­чить пожерт­во­ва­ния от попро­шай­ни­че­ства в Сети быва­ет слож­но. Мы не можем быть уве­ре­ны в том, кто про­сит, кто жерт­ву­ет, что это за день­ги и из како­го источ­ни­ка.

Е.В.: Какое-то время у «Друг Другу» была совместная программа с Ozon.ru. Почему вы не продолжили сотрудничество?

Е.С.: Не полу­чи­лось в свя­зи со сла­бой поль­зо­ва­тель­ской актив­но­стью. Хостить соб­ствен­ный мага­зин подар­ков у нас не было воз­мож­но­сти, поэто­му вос­поль­зо­ва­лись сер­ти­фи­ка­та­ми Ozon.ru. Мы ста­ра­лись воз­на­граж­дать людей за их актив­ность и предо­ста­ви­ли воз­мож­ность обме­ни­вать бла­го­дар­но­сти на пода­роч­ные сер­ти­фи­ка­ты. Но эта прак­ти­ка не при­жи­лась. Такие кон­цеп­ции попу­ляр­ны и рабо­та­ют на Запа­де, но неэф­фек­тив­ны в Руне­те.

Е.В.: У вас есть группы и странички в социальных сетях. Эффективно ли продвигать социальный сервис через эти каналы?

Е.С.: Такой как «Друг Дру­гу» – нет. Как сред­ство при­вле­че­ния новых поль­зо­ва­те­лей в про­ект – они неэф­фек­тив­ны. Если гово­рить о про­дви­же­нии, у нас были попыт­ки тести­ро­ва­ния тар­ге­ти­ро­ван­ной и кон­текст­ной рекла­мы. Но про­бле­ма в том, что порой очень слож­но подо­брать пра­виль­ные клю­че­вые сло­ва под наш сер­вис. Про­бо­ва­ли рекла­му в груп­пах Вкон­так­те. Основ­ная при­чи­на при­сут­ствия «Друг Дру­гу» в соци­аль­ных сетях – это retention (удер­жи­ва­ние, сдер­жи­ва­ние). Это точ­ка, через кото­рую поль­зо­ва­те­ли могут к нам вер­нуть­ся.

Наша основ­ная ауди­то­рия – это люди, при­шед­шие из закла­док и соци­аль­ных сетей. Поль­зо­ва­те­ли, кото­рые при­хо­дят из поис­ко­ви­ков, состав­ля­ют очень незна­чи­тель­ный про­цент.

Е.В.: Сер­вис «Друг Дру­гу» оста­нет­ся сво­бод­ным от рекла­мы про­стран­ством или у вас есть какая-то биз­нес-модель?

Е.С.: Мы толь­ко тести­ру­ем соб­ствен­ную биз­нес-модель, прав­да, пока не очень удач­но. Един­ствен­ная рекла­ма, кото­рая может появить­ся на стра­ни­цах «Друг Дру­гу», – тар­ге­ти­ро­ван­ная. Бла­го­да­ря кон­цеп­ции про­ек­та, у нас есть воз­мож­ность рабо­тать с тем, чего «хотят» поль­зо­ва­те­ли, и тем, что им инте­рес­но, а создать семан­ти­че­ское ядро и шка­лу частот­ных запро­сов неслож­но.

Мы про­бу­ем внед­рить «Сдел­ку 2.0», она рабо­та­ет по прин­ци­пу «pay as you go» – поль­зо­ва­тель пла­тит в зави­си­мо­сти от каче­ства ока­зан­ных услуг. Но эта исто­рия пока тоже под вопро­сом. Поэто­му сей­час финан­со­вое пла­ни­ро­ва­ние у нас не рабо­та­ет, это зача­стую отпу­ги­ва­ет мно­гих инве­сто­ров.

Сер­вис «Друг Дру­гу» рабо­та­ет с жела­ни­я­ми поль­зо­ва­те­лей. Чле­ны сооб­ще­ства могут не толь­ко про­сить об услу­ге, но и пред­ла­гать свою помощь. Прин­цип рабо­ты ресур­са прост – поль­зо­ва­тель остав­ля­ет сооб­ще­ние в соот­вет­ству­ю­щей кате­го­рии, при­сва­и­ва­ет ему тему, место­по­ло­же­ние, кар­тин­ку и ждет, когда на его пост отклик­нуть­ся чле­ны сооб­ще­ства.

Поль­зо­ва­тель­ская актив­ность сосре­до­то­че­на вокруг двух кно­пок «Я хочу» и «Я могу». Все сооб­ще­ния в откры­том досту­пе начи­на­ют­ся с этих фраз. В рам­ках это­го функ­ци­о­на­ла каж­дый может выска­зать свои поже­ла­ния и пред­ло­же­ния.

Я хочу научить­ся петь джаз, очень-очень. Чув­ство рит­ма – есть. Голос и слух – не знаю. Слух вро­де есть, но себя я не слы­шу, когда пыта­юсь что-то повто­рить. Кажет­ся, что не попа­даю. А всё отто­го, что голо­сом управ­лять не умею. Ну, я так думаю. Помо­ги­те!!!

Алек­сандра Тря­пи­цы­на
Друг Дру­гу

Стать чле­ном сооб­ще­ства мож­но толь­ко с помо­щью ака­ун­тов в Facebook или Вкон­так­те. В лич­ном про­фи­ле поль­зо­ва­те­ля собра­на ста­ти­сти­ка поже­ла­ний и обе­ща­ний помочь (что могу, чего хочу, кого побла­го­да­рил я, кто побла­го­да­рил меня). Дей­ствия поль­зо­ва­те­лей, по жела­нию пуб­ли­ку­ют­ся в лен­те на Facebook или Вкон­так­те.

Бла­го­дар­но­сти и друб­ли – это един­ствен­ная кон­вер­ти­ру­е­мая валю­та для «Друг Дру­га». С помо­щью друб­лей поль­зо­ва­те­ли могут воз­на­граж­дать дру­гих чле­нов сооб­ще­ства. Накоп­лен­ные «сред­ства» мож­но было обме­нять в мага­зине про­ек­та на элек­трон­ные сер­ти­фи­ка­ты Интер­нет-мага­зи­на Ozon. Адми­ни­стра­ция сай­та вре­мен­но при­оста­но­ви­ла рабо­ту это­го сер­ви­са – он не поль­зо­вал­ся попу­ляр­но­стью сре­ди поль­зо­ва­те­лей.

Главная страница
Глав­ная стра­ни­ца

Личный профиль
Лич­ный про­филь

Заявка  Я хочу
Заяв­ка «Я хочу»