«ДворСовет» — коммунальный «облачный» сервис

Фрагмент интерфейса сайта ДворСовет
Фрагмент интерфейса сайта ДворСовет
ДворСовет – это онлайн-платформа, которая позволяет каждому желающему организовать совет своего дома в рамках существующей системы, что позволит более эффективно принимать общие решение, иметь площадку для дискуссии и общения с представителями власти.

В интервью Теплице социальных технологий директор проекта «ДворСовет» Валентина Акимова рассказала об альтернативных способах общения с управляющими организациями и ТСЖ, а также доказала, что проблемы ЖКХ можно решать, не используя online агрегаторы жалоб. 

Беседовал Евгений Воропай. Февраль 2013.

Е.В.: «ДворСовет» очень необычный проект, но для ЖКХ-сервиса у него не хватает функционала, а для социальной сети – количества пользователей. Как бы вы определили формат проекта?

В.А.: «ДворСовет» был задуман еще в 2010 году. На следующий год мы приступили к его разработке, и в январе 2012 года запустили тестовую версию портала. Изначально идея была следующей – создать мини социальную сеть для соседей по дому, даче, гаражам. Проект должен был стать площадкой, которая поможет собственникам объединить всю свою недвижимость и участвовать в некоторых процессах с этим с связанных. Позже мы поняли, что можем предложить нашим пользователям более расширенный функционал и привлечь на сайт управляющие организации, объединения собственников жилья и представителей власти.

В перспективе «ДворСовет» может стать онлайн-системой управления многоквартирными домами. В настоящий момент разработан функционал, как для жителей домов, так и для управляющих организаций, зарегистрированных на сайте. В новой версии появится некоторый набор опций, доступных для представителей власти. При условии внедрения и использования всех этих возможностей, мы получим эффективную коммуникационную систему для всех тех, кто хочет управлять своей собственностью и при этом избежать всевозможных бюрократических оффлайн-процедур. Надеемся, что система будет способствовать  качественному решению различных вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Е.В.: Пользователи «ДворСовет» разделены на несколько категорий – «Жильцы/ Владельцы», «ТСЖ/УК/СД», «Власть». Преимущества нахождения первых в системе более очевидны. Зачем «ТСЖ/УК» приходить на сайт, при том, что катализатором работы являются именно они?

В.А.: По закону управляющие компании, ТСЖ обязаны размещать значительную часть данных о себе и своей деятельности в Интернете, но, банально, не у всех для этого есть возможность. «ДворСовет» предлагает быстро, а главное, бесплатно обзавестись собственной площадкой, размещать на ней всю необходимую информацию, налаживать коммуникации с Жителями. Для многих ТСЖ это может стать выгодным решением. Кроме того, наш ресурс позволяет управляющим организациям автоматизировать свою диспетчерскую службу, принимать показания приборов учета online, рассылать счета за услуги ЖКХ, контролировать оплату, уведомлять Жителей об актуальных событиях и многое другое.

Как управляющие организации приходят на наш ресурс? Ответить на этот вопрос можно с нескольких позиций. Например, с одной стороны, существует группа жильцов, которые хотят взять управление домом в свои руки и настаивают на том, чтобы коммуникация с управляющей организацией протекала online в нашей системе. В этом случае управляющая организация вынуждена идти навстречу жильцам и завести собственный профиль. С другой стороны, можно использовать подход «от целого к частному» – сначала управляющая организация регистрируется в системе и просит сделать то же самое жителей всех подведомственных ей домов.

В обоих случаях это помогает создать прозрачный канал коммуникации. Это достаточно новый способ работы в сфере ЖКХ, и не всегда управляющие компании готовы серьезно им заниматься. Присутствие управляющего звена в Сети – для многих это формальное обязательство. Работа с жильцами, подготовка документов занимают много времени, поэтому многие идут на это без особого энтузиазма. Возможно, это связанно с несовершенством современного законодательства.

Е.В.: В «ДворСовете» многопрофильная, сложная система подтверждения личных данных, организации собраний и т.д. Это одновременно может быть и барьером, и фильтром для многих инициатив. Насколько такая система себя оправдывает?

В.А.: Я согласна, что это может создать некоторые сложности. Нам удалось решить эту проблему в новой версии сайта. Благодаря работе с usability-специалистами, мы максимально упростили внешний вид и расширили функциональность портала.

Что касается процесса подтверждения личных данных, то это оправдано. Как только жильцы дома решают принимать активное участие в его управлении – проводить собрания, выступать с собственными инициативами – мы должны четко понимать, что этот человек имеет на это право.

В качестве доказательства жильцы должны предоставить отсканированную копию документа, подтверждающего право собственности на квартиру. Все это сделано для легитимизации результатов голосований и принятых решений. Впрочем, у нас есть возможность проведения и обычных опросов, участие в которых не требует подтверждения личности.

Е.В.: Вы создали виртуальное пространство для оптимизации и быстрого решения бытовых вопросов, связанных с ЖКХ. Я просмотрел несколько профилей разных многоквартирных домов, редко когда процент от общего количества жильцов превышает 30% порог. Это помогает в принятии решений при таких показателях?

В.А.: Мы действуем в рамках существующего Жилищного кодекса. Скажем, если проведенное собрание не имело кворума, можно провести его online по той же повестке, но для этого нужны все собственники дома, жильцы.

На данный момент мы понимаем, что этот 30% порог не позволяет нам претендовать на принятие легитимных решений в рамках каждого из объектов. Но, несмотря на то, что у пользователей есть возможность инициировать решение каких-то вопросов online, пока они этого не делают.

Сейчас все это имеет формат «вопрос-ответ» или личного общения. Мы работаем над техническим совершенством и разнообразием проекта, думаю, это позволит нам увеличить количество пользователей в категории «Жильцы».

Е.В.: Описание проекта и принципов его работы не самое простое для рядового пользователя, хотя и довольно подробное. Как привлекали аудиторию в проект, сложно ли было убедить ее использовать «ДворСовет» как точку входа для управления своим домом?

В.А.: Мы не вкладывали материальные ресурсы в seo-продвижение или контекстную рекламу, не нагоняли искусственный трафик. Все пользователи, которые сегодня зарегистрированы на сайте, это реальные, живые люди, пришедшие на наш ресурс самостоятельно. В тестовой версии проекта для нас было важно понять, как это работает в реальности и кому это может быть интересно.

Основной инструмент продвижения – интерес пользователя к теме ЖКХ и судьбе собственной недвижимости. Преимущество нашего проекта качественный контент.

Если брать запросы по словосочетаниям «Создать сайт дома», «Отзывы о дачных поселках», «Формы документов ТСЖ» и т.д., «ДворСовет» стабильно попадает в Тор-10 поисковой выдачи.

Е.В.: «ДворСовет» эта такое «облако» сайтов. Право модерации и управления каждым профилем дома вы оставляете за собой. Сложно поддерживать такое количествово сайтов, какие проблемы с этим связаны?

В.А.: Все, что касается содержания сайта и модерации, происходит достаточно просто. За год работы в тестовом режиме особых проблем с этим не возникало. Народ общается на форумах, делится советами, все очень спокойно. Что касается технических нагрузок, пока количество пользователей проекта не такое большое, поэтому нам удается обходиться своими силами, не привлекая никого со стороны.

Сайт «ДворСовета» посещают около 16 тыс. уникальных посетителей в месяц, у нас зарегистрировано немногим больше 100 управляющих компаний, около 320 домов и 1200 их жителей, 1,5 тыс. дачных поселков.

Е.В.: Проект «ДворСовет» соблюдает принципы анонимности своих пользователей, но при этом напротив надписи «Инкогнито» в поле «Жильцы» стоят номера квартир. Оправдано сохранять скрытыми личные данные в масштабах одного дома?

В.А.: Это предмет постоянных дискуссий в нашей команде. Но здесь нужно понимать, что запрашивая личную информацию о человеке уже на моменте регистрации, мы оказываем себе медвежью услугу. При таком раскладе часть пользователей будет просто уходить.

Для знакомства человека с системой и какого-то минимального присутствия на сайте личные данные не нужны. Но если пользователь захочет расширить функционал (участвовать в собраниях, online-голосованиях, подключить дополнительную недвижимость к собственному профилю, передавать показания счетчиков и т.д.), тогда уже понадобиться дополнительная информация, и это станет оправданным.

Е.В.: У «ДворСовета» был «пробный период» работы, когда все категории пользователей обслуживались бесплатно, он длился около года. Сколько ТСЖ и Управляющих компаний заключили c порталом «Договор на Использование Веб-Сайта и его Техническое Обслуживание»?

В.А.: В настоящий момент бесплатный период продолжается. Пока мы не доработаем функционал, денег за пользование «ДворСоветом» брать не станем. Мы считаем неэтичным взимать плату за услугу, которая только оттачивается. Абонентская плата придет с новой оболочкой сайта. Чтобы воплотить в жизнь эту идею, нужны личные встречи, презентации проекта управляющим компаниям, ТСЖ, представителям власти. Оплата за пользование сайтом будет производиться из расчета количества объектов одной компании и составит 1000-1500 рублей в месяц.

Е.В.: «ДворСовет» создавался при поддержке Центра Реформы в ЖКХ при Правительстве Москвы и Агентства Стратегических Инициатив. Кто сейчас поддерживает и инвестирует в проект?

В.А.: Упомянутые организации действительно проявляли интерес к проекту, но, увы, не со всеми удалось сохранить долгосрочные партнерские отношения. Сфера ЖКХ проблемная, но вместе с тем очень интересная. Вокруг нее всегда много слухов, недомолвок. Этот сегмент Интернет-проектов не такой быстрый для монетизации в сравнении с другими видами заработка в Сети, но очень привлекательный.

Нам важно, чтобы о «ДворСовете» знали профильные организации. Мы регулярно посещаем различные тематические форумы, ищем партнеров. Важно, чтобы партнерские организации могли быть полезны и нашим пользователям. Например, мы заключили договор с «Банком Москвы» и теперь предлагаем своим пользователям оплачивать ЖКУ с минимальной комиссией.

В настоящее время проект существует на средства своих учредителей. С запуском новой версии мы начнем активно работать над продвижением и поиском стратегических инвесторов. Уже сегодня, что немаловажно, есть люди, проявляющие интерес к нашему проекту. Наша главная задача на сегодняшний день – доработать функционал и предоставить готовый к работе, улучшенный сервис, способный помочь всем сторонам управления наладить общение и сделать отношения максимально прозрачными и добрыми.

Фрагмент интерфейса сайта ДворСовет
Фрагмент интерфейса сайта ДворСовет

Фрагмент интерфейса сайта «ДворСовет»
Фрагмент интерфейса сайта «ДворСовет»