В Нижнем Новгороде разработали сервис для мониторинга загрязнения воздуха автотранспортом

В Нижнем Новгороде запущен сервис Eco-routes, который помогает оценить степень загрязнения окружающей среды и угрозы для здоровья. Фрагмент сайта Eco-routes.
В Нижнем Новгороде запущен сервис Eco-routes, который помогает оценить степень загрязнения окружающей среды и угрозы для здоровья. Фрагмент сайта Eco-routes.

В 2016 году в Нижнем Новгороде был запущен сервис Eco-routes, который помогает в режиме реального времени определять загрязнение городской среды выбросами автотранспорта. С помощью сервиса можно проложить на карте предполагаемый маршрут поездки и оценить риски для своего здоровья.

Как создавался проект

Сервис создал Дмитрий Степанов, магистрант кафедры прикладной информатики и статистики Международного института экономики, права и менеджмента Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ). Над развитием сервиса работает большая команда студентов ННГАСУ.

Дмитрий встретился с корреспондентом Теплицы и рассказал о том, как шла работа над проектом.

Дмитрий Степанов, разработчик сервиса Eco-routes
Дмитрий Степанов, разработчик сервиса Eco-routes

Сервис доступен в Москве, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Почему были выбраны именно эти города?

Москва – столица, и там проблема пробок наиболее актуальна. В Нижнем Новгороде это также серьезная проблема, кроме того, существуют реальные исследования транспортных проблем города, которые проводил Александр Владимирович Иванов и на которые я опирался при разработке приложения. В Екатеринбурге, в котором сходная с Нижним транспортная ситуация, приложение реализовано, потому что там я выступал на международной IT-олимпиаде, в которой занял 2-е место.

Сегодня в больших городах вклад автотранспорта в загрязнение воздуха составляет около 80%. Самыми опасными источниками загрязнения являются автодорожные пробки.

Аналогов сервиса в мире пока нет. Идея его создания возникла у Александра Иванова, доцента кафедры экологии и природопользования ННГАСУ.

Мониторинг загрязнения воздуха, который проводят в настоящее время государственные органы, не дает информации об уровне загрязнения в реальном времени. Из их отчетов мы можем узнать, что, например, за прошедший месяц зафиксированы превышения предельно допустимых концентраций на таких-то постах наблюдения, но почему, кто был виновником – этого мы не узнаем. И, конечно же, через месяц уже нет возможности принять какие-то меры.

«В Нижнем Новгороде сейчас 8 постов мониторинга. Эта система стоит очень дорого, но при этом мы получаем «среднюю температуру по больнице». А люди, живущие в конкретных местах в условиях сильного загрязнения воздуха, страдают. Мы начали создание альтернативной системы мониторинга, которая обходится почти без затрат и будет простой и доступной в реальном времени, потому что современные интернет-технологии позволяют решать такие задачи». Александр Иванов, доцент кафедры экологии и природопользования ННГАСУ

Как работает сервис?

Сервис имеет мобильную и десктопную версии. Пользоваться сервисом Eco-routes просто: на карте города нужно отметить начальную и конечную точки своего маршрута и нажать кнопку «оценить риск». После этого сервис произведет расчеты и сообщит степень загрязнения воздуха на маршруте движения.

Слайд из презентации Дмитрия Степанова
Слайд из презентации Дмитрия Степанова.

Как вычисляется степень загрязнения городской среды?

Степень риска оценивается по концентрации оксидов азота NOx. Расчет уровня загрязнения осуществляется, исходя из интенсивности транспортных потоков по специальным формулам. В работе сервиса используются проверенные годами математические Гауссовы модели рассеивания примесей в атмосфере.

Формулы учитывают скорость движения ветра, под каким углом относительно дороги он дует и скорость движения транспортного потока (данные берутся с сервиса Яндекс. Пробки). Также учитывается средний выхлоп загрязняющих веществ по всем видам транспорта и всем типам двигателей.

Слайд из презентации Дмитрия Степанова
Слайд из презентации Дмитрия Степанова.

Сервис нацелен на несколько групп пользователей: это участники движения (водители и пешеходы), жители домов, прилегающих к магистрали или дороге, и городская администрация. В особенности актуален сервис будет для городских бегунов, пешеходов и велосипедистов. Он подходит для ежедневного использования.

Разработчик планирует увеличить точность расчетов, а также собирать статистику о загрязнении в разных участках города в автоматическом режиме и предоставлять пользователю информацию о загрязнении воздуха без запросов конкретных маршрутов. Также постепенно будет расширяться география работы сервиса Eco-routes, и в перспективе можно охватить все города России.

Презентация проекта на английском языке

Сервис Eco-routes