В Нижнем Новгороде разработали сервис для мониторинга загрязнения воздуха автотранспортом

В Нижнем Новгороде запущен сервис Eco-routes, который помогает оценить степень загрязнения окружающей среды и угрозы для здоровья. Фрагмент сайта Eco-routes.
В Нижнем Новгороде запущен сервис Eco-routes, который помогает оценить степень загрязнения окружающей среды и угрозы для здоровья. Фрагмент сайта Eco-routes.

В 2016 году в Ниж­нем Нов­го­ро­де был запу­щен сер­вис Eco-routes, кото­рый помо­га­ет в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни опре­де­лять загряз­не­ние город­ской сре­ды выбро­са­ми авто­транс­пор­та. С помо­щью сер­ви­са мож­но про­ло­жить на кар­те пред­по­ла­га­е­мый марш­рут поезд­ки и оце­нить рис­ки для сво­е­го здо­ро­вья.

Как создавался проект

Сер­вис создал Дмит­рий Сте­па­нов, маги­странт кафед­ры при­клад­ной инфор­ма­ти­ки и ста­ти­сти­ки Меж­ду­на­род­но­го инсти­ту­та эко­но­ми­ки, пра­ва и менедж­мен­та Ниже­го­род­ско­го госу­дар­ствен­но­го архи­тек­тур­но-стро­и­тель­но­го уни­вер­си­те­та (ННГАСУ). Над раз­ви­ти­ем сер­ви­са рабо­та­ет боль­шая коман­да сту­ден­тов ННГАСУ.

Дмит­рий встре­тил­ся с кор­ре­спон­ден­том Теп­ли­цы и рас­ска­зал о том, как шла рабо­та над про­ек­том.

Дмитрий Степанов, разработчик сервиса Eco-routes
Дмит­рий Сте­па­нов, раз­ра­бот­чик сер­ви­са Eco-routes

Сервис доступен в Москве, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Почему были выбраны именно эти города?

Москва – сто­ли­ца, и там про­бле­ма про­бок наи­бо­лее акту­аль­на. В Ниж­нем Нов­го­ро­де это так­же серьез­ная про­бле­ма, кро­ме того, суще­ству­ют реаль­ные иссле­до­ва­ния транс­порт­ных про­блем горо­да, кото­рые про­во­дил Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич Ива­нов и на кото­рые я опи­рал­ся при раз­ра­бот­ке при­ло­же­ния. В Ека­те­рин­бур­ге, в кото­ром сход­ная с Ниж­ним транс­порт­ная ситу­а­ция, при­ло­же­ние реа­ли­зо­ва­но, пото­му что там я высту­пал на меж­ду­на­род­ной IT-олим­пиа­де, в кото­рой занял 2-е место.

Сего­дня в боль­ших горо­дах вклад авто­транс­пор­та в загряз­не­ние воз­ду­ха состав­ля­ет око­ло 80%. Самы­ми опас­ны­ми источ­ни­ка­ми загряз­не­ния явля­ют­ся авто­до­рож­ные проб­ки.

Ана­ло­гов сер­ви­са в мире пока нет. Идея его созда­ния воз­ник­ла у Алек­сандра Ива­но­ва, доцен­та кафед­ры эко­ло­гии и при­ро­до­поль­зо­ва­ния ННГАСУ.

Мони­то­ринг загряз­не­ния воз­ду­ха, кото­рый про­во­дят в насто­я­щее вре­мя госу­дар­ствен­ные орга­ны, не дает инфор­ма­ции об уровне загряз­не­ния в реаль­ном вре­ме­ни. Из их отче­тов мы можем узнать, что, напри­мер, за про­шед­ший месяц зафик­си­ро­ва­ны пре­вы­ше­ния пре­дель­но допу­сти­мых кон­цен­тра­ций на таких-то постах наблю­де­ния, но поче­му, кто был винов­ни­ком – это­го мы не узна­ем. И, конеч­но же, через месяц уже нет воз­мож­но­сти при­нять какие-то меры.

«В Ниж­нем Нов­го­ро­де сей­час 8 постов мони­то­рин­га. Эта систе­ма сто­ит очень доро­го, но при этом мы полу­ча­ем «сред­нюю тем­пе­ра­ту­ру по боль­ни­це». А люди, живу­щие в кон­крет­ных местах в усло­ви­ях силь­но­го загряз­не­ния воз­ду­ха, стра­да­ют. Мы нача­ли созда­ние аль­тер­на­тив­ной систе­мы мони­то­рин­га, кото­рая обхо­дит­ся почти без затрат и будет про­стой и доступ­ной в реаль­ном вре­ме­ни, пото­му что совре­мен­ные интер­нет-тех­но­ло­гии поз­во­ля­ют решать такие зада­чи». Алек­сандр Ива­нов, доцент кафед­ры эко­ло­гии и при­ро­до­поль­зо­ва­ния ННГАСУ

Как работает сервис?

Сер­вис име­ет мобиль­ную и деск­топ­ную вер­сии. Поль­зо­вать­ся сер­ви­сом Eco-routes про­сто: на кар­те горо­да нуж­но отме­тить началь­ную и конеч­ную точ­ки сво­е­го марш­ру­та и нажать кноп­ку «оце­нить риск». После это­го сер­вис про­из­ве­дет рас­че­ты и сооб­щит сте­пень загряз­не­ния воз­ду­ха на марш­ру­те дви­же­ния.

Слайд из презентации Дмитрия Степанова
Слайд из пре­зен­та­ции Дмит­рия Сте­па­но­ва.

Как вычисляется степень загрязнения городской среды?

Сте­пень рис­ка оце­ни­ва­ет­ся по кон­цен­тра­ции окси­дов азо­та NOx. Рас­чет уров­ня загряз­не­ния осу­ществ­ля­ет­ся, исхо­дя из интен­сив­но­сти транс­порт­ных пото­ков по спе­ци­аль­ным фор­му­лам. В рабо­те сер­ви­са исполь­зу­ют­ся про­ве­рен­ные года­ми мате­ма­ти­че­ские Гаус­со­вы моде­ли рас­се­и­ва­ния при­ме­сей в атмо­сфе­ре.

Фор­му­лы учи­ты­ва­ют ско­рость дви­же­ния вет­ра, под каким углом отно­си­тель­но доро­ги он дует и ско­рость дви­же­ния транс­порт­но­го пото­ка (дан­ные берут­ся с сер­ви­са Яндекс. Проб­ки). Так­же учи­ты­ва­ет­ся сред­ний выхлоп загряз­ня­ю­щих веществ по всем видам транс­пор­та и всем типам дви­га­те­лей.

Слайд из презентации Дмитрия Степанова
Слайд из пре­зен­та­ции Дмит­рия Сте­па­но­ва.

Сер­вис наце­лен на несколь­ко групп поль­зо­ва­те­лей: это участ­ни­ки дви­же­ния (води­те­ли и пеше­хо­ды), жите­ли домов, при­ле­га­ю­щих к маги­стра­ли или доро­ге, и город­ская адми­ни­стра­ция. В осо­бен­но­сти актуа­лен сер­вис будет для город­ских бегу­нов, пеше­хо­дов и вело­си­пе­ди­стов. Он под­хо­дит для еже­днев­но­го исполь­зо­ва­ния.

Раз­ра­бот­чик пла­ни­ру­ет уве­ли­чить точ­ность рас­че­тов, а так­же соби­рать ста­ти­сти­ку о загряз­не­нии в раз­ных участ­ках горо­да в авто­ма­ти­че­ском режи­ме и предо­став­лять поль­зо­ва­те­лю инфор­ма­цию о загряз­не­нии воз­ду­ха без запро­сов кон­крет­ных марш­ру­тов. Так­же посте­пен­но будет рас­ши­рять­ся гео­гра­фия рабо­ты сер­ви­са Eco-routes, и в пер­спек­ти­ве мож­но охва­тить все горо­да Рос­сии.

Пре­зен­та­ция про­ек­та на англий­ском язы­ке

Сер­вис Eco-routes