В Нижнем Новгороде запускают приложения для людей, которые хотят жить долго

В Нижнем Новгороде разрабатывают экосервисы для для людей, которые хотят вести здоровый образ жизни. Фрагмент сайта Quite-routes.
В Нижнем Новгороде разрабатывают экосервисы для для людей, которые хотят вести здоровый образ жизни. Фрагмент сайта Quite-routes.

Коман­да пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов Ниже­го­род­ско­го госу­дар­ствен­но­го архи­тек­тур­но-стро­и­тель­но­го уни­вер­си­те­та (ННГАСУ) раз­ра­бо­та­ла три онлайн-сер­ви­са для людей, кото­рые хотят вести здо­ро­вый образ жиз­ни.

Доцент кафед­ры ЮНЕСКО Ниже­го­род­ско­го госу­дар­ствен­но­го архи­тек­тур­но-стро­и­тель­но­го уни­вер­си­те­та, автор идеи и руко­во­ди­тель про­ект­ной груп­пы Алек­сандр Ива­нов рас­ска­зал о сво­их раз­ра­бот­ках Татьяне Пау­то­вой, коор­ди­на­то­ру Теп­ли­цы в Ниж­нем Нов­го­ро­де.

Приложение Eco-routes

При­ло­же­ние Eco-routes было созда­но в Ниж­нем Нов­го­ро­де в 2016 году, оно помо­га­ет в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни опре­де­лять загряз­не­ние город­ской сре­ды выбро­са­ми авто­транс­пор­та. С помо­щью при­ло­же­ния мож­но про­ло­жить на кар­те пред­по­ла­га­е­мый марш­рут поезд­ки и оце­нить рис­ки для сво­е­го здо­ро­вья.

Слайд из презентации Дмитрия Степанова
Слайд из пре­зен­та­ции Дмит­рия Сте­па­но­ва.

За два года коман­де про­ек­та уда­лось отла­дить науч­ную осно­ву еще для двух сер­ви­сов:

  • онлайн-мони­то­ринг шума от транс­порт­ных пото­ков Quite-routes;
  • онлайн-мони­то­ринг мик­ро­по­год­ных харак­те­ри­стик (в раз­ра­бот­ке).

Эти сер­ви­сы раз­ра­бо­та­ны для Ниж­не­го Нов­го­ро­да. При этом их мож­но адап­ти­ро­вать для любо­го горо­да и в любой стра­ны, фор­му­лы уни­вер­саль­ны.

Исполь­зуя два источ­ни­ка дан­ных – Яндекс.Пробки и метео­ро­ло­ги­че­скую инфор­ма­цию RealMeteo, при­ло­же­ния рас­счи­ты­ва­ют три вида харак­те­ри­стик:

  1. уро­вень шума;
  2. уро­вень загряз­не­ния воз­ду­ха ток­сич­ны­ми веще­ства­ми;
  3. мик­ро­по­го­ду: ощу­ща­е­мая тем­пе­ра­ту­ра, ско­рость вет­ра и вет­ро-холо­до­вой эффект.

«Пока эти сер­ви­сы сооб­ща­ют инфор­ма­цию в реаль­ном вре­ме­ни, сле­ду­ю­щий наш шаг – давать про­гно­зы. Про­гноз будет при­вя­зан к про­гно­зам пого­ды и ста­ти­сти­ке транс­порт­ных пото­ков, но тут мы стал­ки­ва­ем­ся с тре­бо­ва­ни­я­ми «Яндек­са», кото­рый запре­ща­ет ана­ли­зи­ро­вать инфор­ма­цию, посту­па­ю­щую от них». Алек­сандр Ива­нов

Исследование уровня шума

Сер­вис онлайн-мони­то­рин­га шума от транс­порт­ных пото­ков Quite-routes рабо­та­ет ана­ло­гич­но сер­ви­су Eco-routes. Рас­счи­ты­ва­ет уро­вень шума в гра­ни­цах тер­ри­то­рии вдоль одно­род­но­го линей­но­го источ­ни­ка шума – доро­ги. На осно­ве этих дан­ных мож­но про­счи­тать рис­ки для здо­ро­вья людей, кото­рые ока­за­лись в этой зоне, и пред­ло­жить шумо­за­щит­ные меро­при­я­тия.

Александр Иванов, Доцент кафедры ЮНЕСКО Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Фото из архива Александра Иванова.
Алек­сандр Ива­нов, доцент кафед­ры ЮНЕСКО Ниже­го­род­ско­го госу­дар­ствен­но­го архи­тек­тур­но-стро­и­тель­но­го уни­вер­си­те­та. Фото из архи­ва Алек­сандра Ива­но­ва.

«Идея с при­ло­же­ни­ем, пока­зы­ва­ю­щим уро­вень шума от дорог, еще в декаб­ре была абстракт­ной, а сей­час нами уже про­ве­де­ны иссле­до­ва­ния на раз­ных ули­цах горо­да. Мы про­ве­ри­ли наши рас­чет­ные фор­му­лы и уви­де­ли, что наша ошиб­ка пока состав­ля­ет не более 1,5 деци­бел. Далее мы вне­сем необ­хо­ди­мые прав­ки и дума­ем пред­ло­жить свой сер­вис вла­стям для раз­ра­бот­ки пол­но­цен­ной гра­до­стро­и­тель­ной поли­ти­ки». Алек­сандр Ива­нов

Уро­вень шума на город­ских ули­цах изме­рял­ся спе­ци­аль­ным при­бо­ром – шумо­мет­ром, пове­рен­ным и сер­ти­фи­ци­ро­ван­ным. Попут­но сту­ден­ты про­те­сти­ро­ва­ли Sound Meter, при­ло­же­ние для Андро­ид, изме­ря­ю­щее шум. Ока­за­лось, раз­ни­ца в пока­за­ни­ях неве­ли­ка и этим при­ло­же­ни­ем мож­но поль­зо­вать­ся.

Создав сер­вис Quite-routes, раз­ра­бот­чи­ки наткну­лись на пара­докс: уро­вень шума на город­ских маги­стра­лях на удив­ле­ние посто­я­нен. В при­до­рож­ной зоне днем он дер­жит­ся на уровне 71–72 деци­бел. Порог без­вред­но­го шумо­во­го воз­дей­ствия для чело­ве­ка – 70 деци­бел.

Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что если авто­мо­биль­ный поток уско­ря­ет­ся, то интер­вал дви­же­ния меж­ду авто­мо­би­ля­ми воз­рас­та­ет, а интен­сив­ность пото­ка пада­ет. В резуль­та­те полу­ча­ет­ся ста­тич­ная кар­ти­на, и онлайн-оцен­ка уров­ня шума в дан­ный момент прак­ти­че­ски не отли­ча­ет­ся от сред­ней еже­днев­ной (исклю­че­ние: ночью вез­де уро­вень шума ниже).

Микропогода

Горо­жа­ни­ну важ­но знать мик­ро­по­год­ные усло­вия, с кото­ры­ми он столк­нет­ся в раз­ных местах горо­да. Напри­мер, видя в про­гно­зе пого­ды +30°C, чело­век пла­ни­ру­ет поход с детьми и дру­зья­ми по цен­траль­ной пеше­ход­ной ули­це Ниж­не­го Нов­го­ро­да – Боль­шой Покров­ской. Но надо быть гото­вым, что там будет +35°C.

Зимой ситу­а­ция будет про­ти­во­по­лож­ной: напри­мер, на набе­реж­ной Вол­ги при тем­пе­ра­ту­ре -25°C и ско­ро­сти вет­ра 12 м/сек ощу­ща­е­мая тем­пе­ра­ту­ра будет -45°C, и нахо­дить­ся в таких усло­ви­ях боль­ше 10 минут опас­но, мож­но полу­чить обмо­ро­же­ние. Люди долж­ны знать об этих опас­но­стях.

Сер­вис по мик­ро­по­го­де еще раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся, так как в нем боль­ше фор­мул, кото­рые нуж­но адап­ти­ро­вать к ниже­го­род­ским усло­ви­ям и уточ­нять. Напри­мер, инфор­ма­ция о зеле­ных зонах, кото­рые вли­я­ют на погод­ные харак­те­ри­сти­ки, сей­час берет­ся из карт зони­ро­ва­ния город­ских земель. Одна­ко эти дан­ные не все­гда сов­па­да­ют с реаль­но­стью, не все зеле­ные зоны Ниж­не­го Нов­го­ро­да дей­стви­тель­но озе­ле­не­ны.

Денис Малы­шев, маги­странт ННГАСУ, про­во­дит одно­вре­мен­ные изме­ре­ния тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха и поч­вы в Поча­ин­ском овра­ге с помо­щью метео­стан­ции. Фото из архи­ва Алек­сандра Ива­но­ва.

Бесконечная река

Эти и дру­гие эко­ло­ги­че­ские сер­ви­сы, кото­рые пла­ни­ру­ет раз­ра­бо­тать Алек­сандр Ива­нов, объ­еди­ня­ет эко­ло­ги­че­ский пор­тал «Бес­ко­неч­ная река» и общая идео­ло­гия. Джан­ни Пес, Мишель Пулен и Дан Бютт­нер в кни­ге «Голу­бые зоны» сфор­му­ли­ро­ва­ли пра­ви­ла актив­но­го дол­го­ле­тия, чем вдох­но­ви­ли Алек­сандра Ива­но­ва на созда­ние эко­ло­ги­че­ских сер­ви­сов.

«Мне кажет­ся, что наши при­ло­же­ния будут инте­рес­ны людям, кото­рые хотят жить актив­но и дол­го. Поэто­му наш пор­тал назы­ва­ет­ся «Бес­ко­неч­ная река», пред­по­ла­гая, что это бес­ко­неч­ная река жиз­ни. Моя зада­ча – сфор­ми­ро­вать сооб­ще­ство дума­ю­щих людей. Те, кто дума­ет о буду­щем сво­ем и сво­их детей, в осно­ву кла­дут здо­ро­вье, ведь все осталь­ное лишь допол­не­ние к нор­маль­но­му физи­че­ско­му и мен­таль­но­му состо­я­нию. Поэто­му этим людям инте­рес­на эко­ло­ги­че­ская инфор­ма­ция. Боль­шин­ство людей живут одним днем, у них дру­гая жиз­нен­ная фило­со­фия, и им эта инфор­ма­ция не нуж­на». Алек­сандр Ива­нов

Экскурсии

Коман­да про­ек­та не полу­ча­ет гран­тов и не пла­ни­ру­ет про­да­вать свои раз­ра­бот­ки. Источ­ни­ком финан­си­ро­ва­ния про­ек­та могут стать эко­ло­ги­че­ские экс­кур­сии, кото­рые эта коман­да начи­на­ет про­во­дить в Ниж­нем Нов­го­ро­де.

«Мы можем обыч­ную тури­сти­че­скую экс­кур­сию по горо­ду допол­нить науч­ны­ми иссле­до­ва­ни­я­ми. Мы можем взять на пешую экс­кур­сию метео­стан­цию, шумо­мер и дру­гие при­бо­ры, что­бы мож­но было сра­зу поме­рить эко­ло­ги­че­ские пара­мет­ры. Мы можем нагляд­но рас­ска­зы­вать о гео­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стях мест­но­сти, кото­рые важ­ны и для обес­пе­че­ния эко­ло­ги­че­ски ори­ен­ти­ро­ван­но­го обра­за жиз­ни». Алек­сандр Ива­нов

Сер­вис Eco-routes

Сер­вис Quite-routes

Пор­тал Бес­ко­неч­ная река