Фабрика ТИБОЖ: как социальные предприниматели создают рабочие места для людей с инвалидностью

На фабрике ТИБОЖ изготавливают повседневную обувь и изделия из кожгалантереи люди с инвалидностью. Фото предоставлено фабрикой.
На фабрике ТИБОЖ изготавливают повседневную обувь и изделия из кожгалантереи люди с инвалидностью. Фото предоставлено фабрикой.

В 2014 году под Петербургом, в Красном Селе, появилась необычная фабрика ТИБОЖ, на которой изготавливают повседневную обувь и изделия из кожгалантереи люди с инвалидностью. Предприятие работает по модели «Пара за пару»: за счет каждой проданной пары обуви вторая выпускается в благотворительных целях на нужды малоимущих семей.

Фабрика была основана Благотворительным фондом Тихвинской Иконы Божьей Матери. Сейчас на предприятии трудоустроены 11 человек с ограниченными возможностями здоровья, которые работают под руководством наставников. На фабрику ТИБОЖ приходят люди с инвалидностью, от которых отказались другие работодатели. Здесь они проходят обучение, а затем полноценно участвуют в производственном процессе.

Фабрика ТИБОЖ придерживается экологических принципов: часть продукции производится из материалов вторичного использования, преимущественно применяются экологичные ткани.

Директор фабрики Станислав Сорокин рассказал Теплице социальных технологий, как создавался проект.

Директор фабрики ТИБОЖ Станислав Сорокин. Фото предоставлено фабрикой.
Директор фабрики ТИБОЖ Станислав Сорокин. Фото предоставлено фабрикой.

– Почему вы решили начать социальный проект?

– Я долго занимался коммерческой деятельностью и помогал в благотворительном фонде. Через какое-то время благотворительность меня переориентировала, и я заинтересовался социальным предпринимательством.

– Почему вы выбрали именно эту проблему?

– Фонд мы открыли в 2012 году, и в 2013 году у нас уже работал гуманитарный центр, в котором мы обслуживали порядка 250 многодетных семей в год. В том числе там было примерно 70 человек с инвалидностью. Я занимался не только административной деятельностью, я знакомился с этими людьми, узнавал их истории, от которых наворачивались слезы на глаза, и это сильно повлияло на выбор направления деятельности.

Я увидел, что есть возможность создать социально-благотворительный предпринимательский проект, и мы приступили к его реализации. У меня был опыт в составлении бизнес-планов, стратегическом развитии проектов и понимание социальной составляющей. Я прошел курсы повышения квалификации в Институте народного хозяйства, Высшую школу менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, обучение в Школе фандрайзинга, и у меня все сложилось.

– Почему именно обувь?

– Для выбора сферы производства я консультировался с бывшими бизнес-партнерами и клиентами, и мне посоветовали производство обувной фурнитуры. В России этим никто не занимается, это непочатый край работы и хорошая возможность для создания большого количества рабочих мест.

Вначале идея не подошла, так как в таком производстве используются электролизные ванны, которые могут нанести вред здоровью. Но в ходе разработки этой идеи мы наткнулись на человека, который продает готовый обувной цех, и мы его купили.

Обувь, которая производится на фабрике. Фото предоставлено фабрикой.
Обувь, которая производится на фабрике. Фото предоставлено фабрикой.

– Как вы адаптировали рабочие места для людей с инвалидностью?

– Для того чтобы обеспечить полноценные рабочие места, производство пришлось адаптировать: например, для глухих сотрудников, работающих со станками сборки обуви, установили специальные световые индикаторы, которые заменяют щелчок.

Конкретных методик по подготовке людей с инвалидностью к такой работе и по адаптации для них оборудования не существует. Я изучал стандарты и условия, искал решения в специализированной литературе в государственной библиотеке, но почти ничего не нашел. Все, что нашел, у нас используется, в остальном приходится импровизировать.

– Как вы продвигаете свою продукцию?

– Весной фабрика запустила проект «Пара за пару» на краудфандинговой платформе Boomstarter, который поддержали 15 тысяч человек. Проект получил большой резонанс в СМИ, блогах и социальных сетях. Каждая вторая пара обуви была передана в благотворительные фонды и гуманитарные центры. Они, в свою очередь, высылают фабрике фото-отчеты с именами людей, получивших обувь.

– С какими проблемами вы сталкивались при реализации проекта?

– Было большое количество технических сложностей при налаживании производства из-за отсутствия необходимой техники и специалистов. Все это вытекало в финансовые трудности. Мы этим занимались практически два года, и все это время жили без продукта. Приходилось лично занимать деньги, закладывать имущество, все, кто работает на предприятии на руководящих должностях, принесли сюда все свое, что могли.

Мы выиграли конкурс социальных предпринимателей и получили заем 500 тысяч рублей на аренду. Через группы в социальных сетях мы получали поддержку общественности, собирали добровольные пожертвования, проводили марафоны. Одна крупная компания по итогам такого марафона перевела нам в октябре 2015 года 223 тысячи рублей, и мы на эти деньги запустили первую партию тапочек.

Тапочки, которые производится на фабрике. Фото предоставлено фабрикой.
Тапочки, которые производится на фабрике. Фото предоставлено фабрикой.

– Что необходимо для устойчивого развития проекта?

– Долгосрочные оптовые покупатели. Мы работаем в зоне убытка, и нам надо идти к точке безубыточности, наличие постоянного покупателя обуви очень бы помогло в этом.

– Как можно купить вашу обувь?

– У ТИБОЖ есть группа ВКонтакте, через которую покупатели могут сделать заказ. Также продукция представлена в четырех магазинах в Санкт-Петербурге. Сейчас среди подписчиков становится популярным приезжать на фабрику в выходные с семьями: мы устраиваем экскурсии, благодаря которым дети могут узнать об инвалидности в интересном формате, угощаем гостей чаем.

Сейчас фабрика справляется с очередной сложной ситуацией. Пенсионный фонд выставил требования по налогам, и все деньги, которые поступают на счет организации, автоматически уходят на погашение этих требований. Поэтому организация не может воспользоваться счетом, чтобы выплатить зарплату сотрудникам или закупить материалы для производства. Сейчас организации не хватает 624 тысячи рублей. Вы можете помочь им, оформив пожертвование на сайте фабрики или благотворительного фонда.

Сайт фабрики ТИБОЖ