Фабрика ТИБОЖ: как социальные предприниматели создают рабочие места для людей с инвалидностью

На фабрике ТИБОЖ изготавливают повседневную обувь и изделия из кожгалантереи люди с инвалидностью. Фото предоставлено фабрикой.
На фабрике ТИБОЖ изготавливают повседневную обувь и изделия из кожгалантереи люди с инвалидностью. Фото предоставлено фабрикой.

В 2014 году под Петер­бур­гом, в Крас­ном Селе, появи­лась необыч­ная фаб­ри­ка ТИБОЖ, на кото­рой изго­тав­ли­ва­ют повсе­днев­ную обувь и изде­лия из кож­га­лан­те­реи люди с инва­лид­но­стью. Пред­при­я­тие рабо­та­ет по моде­ли «Пара за пару»: за счет каж­дой про­дан­ной пары обу­ви вто­рая выпус­ка­ет­ся в бла­го­тво­ри­тель­ных целях на нуж­ды мало­иму­щих семей.

Фаб­ри­ка была осно­ва­на Бла­го­тво­ри­тель­ным фон­дом Тих­вин­ской Ико­ны Божьей Мате­ри. Сей­час на пред­при­я­тии тру­до­устро­е­ны 11 чело­век с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми здо­ро­вья, кото­рые рабо­та­ют под руко­вод­ством настав­ни­ков. На фаб­ри­ку ТИБОЖ при­хо­дят люди с инва­лид­но­стью, от кото­рых отка­за­лись дру­гие рабо­то­да­те­ли. Здесь они про­хо­дят обу­че­ние, а затем пол­но­цен­но участ­ву­ют в про­из­вод­ствен­ном про­цес­се.

Фаб­ри­ка ТИБОЖ при­дер­жи­ва­ет­ся эко­ло­ги­че­ских прин­ци­пов: часть про­дук­ции про­из­во­дит­ся из мате­ри­а­лов вто­рич­но­го исполь­зо­ва­ния, пре­иму­ще­ствен­но при­ме­ня­ют­ся эко­ло­гич­ные тка­ни.

Дирек­тор фаб­ри­ки Ста­ни­слав Соро­кин рас­ска­зал Теп­ли­це соци­аль­ных тех­но­ло­гий, как созда­вал­ся про­ект.

Директор фабрики ТИБОЖ Станислав Сорокин. Фото предоставлено фабрикой.
Дирек­тор фаб­ри­ки ТИБОЖ Ста­ни­слав Соро­кин. Фото предо­став­ле­но фаб­ри­кой.

– Почему вы решили начать социальный проект?

– Я дол­го зани­мал­ся ком­мер­че­ской дея­тель­но­стью и помо­гал в бла­го­тво­ри­тель­ном фон­де. Через какое-то вре­мя бла­го­тво­ри­тель­ность меня пере­ори­ен­ти­ро­ва­ла, и я заин­те­ре­со­вал­ся соци­аль­ным пред­при­ни­ма­тель­ством.

– Почему вы выбрали именно эту проблему?

– Фонд мы откры­ли в 2012 году, и в 2013 году у нас уже рабо­тал гума­ни­тар­ный центр, в кото­ром мы обслу­жи­ва­ли поряд­ка 250 мно­го­дет­ных семей в год. В том чис­ле там было при­мер­но 70 чело­век с инва­лид­но­стью. Я зани­мал­ся не толь­ко адми­ни­стра­тив­ной дея­тель­но­стью, я зна­ко­мил­ся с эти­ми людь­ми, узна­вал их исто­рии, от кото­рых наво­ра­чи­ва­лись сле­зы на гла­за, и это силь­но повли­я­ло на выбор направ­ле­ния дея­тель­но­сти.

Я уви­дел, что есть воз­мож­ность создать соци­аль­но-бла­го­тво­ри­тель­ный пред­при­ни­ма­тель­ский про­ект, и мы при­сту­пи­ли к его реа­ли­за­ции. У меня был опыт в состав­ле­нии биз­нес-пла­нов, стра­те­ги­че­ском раз­ви­тии про­ек­тов и пони­ма­ние соци­аль­ной состав­ля­ю­щей. Я про­шел кур­сы повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции в Инсти­ту­те народ­но­го хозяй­ства, Выс­шую шко­лу менедж­мен­та Санкт-Петер­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, обу­че­ние в Шко­ле фанд­рай­зин­га, и у меня все сло­жи­лось.

– Почему именно обувь?

– Для выбо­ра сфе­ры про­из­вод­ства я кон­суль­ти­ро­вал­ся с быв­ши­ми биз­нес-парт­не­ра­ми и кли­ен­та­ми, и мне посо­ве­то­ва­ли про­из­вод­ство обув­ной фур­ни­ту­ры. В Рос­сии этим никто не зани­ма­ет­ся, это непо­ча­тый край рабо­ты и хоро­шая воз­мож­ность для созда­ния боль­шо­го коли­че­ства рабо­чих мест.

Вна­ча­ле идея не подо­шла, так как в таком про­из­вод­стве исполь­зу­ют­ся элек­тро­лиз­ные ван­ны, кото­рые могут нане­сти вред здо­ро­вью. Но в ходе раз­ра­бот­ки этой идеи мы наткну­лись на чело­ве­ка, кото­рый про­да­ет гото­вый обув­ной цех, и мы его купи­ли.

Обувь, которая производится на фабрике. Фото предоставлено фабрикой.
Обувь, кото­рая про­из­во­дит­ся на фаб­ри­ке. Фото предо­став­ле­но фаб­ри­кой.

– Как вы адаптировали рабочие места для людей с инвалидностью?

– Для того что­бы обес­пе­чить пол­но­цен­ные рабо­чие места, про­из­вод­ство при­шлось адап­ти­ро­вать: напри­мер, для глу­хих сотруд­ни­ков, рабо­та­ю­щих со стан­ка­ми сбор­ки обу­ви, уста­но­ви­ли спе­ци­аль­ные све­то­вые инди­ка­то­ры, кото­рые заме­ня­ют щел­чок.

Кон­крет­ных мето­дик по под­го­тов­ке людей с инва­лид­но­стью к такой рабо­те и по адап­та­ции для них обо­ру­до­ва­ния не суще­ству­ет. Я изу­чал стан­дар­ты и усло­вия, искал реше­ния в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной лите­ра­ту­ре в госу­дар­ствен­ной биб­лио­те­ке, но почти ниче­го не нашел. Все, что нашел, у нас исполь­зу­ет­ся, в осталь­ном при­хо­дит­ся импро­ви­зи­ро­вать.

– Как вы продвигаете свою продукцию?

– Вес­ной фаб­ри­ка запу­сти­ла про­ект «Пара за пару» на кра­уд­фандин­го­вой плат­фор­ме Boomstarter, кото­рый под­дер­жа­ли 15 тысяч чело­век. Про­ект полу­чил боль­шой резо­нанс в СМИ, бло­гах и соци­аль­ных сетях. Каж­дая вто­рая пара обу­ви была пере­да­на в бла­го­тво­ри­тель­ные фон­ды и гума­ни­тар­ные цен­тры. Они, в свою оче­редь, высы­ла­ют фаб­ри­ке фото-отче­ты с име­на­ми людей, полу­чив­ших обувь.

– С какими проблемами вы сталкивались при реализации проекта?

– Было боль­шое коли­че­ство тех­ни­че­ских слож­но­стей при нала­жи­ва­нии про­из­вод­ства из-за отсут­ствия необ­хо­ди­мой тех­ни­ки и спе­ци­а­ли­стов. Все это выте­ка­ло в финан­со­вые труд­но­сти. Мы этим зани­ма­лись прак­ти­че­ски два года, и все это вре­мя жили без про­дук­та. При­хо­ди­лось лич­но зани­мать день­ги, закла­ды­вать иму­ще­ство, все, кто рабо­та­ет на пред­при­я­тии на руко­во­дя­щих долж­но­стях, при­нес­ли сюда все свое, что мог­ли.

Мы выиг­ра­ли кон­курс соци­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей и полу­чи­ли заем 500 тысяч руб­лей на арен­ду. Через груп­пы в соци­аль­ных сетях мы полу­ча­ли под­держ­ку обще­ствен­но­сти, соби­ра­ли доб­ро­воль­ные пожерт­во­ва­ния, про­во­ди­ли мара­фо­ны. Одна круп­ная ком­па­ния по ито­гам тако­го мара­фо­на пере­ве­ла нам в октяб­ре 2015 года 223 тыся­чи руб­лей, и мы на эти день­ги запу­сти­ли первую пар­тию тапо­чек.

Тапочки, которые производится на фабрике. Фото предоставлено фабрикой.
Тапоч­ки, кото­рые про­из­во­дит­ся на фаб­ри­ке. Фото предо­став­ле­но фаб­ри­кой.

– Что необходимо для устойчивого развития проекта?

– Дол­го­сроч­ные опто­вые поку­па­те­ли. Мы рабо­та­ем в зоне убыт­ка, и нам надо идти к точ­ке без­убы­точ­но­сти, нали­чие посто­ян­но­го поку­па­те­ля обу­ви очень бы помог­ло в этом.

– Как можно купить вашу обувь?

– У ТИБОЖ есть груп­па ВКон­так­те, через кото­рую поку­па­те­ли могут сде­лать заказ. Так­же про­дук­ция пред­став­ле­на в четы­рех мага­зи­нах в Санкт-Петер­бур­ге. Сей­час сре­ди под­пис­чи­ков ста­но­вит­ся попу­ляр­ным при­ез­жать на фаб­ри­ку в выход­ные с семья­ми: мы устра­и­ва­ем экс­кур­сии, бла­го­да­ря кото­рым дети могут узнать об инва­лид­но­сти в инте­рес­ном фор­ма­те, уго­ща­ем гостей чаем.

Сей­час фаб­ри­ка справ­ля­ет­ся с оче­ред­ной слож­ной ситу­а­ци­ей. Пен­си­он­ный фонд выста­вил тре­бо­ва­ния по нало­гам, и все день­ги, кото­рые посту­па­ют на счет орга­ни­за­ции, авто­ма­ти­че­ски ухо­дят на пога­ше­ние этих тре­бо­ва­ний. Поэто­му орга­ни­за­ция не может вос­поль­зо­вать­ся сче­том, что­бы выпла­тить зар­пла­ту сотруд­ни­кам или заку­пить мате­ри­а­лы для про­из­вод­ства. Сей­час орга­ни­за­ции не хва­та­ет 624 тыся­чи руб­лей. Вы може­те помочь им, офор­мив пожерт­во­ва­ние на сай­те фаб­ри­ки или бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да.

Сайт фаб­ри­ки ТИБОЖ