Фудшеринг – сообщество спасения еды от уничтожения

В ближайшее время у сообщества заработает сайт, пока координация осуществляется через соцсети. Фото: фрагмент главной страницы сайта foodsharing.ru
В ближайшее время у сообщества заработает сайт, пока координация осуществляется через соцсети. Фото: фрагмент главной страницы сайта foodsharing.ru

Фуд­ше­ринг (англ. foodsharing – от food «еда», sharе «делить­ся») – соци­аль­но-эко­ло­ги­че­ский про­ект по спа­се­нию при­год­ной к упо­треб­ле­нию еды. Участ­ни­ки про­ек­та бес­плат­но раз­да­ют жела­ю­щим ту еду, кото­рая мог­ла быть ути­ли­зи­ро­ва­на. Дви­же­ние появи­лось в Гер­ма­нии в 2012 году, при­жи­лось в Австрии и Швей­ца­рии и сей­час рас­про­стра­ня­ет­ся во мно­гих дру­гих стра­нах. В Рос­сии наи­бо­лее актив­ные груп­пы нахо­дят­ся в Москве и Петер­бур­ге.

Речь не идет об испор­тив­ших­ся или про­сро­чен­ных про­дук­тах, фуд­ше­ринг – это спа­се­ние еды, кото­рую при­го­то­ви­ли для швед­ско­го сто­ла, про­дук­тов из откры­тых упа­ко­вок, блюд или изде­лий, кото­рые не будут при­вле­ка­тель­но выгля­деть на вит­рине на сле­ду­ю­щий день.

Зада­ча про­ек­та – свя­зать мага­зи­ны и кафе, в кото­рых воз­ни­ка­ют излиш­ки съе­доб­ных про­дук­тов, с волон­те­ра­ми. Так­же еду отда­ют пекар­ни, оте­ли, супер­мар­ке­ты, сто­ло­вые. Зада­ча волон­те­ра состо­ит в том, что­бы еда мак­си­маль­но быст­ро обре­ла хозя­и­на и была съе­де­на. Эту еду мож­но съесть само­му, накор­мить дру­зей и сосе­дей, нуж­да­ю­щих­ся, пен­си­о­не­ров, мало­иму­щих, отдать в при­юты, соци­аль­ные сто­ло­вые.

Что­бы стать участ­ни­ком фуд­ше­рин­га в Москве, нуж­но отме­тить­ся на кар­те, кото­рую коор­ди­на­то­ры сде­ла­ли на базе движ­ка Google Maps. Что­бы заре­ги­стри­ро­вать­ся на кар­те, нуж­но напи­сать свое имя, фами­лию, адрес (ули­цу и номер дома), элек­трон­ную почту и теле­фон в лич­ные сооб­ще­ния Ирине Межо­вой.

Когда коор­ди­на­то­рам дви­же­ния при­хо­дит инфор­ма­ция о том, что какая-то орга­ни­за­ция гото­ва отдать про­дук­ты, они инфор­ми­ру­ют об этом тех участ­ни­ков, кто нахо­дит­ся к месту выда­чи бли­же все­го. Так­же сооб­ще­ния о допол­ни­тель­ном набо­ре команд по выво­зу про­дук­тов появ­ля­ют­ся на стене сооб­ще­ства.

Одно из тре­бо­ва­ний – у каж­до­го фуд­сей­ве­ра долж­на быть стра­ни­ца в соци­аль­ной сети с насто­я­щи­ми име­нем, фами­ли­ей и фото­гра­фи­ей, а так­же откры­той воз­мож­но­стью напи­сать лич­ное сооб­ще­ние. Это необ­хо­ди­мо для свя­зи и иден­ти­фи­ка­ции при выво­зе про­дук­тов.

Про­да­жа спа­сен­ных про­дук­тов запре­ще­на – это про­ти­во­ре­чит основ­ной идее. Даль­ней­шее рас­пре­де­ле­ние про­дук­тов воз­мож­но сре­ди дру­зей, род­ствен­ни­ков, сосе­дей, в бла­го­тво­ри­тель­ные орга­ни­за­ции (соци­аль­ные сто­ло­вые, при­юты, пунк­ты помо­щи и т.д.).

Анна Успен­ская, орга­ни­за­тор дви­же­ния в Москве: «В даль­ней­шем мы пла­ни­ру­ем орга­ни­зо­вать соци­аль­ные холо­диль­ни­ки и «кор­зи­ны с едой», где каж­дый смо­жет оста­вить, что хочет, или взять. Но это после того, как фуд­ше­ринг зара­бо­та­ет в пол­ную силу».

К при­ме­ру, сей­час на стра­ни­це сооб­ще­ства пуб­ли­ку­ет­ся объ­яв­ле­ние: «Откры­та неболь­шая допол­ни­тель­ная запись в пекар­ню на Киев­ской. В 11 вече­ра 4 мая и 6–9 мая по одно­му чело­ве­ку на каж­дый день. В свя­зи с празд­ни­ка­ми в пекарне оста­ет­ся боль­ше выпеч­ки, чем обыч­но. В ком­мен­та­рии пиши­те, пожа­луй­ста, день, на кото­рый вы хоте­ли бы запи­сать­ся».

А фуд­сей­ве­ры в Южном окру­ге Моск­вы вывез­ли более 20 кило­грам­мов про­дук­тов из бака­лей­но­го отде­ла одно­го из мага­зи­нов, после чего рас­пре­де­ли­ли их по мно­го­дет­ным семьям.

У сооб­ще­ства уже есть опыт сотруд­ни­че­ства с пекар­ней «Мель­ни­ца» – моти­ва­ци­ей для биз­не­са отда­вать свои излиш­ки так­же ста­но­вит­ся то, что те, кто попро­бо­вал про­дук­цию в рам­ках фуд­ше­рин­га, могут вер­нуть­ся уже в каче­стве лояль­ных поку­па­те­лей.

В кон­це мар­та 2016 года состо­я­лась пер­вая общая встре­ча спа­са­те­лей еды в Москве, подоб­ные встре­чи пла­ни­ру­ет­ся про­во­дить и в буду­щем для коор­ди­на­ции сил всех жела­ю­щих при­нять уча­стие в фуд­ше­рин­ге.

Анна Успен­ская, орга­ни­за­тор дви­же­ния в Москве: «Фуд­ше­ринг – это не про­сто «раз­да­ча сло­нов». Это не сер­вис, тут нет пас­сив­ных потре­би­те­лей. Каж­дый вкла­ды­ва­ет свои уси­лия и вре­мя, берет на себя ответ­ствен­ность. И когда систе­ма рабо­та­ет сла­жен­но, как часы, мага­зи­ны, кафе, ресто­ра­ны и про­из­во­ди­те­ли сами хотят сотруд­ни­чать с нами, ведь каж­до­му нор­маль­но­му чело­ве­ку гораз­до при­ят­нее отдать свой про­дукт тому, кому он при­дет­ся по вку­су и кто будет бла­го­да­рен, а не выбро­сить его на помой­ку».