«IOBY» – теперь и в вашем дворе!

Фрагмент интерфейса сайта ioby
Фрагмент интерфейса сайта ioby
«IOBY» – аббре­ви­а­ту­ра про­ек­та, родив­ше­го­ся в Нью-Йор­ке и за корот­кое вре­мя вырос­ше­го до наци­о­наль­ных мас­шта­бов. Бла­го­да­ря сер­ви­су, каж­дый житель может почув­ство­вать уве­рен­ность в сво­их силах, твер­дое пле­чо това­ри­ща и финан­со­вую под­держ­ку – все, что необ­хо­ди­мо для реа­ли­за­ции соб­ствен­но­го неком­мер­че­ско­го про­ек­та, что­бы сде­лать мир чуточ­ку луч­ше.

Когда трое при­я­те­лей отпра­ви­лись в Нью-Йорк в ран­ге быв­ших сту­ден­тов Йель­ско­го Уни­вер­си­те­та, их объ­еди­ня­ло жела­ние изме­нить мир или хотя бы сде­лать его более при­стой­ным местом для жиз­ни. Они обла­да­ли все­ми необ­хо­ди­мы­ми зна­ни­я­ми для реа­ли­за­ции подоб­ной затеи, и мега­по­лис был выбран ими не слу­чай­но. Будучи спе­ци­а­ли­ста­ми в обла­сти при­ро­до­поль­зо­ва­ния и эко­ло­гии, моло­дые люди были уве­ре­ны в том, что при­ро­до­охран­ная дея­тель­ность скон­цен­три­ро­ва­на боль­шей сво­ей частью в тех зонах, где люди не живут, в то вре­мя как круп­ные горо­да сто­ят на гра­ни ката­стро­фы.

По при­бы­тии на место, они оку­ну­лись в рабо­ту с голо­вой. Про­ве­ден­ный ана­лиз выявил нали­чие ини­ци­а­ти­вы у горо­жан, твер­дое жела­ние послу­жить эко­ло­гии и при­дать сво­е­му дво­ру более бла­го­при­стой­ный вид. Одна­ко подоб­ные ини­ци­а­ти­вы если и дохо­ди­ли до кон­крет­ных дей­ствий, то огра­ни­чи­ва­лись деко­ри­ро­ва­ни­ем мест­ной клум­бы или покуп­кой энер­го­сбе­ре­га­ю­щей лапоч­ки. Для более мас­штаб­ной дея­тель­но­сти у граж­дан не было гото­вой про­грам­мы, необ­хо­ди­мых финан­со­вых и физи­че­ских ресур­сов.

Нуж­но было скон­цен­три­ро­вать дей­ствия акти­ви­стов и обес­пе­чить их под­держ­кой. Имен­но для это­го и был создан про­ект «IOBY», полу­чив­ший свое назва­ние от схо­жей по тема­ти­ке, но про­ти­во­по­лож­ной по зна­че­нию аббре­ви­а­ту­ры «NIBY», кото­рая рас­шиф­ро­вы­ва­ет­ся бук­валь­но как «не в моем дво­ре». Сайт стал цен­тра­ли­зо­ван­ной пло­щад­кой для сов­мест­ной реа­ли­за­ции раз­но­об­раз­ных про­ек­тов в обла­сти город­ско­го бла­го­устрой­ства и дру­гих соци­аль­ных ини­ци­а­тив. В осно­ву сер­ви­са в соот­вет­ствии с обще­при­ня­тым рецеп­том была поло­же­на тех­но­ло­гия кра­уд­фандин­га.

В постро­ен­ной моде­ли нет ни биз­не­са, ни госу­дар­ства – здесь наблю­да­ет­ся лишь пря­мое вза­и­мо­дей­ствия граж­дан с мест­ны­ми сооб­ще­ства­ми: люди помо­га­ют друг дру­гу на осно­ва­нии одной лишь идеи о свет­лом буду­щем и пре­крас­ном насто­я­щем. Поль­зо­ва­те­ли сами орга­ни­зу­ют про­ек­ты, выкла­ды­ва­ют их опи­са­ние на сай­те, ука­зы­вая необ­хо­ди­мую сум­му средств и потреб­ность в волон­те­рах. Жите­ли созда­ют на забро­шен­ных пусты­рях пар­ки, очи­ща­ют ули­цы от мусо­ра, орга­ни­зу­ют для детей выезд­ные мно­го­днев­ные меро­при­я­тия и все это за счет таких же про­стых горо­жан. Встре­ча­ют­ся и неор­ди­нар­ные про­ек­ты: «Don’t Flush me», напри­мер, под­ра­зу­ме­вал уста­нов­ку спе­ци­аль­ных дат­чи­ков, кото­рые пре­ду­пре­жда­ли бы жите­лей не смы­вать воду в туа­ле­те, когда кана­ли­за­ция напол­ня­ет­ся водой во вре­мя силь­ных дождей.

В уста­ве «IOBY» закреп­ле­но несколь­ко прин­ци­пов, с помо­щью кото­рых сбор средств ста­но­вит­ся более гиб­ким и удоб­ным заня­ти­ем. Один из них – это «Flexible Finish Policy», наде­ля­ю­щий поль­зо­ва­те­лей воз­мож­но­стью изме­нять сум­му необ­хо­ди­мых средств пря­мо во вре­мя кра­уд­фандин­го­вой кам­па­нии, как в боль­шую сто­ро­ну, так и в мень­шую. Орга­ни­за­то­ры про­во­дят так­же веби­на­ры для лиде­ров мест­ных сооб­ществ, на тему того, как лег­ко и быст­ро мож­но собрать от 300 до 10 000 дол­ла­ров для про­ек­та.

На дан­ный момент было про­фи­нан­си­ро­ва­но более 170 про­ек­тов, а общая сум­ма собран­ных средств при­бли­зи­лась к 500 тыся­чам дол­ла­ров. «IOBY» вышел за рам­ки Нью-Йор­ка, посте­пен­но при­об­ре­тая ранг наци­о­наль­но­го про­ек­та.

«IOBY» пол­но­стью отчи­ты­ва­ет­ся перед внеш­ни­ми и внут­рен­ни­ми поль­зо­ва­те­ля­ми о дви­же­нии собран­ных средств. У про­ек­та есть свой блог, он пред­став­лен в круп­ных соци­аль­ных сетях, боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся медиа-мате­ри­а­лу, ярко иллю­стри­ру­ю­ще­му харак­тер дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции, ее поло­жи­тель­ный соци­аль­ный эффект. На одном толь­ко flickr выло­же­но более 1 000 фото­гра­фий.

Фрагмент интерфейса сайта ioby
Фраг­мент интер­фей­са сай­та ioby

Фрагмент интерфейса сайта ioby
Фраг­мент интер­фей­са сай­та ioby

Фрагмент интерфейса сайта ioby
Фраг­мент интер­фей­са сай­та ioby