«Остров милосердия» – помощь бездомным животным

Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

В интервью Теплице социальных технологий президент благотворительного фонда «Остров милосердия» Татьяна Никитина рассказала о том, почему общественные организации заинтересованы в online-среде, и какие барьеры приходится преодолевать в ежедневной работе.

По состоянию на август 2013 сайт проекта не работает.

Беседовал Евгений Воропай. Апрель 2013.

Е.В.: «Остров милосердия»  это благотворительный фонд, который занимается помощью бездомным животным. Сколько в России зарегистрировано похожих организаций?

Т.Н.: Сложно сказать. Думаю, очень много. Дело в том, что организации, занимающиеся помощью бездомным животным, разнопрофильные. Любой приют или фонд попадают под эту классификацию.

До того, как оформиться в благотворительный фонд, мы частным путем пытались решать проблему. Да и людей, которые помогают бездомным животным, достаточно много. Поэтому посчитать точное количество организаций будет очень сложно.

Е.В.: Для благотворительных организаций тема Интернет-мошенничества больная. Всем известны схемы, когда под видом помощи больным детям, зарабатываются деньги. Эта ситуация актуальна в сегменте помощи животным?

Т.Н.: Это, конечно, актуально, хотя нужно признать, что таких случаев не очень много. В ситуации с животными нужна не только материальная помощь. Здесь люди помогают кто, чем может. Способов передать деньги гораздо больше – кто-то делает банковские переводы, кто-то покупает корм, кто-то оплачивает зоогостиницу. Мошенникам остается мало места для маневров. Да и сегмент для них менее привлекательный. Люди меньше помогают животным в Сети, чем, например, детям. Никто не даст просто так деньги, увидев фото собаки в социальных сетях. На этом сложно заработать.

Если деньги на животное просит какая-то организация всегда нужно обращать внимание на уставные документы, свидетельства о регистрации, и, конечно, всегда можно требовать взамен чеки. «Остров милосердия», начиная работать с новыми партнерами, всегда предоставляет полный пакет документов, подтверждающих статус Фонда. Это необходимая мера, т.к. есть организации, которые злоупотребляют помощью доноров или спонсоров и расходуют средства не по назначению.

Мы стараемся отчитываться перед своими донорами, чтобы исключить малейшее недопонимание.

Е.В.: Многие благотворительные организации работают online, чтобы привлечь внимание к проблеме, увеличить аудиторию, собирать больше средств и т.п. Что изменилось для Фонда с появлением сайта «Остров милосердия»?

Т.Н.: Особых изменений не произошло. Мы только получили грант от Google на продвижение сайта. Поэтому первая задача, которую предстоит решить, – как это сделать грамотно и с наибольшей эффективностью.

Сайт дает пользователям более полную картину того, чем мы занимаемся, и как работаем. Одиночные посты в социальных сетях или еще где-нибудь в Интернете не имеют такого эффекта. К собственной площадке мы подключили электронные платежные системы. Кстати, еще один факт, на который стоит обращать внимание, когда начинаешь работу с НКО: если организация работает с электронными деньгами и известными платежными системами –вероятность того, что это мошенники сводиться к минимуму. Например, «Остров милосердия» длительное время проверяли, прежде чем подключили к электронным платежам РБК.

Е.В.: Возвращаясь к вопросу о деньгах, для благотворительных организаций «электронные» деньги – это реальная альтернатива виртуальным? Как в процентном соотношении распределяются поступления по этим каналам?

Т.Н.: Пользователи уже давно поняли преимущества электронных денег, поэтому процент средств, поступающих по этим каналам, постоянно растет.

Е.В.: Часто благотворительные фонды и организации размещают на своих страничках просьбы о помощи и сопровождают их какими-то жуткими фотографиями больных детей или животных. По своему опыту восприятия таких объявлений скажу, что обычно меня эти снимки пугают, и до самого текста я даже не дохожу, просто закрываю ссылку. У вас на страничках в социальных сетях я нашел пару таких снимков. Что это за тенденция такая, откуда это пошло, и почему люди думают, что это может быть эффективным?

Т.Н.: Это не тенденция, скорее реальная работа. Постоянное движение. Я тоже не сторонник подобных фотографий. Но, как правило, животное, которому требуется помощь, поступает в ветеринарную клинику, и сами волонтеры или врачи делают такие снимки в реальных условиях. Это своего рода репортаж о том, как и что происходит с собакой или кошкой.

Проблема в том, что после того, как животному оказывают помощь, никто не выставляет снимки спасенного питомца. «Остров милосердия» стареется это делать, мы публикуем истории о наших животных и их судьбах даже после того, как они находят хозяев.

Зачастую люди реагируют на внешний вид собаки, на кличку. Знаете, бывают случаи, когда человек хочет помочь не всей организации, не всем животным сразу, а какому-то одному. Мы этому тоже рады. Среди наших доноров есть одна певица, она уроженка Санкт-Петербурга, но живет в Турции, так вот она ежемесячно оплачивает содержание собаки по кличке Бэтти.

Е.В.: Кошки – это тренд не только в России, но и во всем Интернете. Как вы относитесь к появлению социальных сетей для животных? Может вы думали о возможностях сотрудничества с такими проектами?

Т.Н.: Это очень интересно. Мне бы очень хотелось поучаствовать в чем-то похожем. Но мы снова упираемся в проблему финансирования. На совместные проекты необходимы средства, а их не всегда достаточно даже на содержание животных. Мне в принципе хотелось бы развивать виртуальную историю – я верю в ее эффективность.

Хотя в одиночку что-то сделать здесь очень сложно. Когда я завожу разговор со специалистами и предлагаю какие-то свои идеи, приходится объяснять, что это все некоммерческие проекты и денег на этом заработать не получится. К сожалению, это барьер, который могут преодолеть не все. Хорошо, что есть волонтеры, неравнодушные люди, которые готовы посвящать этому свое время. Мне близка идея краудфандинга. Я бы с удовольствием поработала в этом направлении, чтобы помочь животным.

Е.В.: Есть фонды, есть хорошие хозяева, есть плохие, а есть те, кто готов взять к себе бездомное животное. Все. На этом деление закончилось. Минимальная коммуникация существует только между первыми и последними. Допустим, я владелец собаки, которая мне не нужна, но попадать в категорию «плохие хозяева» мне не очень хочется, и оставлять животное где-нибудь в посадке я не стану. Какие у меня могут быть варианты, куда мне звонить, обращаться?

Т.Н.: Это очень распространенная история. К нам часто обращаются люди и говорят о том, что больше не могут содержать животное. «Остров милосердия» в таких случаях забирает питомцев. Иногда хозяева считают нужным поддержать нас и помогают деньгами на содержание своих бывших «любимцев», иногда – нет. После животное попадает в ветеринарную клинику, проходит осмотр, у него берут анализы и отправляют в зоогостиницу на адаптацию. Если во время обследования были выявлены какие-то проблемы со здоровьем, врачи оказывают посильную помощь.

На самом деле, есть способы решить проблему и бездомных животных и хозяев, которые больше не хотят иметь у себя собаку или кошку. Патронаж – один из них. Например, если пенсионеру, который хочет обзавестись питомцем, но не имеющий для этого возможности, дать кошку и помочь в ее содержании, многие пожилые люди с радостью бы встретили такую инициативу.

Е.В.: В России есть проблема отстрела бездомных животных. О ней говорят, но по факту, у общественности нет ни цифр, ни каких-либо других данных. Если создать «Федеральную карту отстрела животных», используя краудсорсинг, это помогло бы привлечь внимание к проблеме, активизировать пользователей и борцов за права животных?

Т.Н.: Отстрел животных – это следствие более масштабного явления. Я не понимаю, когда проблему бездомных животных искусственно нагнетают и преподносят ее как социальную угрозу. Мы часто слышим о том, как стаи бродячих собак нападают на людей, и, практически никогда, о том, почему это происходит. Вы поймите, что из любой агрессивной, больной, трехногой собаки можно сделать доброе животное.

Краудсорсинг или любые другие социальные проекты, посвященные животным, могли бы помочь в решении проблемы. Действительно нужна информация, проверенные данные и люди, готовые этим заниматься. Необходим инструмент, который покажет, что животные это заложники ситуации. Может быть тогда, люди начнут им больше сопереживать.

«Остров милосердия» - фрагмент интерфейса
«Остров милосердия» фрагмент интерфейса

«Остров милосердия» - фрагмент интерфейса
«Остров милосердия» фрагмент интерфейса