Приложение M-help помогает адаптироваться мигрантам в Татарстане

Обратиться за консультацией можно по всем социальным каналам, начиная с консультации юриста, заканчивая консультацией врача. Фото: скриншот приложения на платформе Android.
Обратиться за консультацией можно по всем социальным каналам, начиная с консультации юриста, заканчивая консультацией врача. Фото: скриншот приложения на платформе Android.

В апре­ле 2016 года в Каза­ни было запу­ще­но мобиль­ное при­ло­же­ние M-Help для помо­щи и адап­та­ции мигран­тов. При­ло­же­ние раз­ра­бо­та­но по ини­ци­а­ти­ве казан­ской орга­ни­за­ции «Новый век» при под­держ­ке обще­рос­сий­ско­го обще­ствен­но­го дви­же­ния «Граж­дан­ское досто­ин­ство» на сред­ства пре­зи­дент­ско­го гран­та.

Коор­ди­на­тор Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий в Каза­ни Рус­лан Шеку­ров пого­во­рил с гене­раль­ным дирек­то­ром «Новый век» Лили­ей Таи­ше­вой о том, как при­шла ини­ци­а­ти­ва тако­го про­ек­та и насколь­ко он ока­зал­ся полез­ным для мигран­тов.

При­ло­же­ние M-Help име­ет деск­топ­ную и мобиль­ную (плат­фор­ма Android) вер­сии. С помо­щью него мигран­ты име­ют доступ к пра­во­вой инфор­ма­ции, инфор­ма­ции о доступ­ных меди­цин­ских и соци­аль­ных услу­гах. Так­же в при­ло­же­нии созда­ны спе­ци­аль­ные воз­мож­но­сти пере­ад­ре­са­ции поль­зо­ва­те­лей к дру­гим инфор­ма­ци­он­ным сер­ви­сам для мигран­тов, напри­мер, к фор­ме запи­си на при­ем к Упол­но­мо­чен­но­му по пра­вам чело­ве­ка в Рес­пуб­ли­ке Татар­стан.

Обратиться за консультацией можно по всем социальным каналам, начиная с консультации юриста, заканчивая консультацией врача. Фото: скриншот приложения на платформе Android.
Обра­тить­ся за кон­суль­та­ци­ей мож­но по всем соци­аль­ным кана­лам, начи­ная с кон­суль­та­ции юри­ста, закан­чи­вая кон­суль­та­ци­ей вра­ча. Фото: скрин­шот при­ло­же­ния на плат­фор­ме Android.

История создания проекта

В 2013 году в орга­ни­за­ции «Новый век» пред­по­ло­жи­ли, что при­бы­ва­ю­щие в Татар­стан мигран­ты нуж­да­ют­ся в мак­си­маль­но доступ­ной инфор­ма­ции о том, как в рес­пуб­ли­ке орга­ни­зо­ва­на соци­аль­ная сфе­ра.

Еще по теме: Refugee Phrasebook – созда­ние раз­го­вор­ни­ка для бежен­цев с помо­щью кра­уд­сор­син­га

Результаты предварительного исследования были такими :

  • 55% вновь при­быв­ших мигран­тов в 2014 году явля­ют­ся поль­зо­ва­те­ля­ми смарт­фо­нов и мес­сен­дже­ров WhatsApp и Viber. То есть для мно­гих мигран­тов, вопре­ки всем сте­рео­ти­пам, базо­вой плат­фор­мой полу­че­ния инфор­ма­ции был Интер­нет.
  • В 2013 году более 50% мигран­тов не зна­ли зако­ны Рес­пуб­ли­ки Татар­стан и Рос­сий­ской Феде­ра­ции, свои пра­ва и обя­зан­но­сти;
  • 35% нуж­да­лись в пра­во­вой инфор­ма­ции;
  • Поряд­ка 14% опро­шен­ных в Каза­ни мигран­тов ука­зы­ва­ли на пра­во­вые про­бле­мы;
  • 8% мигран­тов ука­зы­ва­ли на пло­хое отно­ше­ние к ним в обще­стве;
  • 12% мигран­тов ука­за­ли на отсут­ствие помо­щи со сто­ро­ны посоль­ства, зем­ля­че­ства, диас­по­ры;
  • 19% – доля пра­виль­ных отве­тов сре­ди опро­шен­ных мигран­тов по вопро­сам охра­ны здо­ро­вья;
  • 34% мигран­тов не зна­ли, куда обра­щать­ся за меди­цин­ской помо­щью в Каза­ни;
  • у 75% мигран­тов отсут­ство­вал полис меди­цин­ско­го стра­хо­ва­ния.

    «Мы про­ана­ли­зи­ро­ва­ли рынок и уви­де­ли, что для мигран­тов есть при­ло­же­ния. Напри­мер, «Тут ждут» или при­ло­же­ние для зна­комств для диас­пор, при­над­ле­жа­щей к мусуль­ман­ской кон­фес­сии. Для под­твер­жде­ния мне­ния мы при­влек­ли Аппа­рат Упол­но­мо­чен­ный по пра­вам чело­ве­ка Рес­пуб­ли­ки Татар­стан и про­ве­ли экс­пресс-оцен­ку ситу­а­ции». Лилия Таи­ше­ва.

Почему M-help нестандартное и инновационное приложение?

При­ло­же­ние M-help бес­плат­ное и име­ет лег­кую систе­му реги­стра­ции: для смарт­фо­на по авто­ма­ти­че­ско­му ска­ни­ро­ва­нию ID само­го устрой­ства, для деск­топ­ной вер­сии через ука­за­ние номе­ра теле­фо­на.

«При­ло­же­ние обес­пе­чи­ва­ет связь мигран­тов с госу­дар­ствен­ны­ми и него­су­дар­ствен­ны­ми служ­ба­ми помо­щи. Осо­бен­ность М-Help в его доступ­но­сти для неогра­ни­чен­но­го кру­га поль­зо­ва­те­лей, инте­гра­ции с реаль­ны­ми служ­ба­ми помо­щи мигран­там, воз­мож­но­сти онлайн кон­суль­ти­ро­ва­ния и его муль­ти­линг­валь­но­сти – при­ло­же­ние рабо­та­ет на 3-х язы­ках: рус­ском, узбек­ском, таджик­ском. В 2017 году в при­ло­же­нии появят­ся еще англий­ский, армян­ский, кыр­гыз­ский, и, воз­мож­но, азер­бай­джан­ский язы­ки». Лилия Таи­ше­ва.

Исполь­зо­ва­ние мигран­та­ми при­ло­же­ния М-Help поз­во­ля­ет через систе­му под­пис­ки иметь связь с боль­шим коли­че­ством мигран­тов, не доступ­ных для госу­дар­ствен­ных служб, вести с ними про­фи­лак­ти­че­скую инфор­ма­ци­он­ную рабо­ту по пре­ду­пре­жде­нию пра­во­на­ру­ше­ний, отсле­жи­вать тен­ден­ции в дан­ной сре­де и в конеч­ном ито­ге спо­соб­ство­вать пре­ду­пре­жде­нию соци­аль­но-нега­тив­ных послед­ствий мигра­ции.

«Модер­ни­за­ция, тех­ни­че­ская под­держ­ка, воз­мож­ность поль­зо­вать­ся при­ло­же­ни­ем на раз­ных язы­ках, добав­ле­ние реги­о­нов, отку­да к нам при­ез­жа­ют мигран­ты – это рутин­ные зада­чи, кото­рые мы ста­вим перед собой. Добав­ле­ние язы­ков и объ­ек­тов на интер­ак­тив­ную кар­ту дела­ют­ся с уче­том запро­сов самой целе­вой груп­пы. Важ­ной зада­чей для раз­ви­тия сер­ви­са сего­дня мы счи­та­ем уве­ли­че­ние охва­та поль­зо­ва­те­лей при­ло­же­ния, в том чис­ле, за счет актив­но­го про­дви­же­ния в стра­нах пре­иму­ще­ствен­но­го исхо­да мигран­тов». Лилия Таи­ше­ва

Дополнительная функция приложения - отсылка к социаьным сетям и сайтам знакомств для мигрантов. Фото: скриншот приложения в системе Android
Допол­ни­тель­ная функ­ция при­ло­же­ния – отсыл­ка к соци­аь­ным сетям и сай­там зна­комств для мигран­тов. Фото: скрин­шот при­ло­же­ния в систе­ме Android

Результаты проекта

Орга­ни­за­ция «Новый век» орга­ни­зо­ва­ла так­же в Рес­пуб­ли­ке Татар­стан инте­гри­ро­ван­ный с мобиль­ным при­ло­же­ни­ем ком­пле­мен­тар­ный ста­ци­о­нар­ный сер­вис – очные бес­плат­ные и ано­ним­ные кон­суль­та­ции меди­цин­ских спе­ци­а­ли­стов, соци­аль­ных работ­ни­ков и юри­стов. Кон­суль­та­ции про­хо­дят в Низ­ко­по­ро­го­вом цен­тре для уяз­ви­мых групп насе­ле­ния и кон­суль­та­ций соци­аль­но­го работ­ни­ка по адре­су Коро­лен­ко, 54.

Еще по теме: Eurasia Card – сер­вис­ная про­грам­ма по адап­та­ции мигран­тов в Москве

За 9 меся­цев реа­ли­за­ции про­ек­та в 2016 году было зафик­си­ро­ва­но 2350 посе­ще­ний Низ­ко­по­ро­го­во­го цен­тра, про­ве­де­но 800 тра­ди­ци­он­ных очных кон­суль­та­ций юри­ста и 440 кон­суль­та­ций тера­пев­та. С момен­та запус­ка при­ло­же­ния зафик­си­ро­ва­но 1038 поль­зо­ва­те­лей при­ло­же­ния и более 170 тысяч про­смот­ров тема­ти­че­ских раз­де­лов при­ло­же­ния. Через про­фи­ли спе­ци­а­ли­стов в обла­сти пра­ва и здра­во­охра­не­ния про­ве­де­но 160 онлайн-кон­суль­та­ций.

«После окон­ча­ния финан­си­ро­ва­ния само при­ло­же­ние с име­ю­щи­ми­ся функ­ци­я­ми будет доступ­но для поль­зо­ва­те­лей в вир­ту­аль­ном про­стран­стве, но для его модер­ни­за­ции, тех­ни­че­ской под­держ­ки и обес­пе­че­ния функ­ци­о­ни­ро­ва­ния допол­ни­тель­ных ста­ци­о­нар­ных услуг тре­бу­ют­ся сред­ства. Мы очень наде­ем­ся, что под­держ­ка уже создан­но­го про­дук­та и сер­ви­сов будет обес­пе­че­на за счет Рес­пуб­ли­ки Татар­стан». Лилия Таи­ше­ва

При­ло­же­ние М-Help (деск­топ­ная вер­сия)

При­ло­же­ние М-Help (Android)