«My Murmansk» – карта идей и предложений Мурманска

Фрагмент интерфейса приложения My Murmansk
Фрагмент интерфейса приложения My Murmansk
My Murmansk – част­ная ини­ци­а­ти­ва коман­ды моло­дых людей с опы­том рабо­ты в IT, не счи­тав­ших себя акти­ви­ста­ми. При­ло­же­ние объ­еди­ни­ло сот­ни поль­зо­ва­те­лей для обсуж­де­ния и гене­ра­ции новых идей, что мож­но изме­нить в Мур­ман­ске. Поми­мо того, что у плат­фор­мы уже есть успеш­но реа­ли­зо­ван­ные про­ек­ты, авто­ры при­ду­ма­ли отлич­ный меха­низм моне­ти­за­ции. Мы пооб­ща­лись с руко­во­ди­те­лем про­ек­та Стё­пой Мита­ки.

Д.А.: С чего нача­лась идея при­ло­же­ния My Murmansk и какое ты име­ешь отно­ше­ние к онлайн-акти­виз­му?

С.М.: Тяже­ло назвать это акти­виз­мом: в 2012 году у нас появил­ся про­ект Made in Murmansk – с неболь­шой груп­пой волон­те­ров мы исполь­зо­ва­ли циф­ро­вые тех­но­ло­гии, что­бы улуч­шить жизнь в горо­де. Напри­мер, мы сде­ла­ли при­ло­же­ние, кото­рое помо­га­ет уви­деть вре­мя, когда к оста­нов­ке подъ­едет трол­лей­бус. Потом в мар­те мы запу­сти­ли My Murmansk – кар­ту, на кото­рой мож­но оста­вить свои пред­ло­же­ния и посмот­реть, что пред­ла­га­ют дру­гие.

Д.А.: Как так полу­чи­лось, что ты этим занял­ся? My Murmansk – это твоя един­ствен­ная рабо­та сей­час? Рас­ска­жи о вашей коман­де. 

С.М.: Я рабо­таю в сфе­ре digital и рекла­мы, но парал­лель­но мне захо­те­лось зани­мать­ся более гло­баль­ны­ми и полез­ны­ми веща­ми. Сей­час где-то 60% мое­го вре­ме­ни ухо­дит на рабо­ту, а 40% – на My Murmansk. Про­ект оста­ет­ся неком­мер­че­ским, мы не вышли на само­оку­па­е­мость. Мне бы хоте­лось зани­мать­ся толь­ко этим, но пока по финан­со­вым при­чи­нам не полу­ча­ет­ся это делать.

Над про­ек­том рабо­та­ет чет­ве­ро чело­век. Денис Кре­мин­ский руко­во­дит сту­ди­ей веб-дизай­на: мы позна­ко­ми­лись, когда я хотел сде­лать ком­мер­че­ский заказ и рас­ска­зал об идее про­ек­та My Murmansk. Сна­ча­ла он поду­мал, что я город­ской сума­сшед­ший, но на сле­ду­ю­щий день заго­рел­ся и с тех пор уже пол­то­ра года руко­во­дит раз­ра­бот­кой и back-end. Наш дизай­нер Антон Шуль­гин рабо­та­ет в питер­ском Yandex и зани­ма­ет­ся там интер­фей­са­ми. Еще у нас есть Реги­на Нур­ба­ко­ва – она зани­ма­ет­ся адми­ни­стри­ро­ва­ни­ем про­ек­та, ищет парт­не­ров, обща­ет­ся с пред­ста­ви­те­ля­ми вла­сти.

Степа Митаки
Сте­па Мита­ки

Антон Шульгин
Денис Кре­мин­ский

Антон Шульгин
Антон Шуль­гин

Регина Нурбакова
Реги­на Нур­ба­ко­ва

Д.А.: Как рабо­та­ет про­ект? Где рыча­ги вли­я­ния на адми­ни­стра­цию, с помо­щью кото­рых мож­но реа­ли­зо­вать остав­лен­ные заяв­ки?

С.М.: На самом деле, ника­ких рыча­гов вли­я­ния нет: когда роди­лась идея про­ек­та мы про­сто хоте­ли собрать неко­то­рое коли­че­ство хоро­ших каче­ствен­ных идей без вся­ко­го пони­ма­ния, что с ними даль­ше делать. Мы нача­ли писать пись­ма от име­ни коман­ды про­ек­та в соот­вет­ству­ю­щие инстан­ции. Напри­мер, если нас про­си­ли уста­но­вить или убрать какой-то знак, мы писа­ли пись­мо в ГИБДД. Какие-то из этих идей реа­ли­зо­ва­лись.

Фотография с сайта My Murmansk
Фото­гра­фия с сай­та My Murmansk

Д.А.: Рас­ска­жи об успеш­ных при­ме­рах реа­ли­зо­ван­ных идей

С.М.: Моя самая люби­мая исто­рия – это небез­опас­ный пере­ход у мага­зи­на, кото­рый выхо­дил не на тро­туа, а на про­дол­же­ние про­ез­жей части. Его закры­ли. Так­же было реа­ли­зо­ва­но несколь­ко неболь­ших про­ек­тов, напри­мер, появи­лись новые вело­пар­ков­ки, люди заня­лись озе­ле­не­ни­ем горо­да.

Д.А.: Боль­шин­ство идей на подоб­ных пор­та­лах – это, как пра­ви­ло, жало­бы, а не кон­струк­тив­ные идеи. Есть ли у тебя какое-то мне­ние по это­му пово­ду?

С.М.: В этом был самый глав­ный вызов: когда мы начи­на­ли делать про­ект, было чет­кое пони­ма­ние, что мы не хотим уйти в сто­ро­ну жалоб­ной кни­ги, а хотим соби­рать кон­струк­тив­ные идеи. Мно­гие спра­ши­ва­ют, поче­му на сай­те нель­зя создать воз­мож­ность добав­лять кар­тин­ки. Кар­тин­ки сра­зу уво­дят в сто­ро­ну жалоб…

Д.А.: Ну да, «здесь нет люка», «здесь гора мусо­ра», «здесь яма на доро­ге»…

С.М.: Да, а идею, напри­мер «хочу, что­бы здесь был аква­парк» не пере­дать кар­тин­кой. Подоб­ные интер­фейс­ные реше­ния и какие-то моти­ви­ру­ю­щие фра­зы на сай­те заств­ля­ют людей мыс­лить более твор­че­ски и что-то пред­ла­гать. Пона­ча­лу нам это уда­лось, сей­час акцент сно­ва сме­ща­ет­ся, но мы дума­ем, что с этим делать.

Д.А.: Как бы ты опи­сал ваше сооб­ще­ство?

С.М.: В основ­ном, это моло­дежь, жур­на­ли­сты, акти­ви­сты. Ино­гда после упо­ми­на­ния в СМИ при­хо­дит поль­зо­ва­тель, кото­рый за день остав­ля­ет 10, 20 сооб­ще­ний. Вид­но, что он думал об этом дав­но и вот, нашел место, где мож­но выска­зать­ся.

Д.А.: А что оффлайн-ини­ци­а­ти­вы рабо­та­ют хуже?

С.М.: Они не хуже рабо­та­ют, про­сто мы луч­ше пони­ма­ем в онлайн-сфе­ре: прак­ти­че­ски вся наша коман­да име­ет тех­ни­че­ский бэк­гра­унд. В горо­де есть акти­ви­сты, кото­рые зани­ма­ют­ся оффлайн-меро­при­я­ти­я­ми, напри­мер, митин­га­ми, но мы закры­ва­ем дру­гую нишу.

Д.А.: Вы не пыта­лись делать оффлайн-меро­при­я­тия, мита­пы, что­бы зна­ко­мить поль­зо­ва­те­лей пор­та­ла меж­ду собой?

С.М.: Пря­мо сей­час мы это пла­ни­ру­ем. Как пред­ста­ви­те­ли про­ек­та мы при­сут­ство­ва­ли на подоб­ных меро­при­я­ти­ях в горо­де, но еще не орга­ни­зо­вы­ва­ли.

Д.А.: Что вы дела­е­те для того, что­бы рас­ши­рить ауди­то­рию, сде­лать про­ект более попу­ляр­ным? Листов­ки, сооб­ще­ния в попу­ляр­ных груп­пах вкон­так­те?

С.М.: О нас не раз писа­ли попу­ляр­ные СМИ, так­же мы пла­ни­ру­ем рекла­му в горо­де: напри­мер, напе­ча­тать таб­лич­ки и раз­ме­стить их в тех местах, где поль­зо­ва­те­ли My Murmansk чаще все­го пред­ла­га­ют что-то создать, изме­нить. Что­бы люди, про­хо­дя по ули­це, зна­ли, что на ней пред­ло­жи­ли уста­но­вить боль­шой теле­скоп и за эту идею про­го­ло­со­ва­ло столь­ко-то чело­век. Тогда они узна­ют, что сами тоже могут что-то пред­ло­жить.

Д.А.: Были ли попыт­ки исполь­зо­вать плат­фор­му для рекла­мы ком­мер­че­ских объ­ек­тов и акций?

С.М.: Мы сами нико­гда так не дела­ли, но одна­жды сеть кофе­ен писа­ла: “при­хо­ди­те, у нас скид­ки”. У нас были идеи, как сов­ме­стить рекла­му какой-то ком­па­нии с соци­аль­но полез­ным делом.

Напри­мер, если кто-то пред­ла­га­ет поста­вить ска­мей­ки неда­ле­ко от мага­зи­на, мы можем свя­зать­ся с этим мага­зи­ном и попро­сить их сде­лать это в обмен на пиар. Но это еще рано делать, так как пока перед нами сто­ят зада­чи дру­го­го поряд­ка.

Д.А.: Что вы пла­ни­ру­е­те в буду­щем?

С.М.: После того, как MyMurmansk стал изве­стен за пре­де­ла­ми горо­да, мы уви­де­ли очень мно­го запро­сов на подоб­ные плат­фор­мы в дру­гих горо­дах. Мы сде­ла­ли ком­мер­че­ское пред­ло­же­ние – плат­фор­му, кото­рую пред­ла­га­ем муни­ци­па­ли­те­там, неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям.

Фрагмент сайта My City
Фраг­мент сай­та My City

Д.А.: Если вы про­да­е­те это дру­гим муни­ци­па­ли­те­там, но не сотруд­ни­ча­е­те с мур­ман­ским, полу­ча­ет­ся, что в дру­гих горо­дах власть более откры­та к подоб­но­му фор­ма­ту кра­уд­сор­син­га? Или пока вы про­ра­ба­ты­ва­е­те пред­ло­же­ние, но про­даж не было?

С.М.: В Рос­сии отклик мень­ше, мы ори­ен­ти­ру­ем­ся на Евро­пу. Но гово­ря о Рос­сии, подоб­ный фор­мат диа­ло­га ста­но­вит­ся очень инте­ре­сен вла­сти перед выбо­ра­ми, поли­ти­че­ски­ми меро­при­я­ти­я­ми. Мы всё же обща­ем­ся с пред­ста­ви­те­ля­ми вла­сти в Мур­ман­ске: у них есть потреб­ность полу­чить инфор­ма­цию от поль­зо­ва­те­лей, но в удоб­ном виде: отсор­ти­ро­ван­ную по кате­го­ри­ям, понят­ную.

Д.А.: Есть ли риск того, что со вре­ме­нем власть нач­нет исполь­зо­вать те же кра­уд­сор­син­го­вые инстру­мен­ты для ими­та­ции диа­ло­га с обще­ством? Ска­жет­ся ли это на вашей рабо­те?

С.М.: Они могут сде­лать инстру­мент, но у них не полу­чит­ся это каче­ство про­дви­гать, вза­и­мо­дей­ство­вать с сооб­ще­ством так, как это дела­ем мы. Если ини­ци­а­ти­вы не будут реа­ли­зо­вы­вать­ся, люди заме­тят это и отре­а­ги­ру­ют нега­тив­но.

Д.А.: Поль­зо­ва­тель может оста­вить идею, но что замо­ти­ви­ру­ет его дей­ство­вать даль­ше? Как он может понять, что нуж­но пред­при­нять, что­бы его задум­ка осу­ще­стви­лась?

С.М.: У нас была идея сде­лать некую инструк­цию к дей­ствию: если ты хочешь реа­ли­зо­вать что-то, стать волон­те­ром, нуж­но сде­лать это и это. Но мы отка­за­лись от это­го, так как оста­ва­лись реа­ли­ста­ми: мы не смо­жем отсле­жи­вать, что было реа­ли­зо­ва­но, насколь­ко каче­ствен­но. Мне кажет­ся, что инстру­мен­ты каж­дый при жела­нии может най­ти, наша зада­ча – раз­ви­вать пони­ма­ние людей, что они могут стать ката­ли­за­то­ра­ми изме­не­ний.

Фрагмент приложения My Murmansk
Фраг­мент при­ло­же­ния My Murmansk

Фрагмент интерфейса проекта My Murmansk
Фраг­мент интер­фей­са про­ек­та My Murmansk