«Перекрыли» – о перекрытии дорог в режиме онлайн

Фрагмент интерфейса приложения «Перекрыли»
Фрагмент интерфейса приложения «Перекрыли»
«Пере­кры­ли» – это новый гео­ло­ка­ци­он­ный сер­вис в Руне­те. Ресурс посвя­щен осве­дом­ле­нию поль­зо­ва­те­лей о пере­кры­тии дорог в режи­ме online.

Разработчик сайта «Перекрыли» Алексей Норлин в интервью Теплице социальных технологий рассказал как найти альтернативные способы оперативного информирования своих пользователей при ограниченных бюджетах проекта и о том, как избежать конкуренции с большими картографическими сервисами.

Беседовал Евгений Воропай

Е.В.: Когда речь захо­дит о start-up в Сети, мно­гие начи­на­ют созда­вать про­ек­ты, свя­зан­ные с гео­ло­ка­ци­ей и кра­уд­сор­син­гом. Какая моти­ва­ция была у вас при запус­ке «Пере­кры­ли»?

А.Н.: Стро­го гово­ря, «Пере­кры­ли» не явля­ет­ся стар­та­пом, т.к. не наце­лен на какую-либо при­быль. Сайт созда­вал­ся для сбо­ра и сохра­не­ния инфор­ма­ции о неза­кон­ных пере­кры­ти­ях дорог все­воз­мож­ны­ми чинов­ни­ка­ми, депу­та­та­ми и про­чи­ми долж­ност­ны­ми лица­ми.

Пере­кры­вать доро­ги могут толь­ко в несколь­ких слу­ча­ях: во вре­мя про­ве­де­ния мас­со­вых меро­при­я­тий, для дорож­ных работ, в слу­чае при­род­ных ката­клиз­мов и для бес­пре­пят­ствен­но­го про­ез­да лиц под госу­дар­ствен­ной охра­ной. В даль­ней­шем пла­ни­ру­ет­ся исполь­зо­вать собран­ные дан­ные для юри­ди­че­ских «раз­бо­рок» с ФСО и дру­ги­ми «пере­кры­валь­щи­ка­ми», кото­рые сей­час утвер­жда­ют, что в Москве никто доро­ги для про­ез­да чинов­ни­ков не пере­кры­ва­ет.

Е.В.: «Пере­кры­ли» исполь­зу­ет Яндекс.Карты. Они име­ют боль­шое коли­че­ство лояль­ных поль­зо­ва­те­лей. Как заста­вить ауди­то­рию пере­клю­чит­ся со зна­ко­мо­го сер­вис на новый при усло­вии, что оба име­ют схо­жий функ­ци­о­нал?

А.Н.: «Пере­кры­ли» ни в коем слу­чае не кон­ку­рент Яндекс.Картам, ско­рее – допол­не­ние. Изна­чаль­но была попыт­ка пред­ло­жить Яндек­су вве­сти подоб­ный функ­ци­о­нал в их про­грам­му, но они отка­за­лись.

Е.В.: Все, что свя­за­но с тра­фи­ком, ско­ро­стью пере­дви­же­ний и логи­сти­кой – обре­че­но на про­вал, если отсут­ству­ет при­ло­же­ние для сматр­фо­нов или мобиль­ная вер­сия сай­та. Как с этим у «Пере­кры­ли»?

А.Н.: Это сей­час глав­ная про­бле­ма про­ек­та, так как сайт был напи­сан на чистом энту­зи­аз­ме в сво­бод­ное вре­мя, а вот с мобиль­ны­ми при­ло­же­ни­я­ми слож­нее – намно­го мень­ше мобиль­ных раз­ра­бот­чи­ков, жела­ю­щих пора­бо­тать «за идею». Пока мы таких­­­ не нашли, поти­хонь­ку сам осва­и­ваю раз­ра­бот­ку под iOS.

Е.В.: Поче­му реши­ли создать вокруг сер­ви­са еще и инфор­ма­ци­он­ную пло­щад­ку?

А.Н.: Если мы гово­рим о twitter @perekrili, то он появил­ся даже чуть рань­ше сай­та. Сей­час мы исполь­зу­ем имен­но этот канал ком­му­ни­ка­ции. Twitter инфор­ми­ру­ет авто­вла­дель­цев о раз­лич­ных пере­кры­ти­ях, т.к. поль­зо­вать­ся сай­том в авто­мо­би­ле, конеч­но же, неудоб­но.

Е.В.: Лого­тип «Пере­кры­ли» очень напо­ми­на­ет лого­тип «РосЯ­мы» и дру­гих «Рос-про­ек­тов». Есть ли какая-то связь меж­ду эти­ми про­ек­та­ми?

А.Н.: Связь оче­вид­на – все эти про­ек­ты наце­ле­ны на то, что­бы сде­лать жизнь про­стых граж­дан луч­ше, про­ще, без­опас­нее, ком­форт­нее; что­бы заста­вить власть и чинов­ни­ков соблю­дать зако­ны.

Е.В.: Инте­рес Моск­вы, Пите­ра и дру­гих горо­дов-мил­ли­о­ни­ков к «Пере­кры­ли» объ­яс­нить лег­ко – это места с ожив­лен­ным дви­же­ни­ем и слож­ны­ми транс­порт­ны­ми систе­ма­ми. Поче­му реги­о­ны долж­ны стать ваши­ми поль­зо­ва­те­ля­ми?

А.Н.: Чинов­ни­ки ката­ют­ся не толь­ко по Москве и Пите­ру, летом вот была исто­рия, как кор­теж (пред­по­ло­жи­тель­но) Мед­ве­де­ва заце­пил маши­ну житель­ни­цы Кам­чат­ки. Но в основ­ном, конеч­но, «Пере­кры­ли» ори­ен­ти­ро­ван на Моск­ву. Здесь на поряд­ки боль­ше все­воз­мож­ных «чинов­ни­ков-депу­та­тов» и доро­ги они пере­кры­ва­ют еже­днев­но, часто на несколь­ко часов.

Мно­гие проб­ки в Москве воз­ни­ка­ют имен­но из-за таких пере­кры­тий, ино­гда быва­ет, что у людей даже не оста­ёт­ся путей объ­ез­да – они вынуж­де­ны сто­ять и ждать, пока оче­ред­ной «барин» про­едет в бань­ку, мага­зин, ну или про­сто домой.

Е.В.: Кар­та про­ек­та отоб­ра­жа­ет общую инфор­ма­цию о мест­но­сти. Что бы полу­чить дан­ные о проб­ках или «пере­кры­ти­ях», необ­хо­ди­мо выпол­нить допол­ни­тель­ные дей­ствия. Это свя­за­но с огра­ни­че­ни­я­ми Яндекс.Карт или есть какие-то дру­гие при­чи­ны?

А.Н.: Наши мет­ки «пере­кры­тий» отоб­ра­жа­ют­ся сра­зу (те, кото­рые были остав­ле­ны не боль­ше 2 часов назад), а инфор­ма­ция о проб­ках Яндекс вклю­ча­ет­ся нажа­ти­ем на соот­вет­ству­ю­щий фильтр на кар­те. На самом деле, проб­ки отклю­че­ны по-умол­ча­нию, т.к. сайт направ­лен всё-таки на пере­кры­тия.

Е.В.: Авто­мо­би­ли­сты выби­ра­ют те про­ек­ты, кото­рые могут пред­ло­жить им наи­боль­шее коли­че­ство воз­мож­но­стей. Каким функ­ци­о­на­лом рас­по­ла­га­ет «Пере­кры­ли» сей­час и что пла­ни­ру­е­те сде­лать в буду­щем для раз­ви­тия про­ек­та?

А.Н.: Самое глав­ное, как я уже гово­рил, сде­лать мобиль­ное при­ло­же­ние, поз­во­ля­ю­щее ста­вить отмет­ки пере­кры­тий пря­мо в тот момент, когда перед вами пере­кры­ва­ют доро­гу.

Ну и, кро­ме это­го, надо дать воз­мож­ность посе­ти­те­лям сай­та про­смат­ри­вать ста­ти­сти­ку собран­ных дан­ных, пере­кры­тия за раз­лич­ные даты, их дли­тель­ность и т.д. Про­ект сей­час раз­ви­ва­ет­ся «в сво­бод­ное вре­мя», поэто­му всё идёт так мед­лен­но.

Е.В.: Прак­ти­ка пока­зы­ва­ет, что инфор­ми­ро­ва­ние о ситу­а­ции на доро­гах боль­ше не явля­ет­ся пре­вен­тив­ной мерой. Что долж­но изме­нить­ся в отно­ше­нии вла­стей к тра­фи­ку или в пози­ци­о­ни­ро­ва­нии Интер­нет-про­ек­тов, что­бы мож­но было гово­рить об эффек­тив­но­сти таких пло­ща­док?

А.Н.: На этот счет суще­ству­ет несколь­ко мне­ний. Еди­но­го отве­та на вопрос «как побе­дить проб­ки» пока не нашли. Лич­но мне нра­вят­ся идеи Мак­са Каца – он гово­рит, что основ­ные про­бле­мы про­бок в том, что вла­сти боль­шую часть денег на финан­си­ро­ва­ние транс­порт­ной систе­мы вкла­ды­ва­ют в авто­мо­биль­ные состав­ля­ю­щие, в то вре­мя, когда в раз­ви­тии нуж­да­ет­ся обще­ствен­ный транс­порт.

В про­тив­ном слу­чае выри­со­вы­ва­ет­ся ситу­а­ция, чем боль­ше денег тра­тит­ся на авто­мо­би­ли, тем боль­ше авто­мо­би­ли­стов появ­ля­ет­ся и тем боль­ше необ­хо­ди­мо тра­тить на них денег – замкну­тый круг.

Про­бле­ма в том, что сей­час госу­дар­ствен­ные орга­ны неэф­фек­тив­ны во мно­гих вопро­сах, и если их, образ­но выра­жа­ясь, не «тыкать острой пал­кой» – сами они шеве­лить­ся почти не спо­соб­ны. Наде­юсь, это изме­нит­ся.

Фрагмент интерфейса приложения «Перекрыли»
Фраг­мент интер­фей­са при­ло­же­ния «Пере­кры­ли»