«Phylo» – игра в ДНК

Фрагмент интерфейса сайта Phylo
Фрагмент интерфейса сайта Phylo
«Phylo» – это отлич­ный при­мер того, как с помо­щью неслож­ной игро­вой тех­но­ло­гии мож­но поста­вить тру­до­ем­кое иссле­до­ва­ние на обще­ствен­ные рель­сы, сэко­но­мив мас­су денег и вре­ме­ни и при­бли­зив чело­ве­че­ство к новой раз­гад­ке.

Каж­дую неде­лю жите­ли пла­не­та Зем­ля тра­тят 3 мил­ли­ар­да часов сво­бод­но­го вре­ме­ни, играя в ком­пью­тер­ные игры. Если исполь­зо­вать этот почти что неогра­ни­чен­ный ресурс более раци­о­наль­но, мож­но свер­нуть не одну гору. Но как най­ти путь к серд­цу «гей­ме­ра» и напра­вить его энер­гию в про­дук­тив­ное рус­ло? Ответ: толь­ко с помо­щью игры.

Самая бла­го­дат­ная поч­ва для подоб­ных ини­ци­а­тив – это науч­ные иссле­до­ва­ния, в кото­рых вычис­ли­тель­ной мощ­но­сти ком­пью­те­ра ока­зы­ва­ет­ся порой недо­ста­точ­но. Тогда на помощь при­хо­дит мас­со­вая сете­вая обще­ствен­ность в лице заин­те­ре­со­ван­ных или про­сто ока­зав­ших­ся непо­да­ле­ку поль­зо­ва­те­лей. Участ­ни­ки мно­го­чис­лен­ных науч­ных про­ек­тов рас­шиф­ро­вы­ва­ют моде­ли тро­пи­че­ских цик­ло­нов, борют­ся с раком и ищут небес­ные тела. Для тех же, кого инте­ре­су­ет моле­ку­ляр­ная био­ло­гия, есть при­ло­же­ние «Phylo», посвя­щен­ное ДНК.

Два канад­ских иссле­до­ва­те­ля постро­и­ли Flash игру, в кото­рой поль­зо­ва­тель путем неслож­ных опе­ра­ций дол­жен добить­ся наи­боль­ше­го соот­вет­ствия меж­ду ряда­ми после­до­ва­тель­но­сти ДНК чело­ве­ка и раз­лич­ных живот­ных. Не силь­но вда­ва­ясь в подроб­но­сти, мож­но ска­зать, что мно­же­ствен­ное вырав­ни­ва­ние после­до­ва­тель­но­стей – одна из глав­ных про­блем совре­мен­ной моле­ку­ляр­ной био­ло­гии. На осно­ве ана­ли­за и срав­не­ния гено­ма чело­ве­ка и живот­ных мож­но опре­де­лять зако­но­мер­но­сти в эво­лю­ции, раз­ви­тии раз­лич­ных забо­ле­ва­ний и т.д. Ком­пью­тер не все­гда справ­ля­ет­ся с про­цес­сом иден­ти­фи­ка­ции, в то вре­мя как чело­ве­че­ский мозг отлич­но нахо­дит подо­бия, в том чис­ле и по цве­там.

Интер­фейс игры напо­ми­на­ет чем-то пере­вер­ну­тый тет­рис или двух­мер­ный кубик Руби­ка. Дви­гая раз­лич­ные ряды раз­но­цвет­ных квад­ра­ти­ков, необ­хо­ди­мо добить­ся наи­боль­ше­го цве­то­во­го сов­па­де­ния в стол­би­ках. Это как раз те участ­ки, где после­до­ва­тель­ность бел­ков, РНК и ДНК сов­па­да­ет. Про­бе­лов не избе­жать, но глав­ная зада­ча игро­ка – сде­лать так, что­бы их было как мож­но мень­ше.

Ори­ен­ти­ром слу­жит резуль­тат ком­пью­те­ра – игрок дол­жен пре­взой­ти его, зара­ба­ты­вая очки при сов­па­де­нии квад­ра­ти­ков и мини­ми­зи­руя поте­ри на сокра­ще­нии про­бе­лов. При этом суще­ству­ют при­о­ри­тет­ные ряды, кото­ры­ми нуж­но занять­ся в первую оче­редь. Есть отдель­ные мис­сии, про­хо­дя кото­рые, поль­зо­ва­те­ли будут помо­гать уче­ным в иссле­до­ва­нии раз­лич­ных болез­ней: пора­же­ние пище­ва­ри­тель­ной систе­мы, забо­ле­ва­ния серд­ца, моз­га, рак и т.д. Собран­ная инфор­ма­ция обно­вит суще­ству­ю­щую базу дан­ных, отку­да были взя­ты исход­ные све­де­ния, и послу­жит базой для новых откры­тий и после­ду­ю­щих иссле­до­ва­ний.

Один игро­вой сеанс не пре­вы­ша­ет 20 минут, и шаго­вая доступ­ность при­ло­же­ния от глав­ной стра­ни­цы поль­зо­ва­те­ля суще­ствен­но повы­сит шан­сы на полу­че­ние его вни­ма­ния. Поэто­му Facebook и дру­гие попу­ляр­ные ресур­сы – глав­ные ори­ен­ти­ры для «Phylo» на бли­жай­шую пер­спек­ти­ву. Подоб­ные про­ек­ты отлич­но впи­сы­ва­ют­ся в обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы, напри­мер, их мож­но исполь­зо­вать на школь­ных уро­ках био­ло­гии.

Фрагмент интерфейса сайта Phylo
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Phylo

Фрагмент интерфейса сайта Phylo
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Phylo