«Рlaneta.ru» – площадка для создания и софинансирования творческих и социальных проектов

Фрагмент интерфейса платформы Планета
Фрагмент интерфейса платформы Планета
«Planeta.ru» – это новая фор­ма отно­ше­ний меж­ду авто­ра­ми и их ауди­то­ри­ей. Пло­щад­ка, кото­рая поз­во­ля­ет участ­во­вать в созда­нии музы­ки, филь­мов, книг, изоб­ре­те­ний или дру­гих инте­рес­ных, гени­аль­ных, важ­ных про­ек­тов, кото­рым спо­со­бен помочь сер­вис кол­лек­тив­но­го финан­си­ро­ва­ния.

Созда­тель и идео­лог ресур­са Planeta.ru Макс Лак­мус в интер­вью Теп­ли­це соци­аль­ных тех­но­ло­гий рас­ска­зал о новой фило­со­фии суще­ство­ва­ния в Сети и защи­те автор­ских прав.

Бесе­до­вал Евге­ний Воро­пай

Е.В.: Вы зани­ма­е­тесь музы­кой, как воз­ник­ла идея создать что-то в Сети?

М.Л.: Да я дав­но зани­ма­юсь музы­кой, сей­час играю в груп­пе «БИ-2». Я и мои дру­зья-кол­ле­ги дав­но заду­мы­ва­лись об эффек­тив­ном, инте­рес­ном и про­стом спо­со­бе вза­и­мо­дей­ствия меж­ду музы­кан­та­ми и их ауди­то­ри­ей, о том, как музы­ка попа­дет к слу­ша­те­лю. Так уж сло­жи­лось, что для рас­про­стра­не­ния музы­ки более эффек­тив­но­го спо­со­ба, чем Интер­нет сей­час не най­ти. Поэто­му мы, вни­ма­тель­но рас­смот­рев миро­вые при­ме­ры и опыт, заня­ли неболь­шое про­стран­ство в Сети, назва­ли его «Пла­не­та» и зани­ма­ем­ся его бла­го­устрой­ством, вопло­ща­ем идеи. Одна из наших глав­ных идей заклю­ча­ет­ся в том, что­бы на «Пла­не­те» было так же инте­рес­но, как и в жиз­ни, а может, даже инте­рес­нее, бла­го мы живем во вре­ме­на бур­но­го тех­ни­че­ско­го про­грес­са, когда ком­пью­те­ры и дру­гие гад­же­ты уже пора­бо­ти­ли боль­шую часть насе­ле­ния и это мож­но очень эффек­тив­но исполь­зо­вать.

Е.В.: Опре­де­лить фор­мат Planeta.ru очень слож­но. Это и пло­щад­ка для кра­уд­сор­син­га, кра­уд­фандин­га и соци­аль­ная сеть, блог. Как уда­лось так раз­вить про­ект? 

М.Л.: Мы опре­де­ли­ли для себя, что «Пла­не­та» – это соци­аль­но-сер­вис­ная плат­фор­ма, кото­рая помо­га­ет раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми моне­ти­зи­ро­вать твор­че­ство и автор­ский кон­тент. Что­бы людям было понят­но, чем отли­ча­ем­ся от дру­гих ресур­сов, при запус­ке ресур­са мы нача­ли рас­ска­зы­вать о нашем глав­ном и пер­вом кра­уд­фандин­го­вом сер­ви­се «Акци­о­ни­ро­ва­нии», тем более, эта миро­вая тен­ден­ция как раз достиг­ла рос­сий­ских бере­гов. Как вы уже зна­е­те, кра­уд­фандинг – это кол­лек­тив­ное софи­нан­си­ро­ва­нии про­ек­тов и идей. На кра­уд­фандин­го­вом сер­ви­се мы не оста­но­ви­лись: уже запу­ще­ны онлайн-транс­ля­ции, онлайн про­да­жа биле­тов, ско­ро стар­ту­ет Интер­нет-мага­зин. И все буду­щие сер­ви­сы, кото­рые мы пла­ни­ру­ем запу­стить в бли­жай­ший год, будут полез­ны­ми и будут вза­и­мо­свя­за­ны друг с дру­гом. Про­грам­ми­сты и архи­тек­то­ры «Пла­не­ты» раз­ра­ба­ты­ва­ют и новые сер­ви­сы, и соци­аль­ный базис ресур­са, и дора­ба­ты­ва­ют дизайн. У нас мно­го инте­рес­ных идей. Вооб­ще, для нас «Пла­не­та» – это не про­сто сайт или сер­вис, это новая фило­со­фия суще­ство­ва­ния в Сети, когда люди не толь­ко бол­та­ют в Интер­не­те или ста­вят друг дру­гу «лай­ки», а созда­ют что-то вме­сте, тво­рят, помо­га­ют, изоб­ре­та­ют.

Е.В.: Над «Пла­не­той» рабо­та­ет боль­шая коман­да, как иска­ли спе­ци­а­ли­стов в про­ект?

М.Л.: Коман­да «Пла­не­ты» посто­ян­но рас­тет, как в коли­че­ствен­ном смыс­ле, так и в каче­ствен­ном. Спе­ци­а­ли­стов в про­ект мы под­би­ра­ем на бере­гах Коста-Рики, спон­си­ру­ют это все бас­кет­боль­ные болель­щи­ки Хор­ва­тии, даже не знаю, отку­да они о нас узна­ют, но день­ги шлют регу­ляр­но. А если серьез­но, то слу­чай­ных людей у нас нет. Коман­да очень про­фес­си­о­наль­ная, друж­ная и кре­а­тив­ная.

Е.В.: В то вре­мя, как в Руне­те появ­ля­ют­ся неболь­шие, тема­ти­че­ские пло­щад­ки, вы созда­ли мас­штаб­ный, уни­вер­саль­ный про­ект, поче­му?

М.Л.: Пото­му что мно­го чего нам еще в вир­ту­аль­ной жиз­ни не хва­та­ет, а делать это никто кро­ме нас не соби­ра­ет­ся.

Е.В.: Раз­но­об­ра­зие ини­ци­а­тив гаран­ти­ру­ет про­ек­ту хоро­шую посе­ща­е­мость. Но ауди­то­рия каж­до­го опуб­ли­ко­ван­но­го про­ек­та в отдель­но­сти оста­ет­ся незна­чи­тель­ной. Мож­но ли это изме­нить?

М.Л.: Все мож­но изме­нить. Мы толь­ко нача­ли рас­ска­зы­вать о кол­лек­тив­ном финан­си­ро­ва­нии и уже име­ем несколь­ко успеш­ных про­ек­тов, идея – бес­пре­пят­ствен­но созда­вать что-то новое, уни­каль­ное, сама по себе без­упреч­на, народ охот­но вклю­ча­ет­ся в про­цесс и внут­ри про­ек­тов людей ста­но­вит­ся все боль­ше и боль­ше. Тем более, как вы ска­за­ли, ауди­то­рия зави­сит от про­ек­та. Мы рас­счи­ты­ва­ем на появ­ля­е­ние на «Пла­не­те» гло­баль­ных про­ек­тов с огром­ной ауди­то­ри­ей и рабо­та­ем над этим.

Е.В.: Как рабо­та­ет кра­уд­фандинг для бла­го­тво­ри­тель­ных ини­ци­а­тив извест­но. Слож­нее с музы­кой, филь­ма­ми, кни­га­ми. Такие про­ек­ты тре­бу­ют посто­ян­ных финан­со­вых поступ­ле­ний. Как эта идея реа­ли­зо­ва­на на «Пла­не­те»? 

М.Л.: Кра­уд­фандинг рабо­та­ет оди­на­ко­во хоро­шо и для бла­го­тво­ри­тель­ных, соци­аль­ных, так и для кон­тент­ных про­ек­тов – в этом его пре­иму­ще­ство. Если про­ект инте­ре­сен (даже узко­му кру­гу людей) или заяв­ля­ен­ная идея нахо­дит отклик в серд­цах, то у него есть все шан­сы «сде­лать сбор». Если это музы­каль­ная груп­па, кото­рая выпус­ка­ет хоро­шую музы­ку и у них есть поклон­ни­ки, и ясна цель кра­уд-про­ек­та, поня­тен и адек­ва­тен его бюд­жет и воз­на­граж­де­ния для участ­ни­ков, то груп­пе оста­ет­ся толь­ко рабо­тать с ауди­то­ри­ей, рас­ска­зы­вать о про­ек­те и радо­вать­ся, как быст­ро соби­ра­ет­ся сум­ма на новый аль­бом.

Мы со сво­ей сто­ро­ны посто­ян­но рабо­та­ем над улуч­ше­ни­ем сер­ви­сов ком­му­ни­ка­ции, рас­про­стра­ня­ем инфор­ма­цию о про­ек­тах, сове­ту­ем авто­рам, как луч­ше пред­ста­вить про­ект, как заин­те­ре­со­вать не толь­ко лояль­ную, но и потен­ци­аль­ную ауди­то­рию – какие меры при­ни­мать. Сами учим­ся рас­ска­зы­вать о музы­ке, кино, лите­ра­ту­ре и пра­виль­но пода­вать мате­ри­ал тем, кто в нем заин­те­ре­со­ван или толь­ко что открыл для себя кра­уд­фандинг..

Е.В.: Planeta.ru  рабо­та­ет с интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­стью поль­зо­ва­те­лей. Как защи­ще­ны автор­ские пра­ва опуб­ли­ко­ван­ных  про­ек­тов?

М.Л.: Автор­ские пра­ва на весь кон­тент, создан­ный с помо­щью кра­уд­фандин­га, оста­ет­ся, конеч­но, у авто­ров. Если вы име­е­те вви­ду, не бояз­но ли им выкла­ды­вать идеи – тут каж­дый реша­ет для себя. На мой взгляд, ниче­го страш­но­го в этом нет, осо­бен­но, если это каса­ет­ся твор­че­ства. Вы може­те украсть у меня идею созда­ния «Пла­не­ты», но вам еще при­дет­ся ее создать, а это не так-то про­сто. Зако­ны у нас в стране силь­но отста­ют от тех­ни­че­ско­го про­грес­са, но и не в зако­нах боль­ше про­бле­ма, а в мен­та­ли­те­те и сла­бой инфор­ми­ро­ван­но­сти ауди­то­рии. В свое вре­мя безум­ные изда­те­ли так «про­ка­ча­ли» созда­те­лей, что­бы те защи­ща­ли свои автор­ские пра­ва, стоя насмерть, и сти­ра­ли ото­всю­ду свою «интел­лек­ту­аль­ную соб­ствен­ность», забы­вая, что Интер­нет – это самый эффек­тив­ный инстру­мент для про­мо, рас­про­стра­не­ния и настрой­ки биз­нес-про­цес­сов. При­ве­ду при­мер. Груп­па «Би-2» созна­тель­но выло­жи­ла все тре­ки с аль­бо­ма Spirit (кото­рый мы выпу­сти­ли бла­го­да­ря нашим поклон­ни­кам, собрав боль­ше 1 255 000 руб­лей) в Интер­нет, и тем самым сде­ла­ли хоро­шее про­мо для пла­стин­ки. Как итог, Spirit – самый про­да­ва­е­мый аль­бом 2012 года, как в циф­ро­вом виде (он до сих пор отлич­но про­да­ет­ся на «Пла­не­те» в виде пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­но­го кра­си­во­го при­ло­же­ния), так и на физи­че­ских носи­те­лях. Кста­ти, раз уж зашла речь о пра­вах, модель кра­уд­фандин­га, по сути, пред­за­ка­за – хоро­ший спо­соб борь­бы с пират­ством: украсть еще не создан­ный кон­тент или про­дукт весь­ма про­бле­ма­тич­но. И полу­ча­ют конеч­ный резуль­тат те, кто за него запла­тил.

Е.В.: Боль­шин­ство музы­каль­ных, видео, лите­ра­тур­ных ини­ци­а­тив на «Пла­не­те» – аль­тер­на­тив­ные. Поче­му, будучи не очень вос­тре­бо­ван­ны­ми в offline, они ста­но­вят­ся попу­ляр­ны­ми в Сети? 

М.Л.: У нас очень раз­ные про­ек­ты. И поэто­му отве­чу несколь­ко обоб­щен­но: это ско­рее неор­ди­нар­ные, инте­рес­ные про­ек­ты, инте­рес­ные, в первую оче­редь, для интер­нет-ауди­то­рии, кото­рая более про­дви­ну­та, кото­рая в мейн­стри­ме, кото­рую не устра­и­ва­ет то, что им пред­ла­га­ет «теле­я­щик». «Пла­не­та» – для людей, актив­ных, кото­рые гото­вы под­дер­жи­вать что-то сто­я­щее, хотят быть сопри­част­ны­ми чему-то важ­но­му или инте­рес­но­му.

Е.В.: Общее коли­че­ство доно­ров про­ек­та немно­гим пре­вы­ша­ет 3.5 тыся­чи поль­зо­ва­те­лей.  Если посмот­реть общую посе­ща­е­мость сай­та, какой это про­цент от всей ауди­то­рии?

М.Л.: На сего­дняш­ний день при­мер­но каж­дый девя­тый-деся­тый чело­век ста­но­вит­ся «акци­о­не­ром», хотя осо­бо актив­ные «пла­не­тяне» поку­па­ют по несколь­ко «акций» в раз­ных про­ек­тах или даже в одном. Пока слож­но гово­рить о какой-то реле­вант­ной ста­ти­сти­ке.

Е.В.: Planeta.ru задей­ство­ва­ла если не все, то мно­гие спо­со­бы рабо­ты с ауди­то­ри­ей, день­га­ми, кон­тен­том. Что даль­ше?

М.Л.: «Пла­не­та» задей­ство­ва­ла дале­ко не весь арсе­нал для эффек­тив­ной рабо­ты с ауди­то­ри­ей. Даль­ше будет инте­рес­нее, мы будем сти­му­ли­ро­вать поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та на инте­рес­ные сов­мест­ные про­ек­ты, будем делать сер­ви­сы спо­соб­ству­ю­щие созда­нию интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти более гиб­ки­ми, понят­ны­ми и лег­ко­управ­ля­е­мы­ми. Цен­тром будет соци­аль­ная сеть «Пла­не­ты», а сер­ви­сы будут спут­ни­ка­ми, вза­и­мо­дей­ству­ю­щи­ми меж­ду собой и со все­ми суще­ству­ю­щи­ми систе­ма­ми ком­му­ни­ка­ций. Так что, при­со­еди­няй­тесь!

Проекты planeta.ru
Акци­о­ни­ро­ва­ние

Акционирование
Про­ек­ты planeta.ru