«Народный Контроль» – Правительство Татарстана пригласило к диалогу своих граждан

Фрагмент интерфейса сайта Народный Контроль
Фрагмент интерфейса сайта Народный Контроль
В этом году в рес­пуб­ли­ке Татар­стан стар­то­вал про­ект «Народ­ный Кон­троль», пред­став­ля­ю­щий собой граж­дан­скую плат­фор­му для обсуж­де­ния и реше­ния про­блем обще­ствен­но­го харак­те­ра. Каза­лось бы, сер­вис не силь­но отли­ча­ет­ся от сво­их ана­ло­гов, если не при­ни­мать во вни­ма­ние один факт – плат­фор­ма была созда­на по ини­ци­а­ти­ве само­го пра­ви­тель­ства, и все руко­вод­ство про­ек­та осу­ществ­ля­ют упол­но­мо­чен­ные орга­ны.

Пер­во­го июня 2012 года пре­зи­дент Татар­ста­на под­пи­сал указ, в кото­ром под­дер­жал пред­ло­же­ние Каби­не­та Мини­стров Рес­пуб­ли­ки о созда­нии госу­дар­ствен­ной инфор­ма­ци­он­ной систе­мы, при­зван­ной обес­пе­чить меха­низм обрат­ной свя­зи с граж­да­на­ми для мони­то­рин­га акту­аль­ных про­блем насе­ле­ния. Уже в пер­вые пять меся­цев с момен­та откры­тия пор­та­ла на нем было раз­ме­ще­но 3000 заявок, под­дер­жан­ных 47 880 поль­зо­ва­те­ля­ми.

Попу­ляр­ность «Народ­но­го Кон­тро­ля» име­ет под собой важ­ную пред­по­сыл­ку тех­ни­че­ско­го харак­те­ра: более 60 про­цен­тов домо­хо­зяйств в рес­пуб­ли­ке име­ют доступ в Интер­нет. В сто­ли­це этот пока­за­тель суще­ствен­но выше и состав­ля­ет 80 про­цен­тов. Таким обра­зом, граж­дане уже были гото­вы вза­и­мо­дей­ство­вать с вла­стью в новом фор­ма­те. Вопрос в том, гото­вы ли была сама власть к тако­му интен­сив­но­му сотруд­ни­че­ству.

Народ­ный кон­троль – это пер­вый шаг в созда­нии ново­го про­ек­та Откры­тый Татар­стан. Это инстру­мент кра­уд­сор­син­га, кото­рый при долж­ной рабо­те поз­во­лит адрес­но повы­сить каче­ство жиз­ни граж­дан, а зна­чит, их дове­рие, лояль­ность к вла­сти.

Роман Шай­хут­ди­нов, министр инфор­ма­ти­за­ции и свя­зи Татар­ста­на
Народ­ный Кон­троль

Что­бы оста­вить свою заяв­ку, поль­зо­ва­те­лю необ­хо­ди­мо заре­ги­стри­ро­вать­ся, ука­зав при этом свой номер теле­фо­на для полу­че­ния кода акти­ва­ции. Остав­ляя сооб­ще­ние, ему нуж­но уло­жить­ся в 260 зна­ков, при­кре­пить фото­гра­фию и ука­зать место на кар­те. Заяв­ка посту­па­ет в кон­такт-центр, где про­ве­ря­ют пра­виль­ность ее оформ­ле­ния и нали­чие ненор­ма­тив­ной лек­си­ки. Не допус­ка­ют­ся те сооб­ще­ния, в кото­рых поль­зо­ва­тель заяв­ля­ет о сво­ей сугу­бо инди­ви­ду­аль­ной про­бле­ме – все рас­смат­ри­ва­е­мые вопро­сы долж­ны быть обще­ствен­ны­ми. После того, как заяв­ка про­хо­дит пер­во­оче­ред­ный кон­троль, ответ­ствен­ные ведом­ства долж­ны рас­смот­реть ее в тече­ние 10 дней. В слу­чае необ­хо­ди­мо­сти срок может быть про­длен до одно­го меся­ца.

Сидя в каби­не­те, я не могу, допу­стим, знать, что тво­рит­ся на каж­дой доро­ге или на каж­дом кон­крет­ном участ­ке доро­ги. Эта систе­ма поз­во­лит иметь обрат­ную связь, когда мы полу­ча­ем от любо­го жите­ля инфор­ма­цию, что у нас где-то непо­ря­док.

Ленар Сафин, министр транс­пор­та и дорож­но­го хозяй­ства Татар­ста­на
Народ­ный Кон­троль

Если вла­сти уже зна­ют о кон­крет­ной про­бле­ме, и рабо­ты по ее устра­не­нию вклю­че­ны в какой-то про­ект, заяв­ке при­сва­и­ва­ет­ся ста­тус “запла­ни­ро­ва­но”. Когда орга­ни­за­ции и упол­но­мо­чен­ные орга­ны берут­ся за реше­ние про­бле­мы, заяв­ка при­об­ре­та­ют ста­тус “в рабо­те”. Испол­ни­те­ли отпи­сы­ва­ют­ся о ста­ди­ях про­ве­де­ния работ, в неко­то­рых слу­ча­ях при­креп­ля­ют фото­ма­те­ри­ал, под­твер­жда­ю­щий их успеш­ное окон­ча­ние. Поль­зо­ва­те­ли голо­су­ют за уве­дом­ле­ния, что­бы выявить из них наи­бо­лее акту­аль­ные, тре­бу­ю­щие ско­рей­ше­го реше­ния. Заяв­ка может полу­чить моти­ви­ро­ван­ный отказ. Такое реше­ние вла­стей свя­за­но, как пра­ви­ло, с недо­стат­ком финан­со­вых средств, выде­лен­ных на дан­ный отчет­ный пери­од.

Сре­ди досто­инств сай­та мож­но отме­тить, преж­де все­го, его струк­ту­ри­ро­ван­ность и про­зрач­ность. Все заяв­ки раз­би­ты на кон­крет­ные кате­го­рии, циф­ры нагляд­но иллю­стри­ру­ют ста­ти­сти­ку. Кро­ме того, поль­зо­ва­те­ли могут откры­то наблю­дать за дей­стви­я­ми вла­стей, как они пере­на­прав­ля­ют заяв­ки друг дру­гу, моти­ви­ру­ют отка­зы или обе­ща­ют про­ве­сти рабо­ты в неопре­де­лен­ном буду­щем. Порой, прав­да, этим их дей­ствия и огра­ни­чи­ва­ют­ся, мно­гие про­бле­мы так и оста­ют­ся нере­шен­ны­ми, и води­те­ли машин про­дол­жа­ют гнуть дис­ки в глу­бо­ких ямах и пла­вать вре­мя от вре­ме­ни в без­дон­ных лужах.

Нель­зя не отме­тить той осно­ва­тель­но­сти, с кото­рой созда­те­ли подо­шли к раз­ра­бот­ке пор­та­ла. На сай­те реша­ют­ся про­бле­мы само­го раз­но­го харак­те­ра: это не толь­ко раз­би­тые доро­ги и раз­ва­ли­ва­ю­щи­е­ся зда­ния, в спис­ке кате­го­рий встре­ча­ют­ся такие пози­ции, как сель­ское хозяй­ство, пред­при­ни­ма­тель­ство, тор­гов­ля, дет­ские сады и мно­гие дру­гие. Заявок по этим вопро­сам зна­чи­тель­но мень­ше, и непо­нят­но, как ситу­а­ция будет раз­ви­вать­ся в даль­ней­шем. Но самое глав­ное, что про­цесс пошел. И кноп­ку запус­ка нажа­ло само пра­ви­тель­ство, кото­рое не испу­га­лось сво­их обя­зан­но­стей и при­гла­си­ло граж­дан к кон­струк­тив­но­му диа­ло­гу. Это поис­ти­не зна­ме­на­тель­ное собы­тие.

Фрагмент интерфейса сайта Народный Контроль
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Народ­ный Кон­троль

Фрагмент интерфейса сайта Народный Контроль
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Народ­ный Кон­троль

Фрагмент интерфейса сайта Народный Контроль
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Народ­ный Кон­троль

Фрагмент интерфейса сайта Народный Контроль
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Народ­ный Кон­троль