«Народный Контроль» – Правительство Татарстана пригласило к диалогу своих граждан

Фрагмент интерфейса сайта Народный Контроль
Фрагмент интерфейса сайта Народный Контроль
В этом году в республике Татарстан стартовал проект «Народный Контроль», представляющий собой гражданскую платформу для обсуждения и решения проблем общественного характера. Казалось бы, сервис не сильно отличается от своих аналогов, если не принимать во внимание один факт – платформа была создана по инициативе самого правительства, и все руководство проекта осуществляют уполномоченные органы.

Первого июня 2012 года президент Татарстана подписал указ, в котором поддержал предложение Кабинета Министров Республики о создании государственной информационной системы, призванной обеспечить механизм обратной связи с гражданами для мониторинга актуальных проблем населения. Уже в первые пять месяцев с момента открытия портала на нем было размещено 3000 заявок, поддержанных 47 880 пользователями.

Популярность «Народного Контроля» имеет под собой важную предпосылку технического характера: более 60 процентов домохозяйств в республике имеют доступ в Интернет. В столице этот показатель существенно выше и составляет 80 процентов. Таким образом, граждане уже были готовы взаимодействовать с властью в новом формате. Вопрос в том, готовы ли была сама власть к такому интенсивному сотрудничеству.

Народный контроль – это первый шаг в создании нового проекта Открытый Татарстан. Это инструмент краудсорсинга, который при должной работе позволит адресно повысить качество жизни граждан, а значит, их доверие, лояльность к власти.

Роман Шайхутдинов, министр информатизации и связи Татарстана
Народный Контроль

Чтобы оставить свою заявку, пользователю необходимо зарегистрироваться, указав при этом свой номер телефона для получения кода активации. Оставляя сообщение, ему нужно уложиться в 260 знаков, прикрепить фотографию и указать место на карте. Заявка поступает в контакт-центр, где проверяют правильность ее оформления и наличие ненормативной лексики. Не допускаются те сообщения, в которых пользователь заявляет о своей сугубо индивидуальной проблеме – все рассматриваемые вопросы должны быть общественными. После того, как заявка проходит первоочередный контроль, ответственные ведомства должны рассмотреть ее в течение 10 дней. В случае необходимости срок может быть продлен до одного месяца.

Сидя в кабинете, я не могу, допустим, знать, что творится на каждой дороге или на каждом конкретном участке дороги. Эта система позволит иметь обратную связь, когда мы получаем от любого жителя информацию, что у нас где-то непорядок.

Ленар Сафин, министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана
Народный Контроль

Если власти уже знают о конкретной проблеме, и работы по ее устранению включены в какой-то проект, заявке присваивается статус “запланировано”. Когда организации и уполномоченные органы берутся за решение проблемы, заявка приобретают статус “в работе”. Исполнители отписываются о стадиях проведения работ, в некоторых случаях прикрепляют фотоматериал, подтверждающий их успешное окончание. Пользователи голосуют за уведомления, чтобы выявить из них наиболее актуальные, требующие скорейшего решения. Заявка может получить мотивированный отказ. Такое решение властей связано, как правило, с недостатком финансовых средств, выделенных на данный отчетный период.

Среди достоинств сайта можно отметить, прежде всего, его структурированность и прозрачность. Все заявки разбиты на конкретные категории, цифры наглядно иллюстрируют статистику. Кроме того, пользователи могут открыто наблюдать за действиями властей, как они перенаправляют заявки друг другу, мотивируют отказы или обещают провести работы в неопределенном будущем. Порой, правда, этим их действия и ограничиваются, многие проблемы так и остаются нерешенными, и водители машин продолжают гнуть диски в глубоких ямах и плавать время от времени в бездонных лужах.

Нельзя не отметить той основательности, с которой создатели подошли к разработке портала. На сайте решаются проблемы самого разного характера: это не только разбитые дороги и разваливающиеся здания, в списке категорий встречаются такие позиции, как сельское хозяйство, предпринимательство, торговля, детские сады и многие другие. Заявок по этим вопросам значительно меньше, и непонятно, как ситуация будет развиваться в дальнейшем. Но самое главное, что процесс пошел. И кнопку запуска нажало само правительство, которое не испугалось своих обязанностей и пригласило граждан к конструктивному диалогу. Это поистине знаменательное событие.

Фрагмент интерфейса сайта Народный Контроль
Фрагмент интерфейса сайта Народный Контроль

Фрагмент интерфейса сайта Народный Контроль
Фрагмент интерфейса сайта Народный Контроль

Фрагмент интерфейса сайта Народный Контроль
Фрагмент интерфейса сайта Народный Контроль

Фрагмент интерфейса сайта Народный Контроль
Фрагмент интерфейса сайта Народный Контроль