QR-коды. Очевидные и неочевидные варианты использования

Обзор от it-волонтёра Александра Гусева Изображение: unsplash.com

Сколько вариантов сборки кубика Рубика вы знаете? А сколько используете? И теперь то же самое, только касаемо QR-кодов. Да, в них можно что-то закодировать и потом где-то использовать. Но часто ли мы это делаем? Для каких целей и в каких случаях? Есть повод присмотреться к такому интересному способу передачи информации, как QR-код.

Немного истории

Эти коды родились в Японии и изначально предназначались исключительно для промышленных целей – использовались на производстве для кодирования информации о деталях и быстрого сканирования. Собственно, QR – это quick response, то есть быстрый отклик. В этом сама суть технологии, вся ее прелесть. Информацию несложно закодировать и еще проще считать.

Прошло совсем немного времени, и люди сообразили, что такому классному способу передачи информации есть куда больше вариантов применения, чем просто кодирование деталей на заводе. И пошло-поехало. Неудивительно, что наибольшую популярность коды имеют именно в Японии и в Азии в целом. Короче, в странах, где основной язык состоит из иероглифов. Набирать их на телефоне – занятие так себе, поэтому QR-коды зашли на ура.

Остальной мир коды хоть и принял, но такого же бума использования, как в азиатских странах, пока нет. Будет ли? Посмотрим на варианты использования кодов в современном мире.

Что можно закодировать

Помимо самого очевидного и наиболее популярного варианта – ссылки на сайт, есть и другие, не менее интересные штуки. Итак, список на сегодня такой:

  • ссылка на сайт;
  • текст;
  • отправка электронного письма на заданный адрес. Можно сразу добавить тему и текст, а можно оставить пустыми;
  • звонок на указанный номер телефона;
  • отправка SMS;
  • добавление контакта в адресную книгу. Внутри много дополнительных полей. Идеально для визитки;
  • геопозиция;
  • доступ к Wi-Fi сети (внутри логин и пароль). Хороший вариант для гостевого доступа;
  • событие в календаре.

Вполне внушительный список. На все случаи жизни и для многих ситуаций. Посмотрим на них подробнее.

Вариант 1. Кодирование ссылок

Самый популярный и понятный сценарий использования. Внутрь помещается ссылка на сайт и нужно лишь отсканировать код для перехода. И если для главных страниц сайта такой вариант не особо применим (на мой взгляд), то вот для всех внутренних страниц это суперудобное решение. И чем длиннее ссылка на внутреннюю страницу сайта, тем круче применение QR-кода.

Другой вариант со ссылками это когда вы проводите презентацию. На последнем слайде можно поставить на весь экран код, внутри которого будет ссылка на материалы презентации или на ваш сайт. У участников будет возможность прямо в зале отсканировать код и сразу получить доступ к информации.

Вариант 2. Текст внутри кода

Сам по себе текст и так можно прочесть хоть на сайте, хоть в буклете. Но если места для размещения совсем мало, то код будет хорошим выходом. Добавить внутрь инструкцию, описание чего-либо или другую информацию – и все работает. Зависит от ситуации использования, но вариант вполне применим к жизни.

Вариант 3. Отправка SMS

А вот сейчас идея для НКО. Если на вашем сайте есть возможность пожертвования через SMS, то способ прямо для вас. Внутрь кода ставим короткий номер и текст пожертвования на определенную сумму. Нужно будет всего лишь отсканировать код и отправить сообщение. Вводить что-то самому уже не нужно. Правда, придется создать несколько кодов для разных вариантов сумм, но это уже детали.

Вариант 4. Геопозиция

При организации мероприятий, когда адрес может быть непонятен/малоизвестен, можно поместить координаты внутрь кода и – вуаля! – останется только отсканировать – и на телефоне откроется приложение карт.

Вариант 5. Событие в календаре

Просто, понятно и действенно. Отсканировал код, и в календаре появилось событие с уведомлением. Минимум действий, максимум пользы. Используем как для офлайновых событий, так для онлайна. А какая разница? И там, и там событие.

Как создавать QR-коды

Сайтов-генераторов кодов хватает, да и мобильных приложений тоже в избытке. Создавать коды удобнее на компьютере, а считывать их на телефоне (очевидно, что так). Среди множества сайтов я использую QRCode Monkey. Он бесплатен, позволяет скачать готовый код без регистрации и с выбором формата – png, svg, pdf или eps. Чаще всего в ходу будут варианты с png и svg. Второй вообще векторный и редактируемый, так что с ним полный простор для дальнейшего применения.

Интерфейс сайта прост и понятен. Сверху строка с вариантами применения, слева раскрывающиеся строки. Там можно добавить контент (адрес сайта или другие данные), поставить свои цвета, добавить логотип и докрутить дизайн кода. В стандартной схеме создания (обычно такую мы и видим везде) будет вот такой код.

Скриншот создания QR-кода
Скриншот создания QR-кода.

Внутри кода ссылка, а сам дизайн – это черно-белый квадрат со знакомыми точками. И вроде бы все хорошо, все работает. Но можно сделать лучше. И для этого не нужно больших усилий или, того круче, знаний программирования. И будет та же самая ссылка внутри на сайт IT-волонтер, но внешний вид совсем другой.

Скриншот создания QR-кода
Скриншот создания QR-кода.

Фирменные цвета, логотип, чуть скругленные углы – и смотрится симпатичнее первого варианта. Точно так же и с вашими кодами – немного доработки и можно выпускать в свет. Их явное преимущество – это визуальное отличие от кодов стандартного дизайна.

Как считывать коды

И в Google Play, и в AppStore есть много приложений. Бесплатных, платных, маленьких и больших. Выбрать приложение – отдельная история, почитайте. Но можно поступить проще. Если на вашем смартфоне есть приложение «ВКонтакте» или Instagram, то там внутри уже есть сканер кодов. Все уже установлено и готово, пользуемся. На скриншоте слева «ВКонтакте», справа Instagram.

Скриншот мобильных приложений и встроенных в них QR-сканеров
Скриншот мобильных приложений и встроенных в них QR-сканеров.

Все работает, коды сканируются, по ссылкам переходят. Большего функционала от них и не нужно. Особой надобности в установке сторонних приложений нет. С другой стороны, если нужно создавать коды прямо на телефоне, то здесь без вариантов – лучше установить приложение.

Как используются коды команды социальных проектов

Для максимальной наглядности примеры, как команды применяют QR-коды в работе.

Пример № 1

Команда некоммерческой организации «Ассоциация замещающих семей Свердловской области» ставит коды на свои плакаты.

Листовки о деятельности Ассоциации замещающих семей Свердловской области
Листовки о деятельности «Ассоциации замещающих семей Свердловской области».

Используем QR-коды, удобный инструмент. Разработали два вида плакатов – один рассчитан на нашу целевую аудиторию, и код с этого плаката отправляет на форму заявки на оказание помощи, размещаем его в органах опеки. Второй плакат – для широкой аудитории потенциальных доноров, отправляет пользователя на нашу страницу в Instagram.

Юлия Аюпова

директор «Ассоциации замещающих семей Свердловской области»

Пример № 2

Команда экологического движения «РазДельный Сбор» создает сразу несколько кодов на одной листовке. Каждая ссылка – отдельное действие. Карта пунктов приема вторсырья, группа «ВКонтакте» или сайт организации. Получается наглядно и удобно для использования на офлайн-мероприятиях.

Листовки экологического движения “РазДельный Сбор”
Листовки экологического движения «РазДельный Сбор».

Мы все чаще используем на мероприятиях технику для демонстрации карты точек приема или инструкций, это очень наглядно. Однако не всегда возможно из-за отсутствия электричества или погодных условий. Тут спасают такие таблички. Им не страшен снег и дождь, шум, толпа и так далее, а главное – их наличие освобождает руки волонтеров, которые параллельно могут заняться другим делом. Смартфон есть почти у каждого, и достаточно оставить человека наедине с новой информацией.

Софья Климова

координатор волонтеров Ассоциации «РазДельный Сбор»

Пример № 3

Команда некоммерческой организации «Мы & Город» из Ростова-на-Дону создала вот такую замечательную листовку. Коды здесь выступают в роли вариантов ответов на вопросы. Тоже классный вариант применения.

Листовка организации  "Мы & Город"
Листовка организации «Мы & Город».

В условиях локдауна, когда проведение массовых мероприятий по пропаганде ответственного отношения к животным стало практически невозможным, нам пришлось импровизировать. Мы сделали листовки, рассказывающие о нашей акции льготной стерилизации кошек, и включили в них опрос об отношении людей к стерилизации домашних животных. В зависимости от ответа на вопрос респонденту предлагалось перейти по тому или иному QR-коду и посмотреть видео о пользе стерилизации, получить дополнительную информацию об акции или просто благодарственную открытку как нашему единомышленнику.

Анастасия Затонская

соучредитель АНО «Мы&Город», Ростов-на-Дону

Что в итоге

QR-коды – это хорошо, использовать можно и нужно. Однако стоит иметь в виду привычки поведения вашей целевой аудитории. Если все эти коды и приложения для них особо не в почете, то пользы будет мало. А если люди с подобными технологиями больше на «ты», чем на «вы», то будет очень даже уместно.

В любом случае, если вы еще не пробовали использовать QR-коды в работе, то вот он, знак! Попробуйте. А потом напишите о впечатлениях.