«Recyclebank» – премия самого успешного эко-проекта современности

Фрагмент интерфейса сайта Recyclebank
Фрагмент интерфейса сайта Recyclebank
«Recyclebank» – реа­ли­за­ция нестан­дарт­ной идеи того, как мож­но сохра­нить эко­ло­гию, полу­чив еще при этом мате­ри­аль­ную выго­ду. В биз­нес-моде­ли про­ек­та выиг­ры­ва­ют все: вла­сти эко­но­мят на пере­ра­бот­ке мусо­ра, жите­ли полу­ча­ют воз­на­граж­де­ния за эко­ло­гич­ный образ жиз­ни, а име­ни­тые спон­со­ры реа­ли­зу­ют соци­аль­ную ответ­ствен­ность. Насто­я­щее эко­но­ми­че­ское чудо. 

Нестан­дарт­ный под­ход к реше­нию три­ви­аль­ных задач может при­ве­сти к весь­ма впе­чат­ля­ю­щим резуль­та­там. Так про­изо­шло в слу­чае с «Recyclebank», удо­сто­ив­шей­ся в 2011 году зва­ния луч­шей орга­ни­за­ции в сфе­ре эко-тех­но­ло­гий по вер­сии «The Wall Street Journal» и заняв­шей 37 место в спис­ке 50 самых инно­ва­ци­он­ных ком­па­ний 2012 соглас­но изда­нию «FastCompany». И это лишь малая часть полу­чен­но­го обще­ствен­но­го при­зна­ния, дока­зы­ва­ю­ще­го все­сто­рон­ний успех про­ек­та – как в ком­мер­че­ском плане, так и с точ­ки зре­ния полез­но­го соци­аль­но эффек­та.

Осно­ва­те­лю ком­па­нии Рону Гоне­ну уда­лось най­ти про­стой путь к чело­ве­че­ской бла­го­де­те­ли и поста­вить ее на ком­мер­че­ские рель­сы. Орга­ни­зо­ван­ная им в 2004 году «Recyclebank» зани­ма­ет­ся мате­ри­аль­ным поощ­ре­ни­ем участ­ни­ков про­ек­та за совер­ша­е­мые ими поло­жи­тель­ные дей­ствия, направ­лен­ные на сохра­не­ние эко­ло­гии, – это и эко­но­мия домаш­не­го элек­три­че­ства, и ути­ли­за­ция мусо­ра, и сокра­ще­ние потреб­ле­ние воды. Все очки, кото­рые поль­зо­ва­те­ли зара­ба­ты­ва­ют за свои быто­вые подви­ги, могут быть кон­вер­ти­ро­ва­ны в купо­ны на скид­ки в мест­ных тор­го­вых точ­ках или обме­не­ны на при­зы. Ком­па­ния сотруд­ни­ча­ет более чем с 3000 локаль­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми и с сот­ней веду­щих наци­о­наль­ных брен­дов, таких как Kashi, Dove, Whole Foods Market The Coca-Cola Company, Nestle.

В газе­те «Philadelphia Inquirer» была ста­тья о том, как город­ская счёт­ная пала­та нашла спо­соб уве­ли­чить про­цент пере­ра­бот­ки мусо­ра на 35% и сэко­но­мить горо­ду $17 млн. в год. Я позво­нил коор­ди­на­то­ру про­грам­мы пере­ра­бот­ки и ска­зал, что могу добить­ся тако­го же про­цен­та, а пла­тить надо будет толь­ко из тех средств, кото­рые высво­бо­дят­ся в резуль­та­те эко­но­мии. Он отве­тил: «Когда Вы смо­же­те при­е­хать?».

Рон Гонен, Осно­ва­тель
Recyclebank

В постро­ен­ной Роном биз­нес струк­ту­ре выиг­ры­ва­ют все: госу­дар­ство эко­но­мит на пере­ра­бот­ке мусо­ра, жите­ли горо­дов полу­ча­ют неболь­шие, но при­ят­ные воз­на­граж­де­ния, а име­ни­тые спон­со­ры реа­ли­зу­ют свою соци­аль­ную ответ­ствен­ность. Один из мно­го­чис­лен­ных при­ме­ров эффек­тив­но­сти такой схе­мы – Гол­ли­вуд, две тре­ти жите­лей кото­ро­го ста­ли участ­ни­ка­ми про­ек­та в пер­вый год его запус­ка, бла­го­да­ря чему город сэко­но­мил 500 000 дол­ла­ров на ути­ли­за­ции мусо­ра.

Нам необ­хо­ди­мо най­ти све­жие реше­ния, как мы можем жить в балан­се с ресур­са­ми, доступ­ны­ми на нашей пла­не­те.

Джо­на­тан Хсу, Дирек­тор
Recyclebank

Каж­дый год ком­па­ния при­вле­ка­ет новые инве­сти­ции, боль­шин­ство кото­рых идет на обо­ру­до­ва­ние дво­ров спе­ци­аль­ны­ми мусор­ны­ми бач­ка­ми, осна­щен­ных RFID чипа­ми. Как толь­ко хозя­ин выбра­сы­ва­ет мусор в бак, чип опре­де­ля­ет вес отхо­дов, кото­рый пере­во­дит­ся в бал­лы. Со вре­ме­нем, созда­те­ли попол­ни­ли спи­сок бла­гих дел, и теперь каж­дый участ­ник про­ек­та может зара­ба­ты­вать на эко­но­мии элек­три­че­ства, отве­чать на тесто­вые вопро­сы по теме эко­ло­ги­че­ски чистых про­дук­тов или полу­чать бал­лы за при­гла­шен­ных в про­ект дру­зей. Одна­ко общая сум­ма таких дохо­дов домо­хо­зяй­ства не может пре­вы­шать 400 дол­ла­ров в год.

Не так дав­но Рон Гонен пере­дал свои пол­но­мо­чия Джо­на­та­ну Хсу, быв­ше­му руко­во­ди­те­лю фир­мы «24/7 Real Media», зани­ма­ю­щей­ся про­да­жей рекла­мы в интер­не­те. Хсу поста­вил перед ком­па­ни­ей новые мас­штаб­ные зада­чи – при­влечь к уча­стию в про­ек­те 20 мил­ли­о­нов жите­лей Север­ной Аме­ри­ки, рас­ши­рить штаб сотруд­ни­ков и нала­дить новые парт­нер­ские отно­ше­ния. Так, во вре­мя Олим­пи­а­ды в Лон­доне жите­ли и гости сто­ли­цы зара­ба­ты­ва­ли свои балы тем, что отка­зы­ва­лись от сво­их авто­мо­би­лей и путе­ше­ство­ва­ли пеш­ком, на вело­си­пе­де или авто­бу­сом. Такие меро­при­я­тия инте­рес­ны как госу­дар­ству, так и транс­порт­ным ком­па­ни­ям. Недав­но «Recyclebank» полу­чил 20 мил­ли­о­нов инве­сти­ций от «Waste Management», круп­ней­шей в США ком­па­нии, зани­ма­ю­щей­ся пере­ра­бот­кой мусо­ра.

Цель ком­па­нии – стать луч­шим эко-брен­дом в мире. Мы долж­ны вести дея­тель­ность повсе­мест­но на тер­ри­то­рии США и Вели­ко­бри­та­нии и посто­ян­но рас­смат­ри­вать воз­мож­но­сти меж­ду­на­род­ной экс­пан­сии.

Джо­на­тан Хсу, Дирек­тор
Recyclebank

Подоб­ные моде­ли биз­не­са, спо­соб­ные при­но­сить обще­ствен­ную поль­зу и гене­ри­ро­вать при этом при­быль, весь­ма свое­об­раз­ны и тре­бу­ют соблю­де­ния мно­гих усло­вий. В слу­чае с «Recyclebank», все сошлось: были полу­че­ны инве­сти­ции и госу­дар­ствен­ная под­держ­ка, жите­ли при­ня­ли актив­ное уча­стие. Одна­ко для боль­шин­ства реги­о­нов харак­тер­на диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ная ситу­а­ция, при кото­рой вла­сти не име­ют даже пла­нов по раз­ра­бот­ке про­грамм ути­ли­за­ции отхо­дов, а потен­ци­аль­ные спон­со­ры и инве­сто­ры не риску­ют день­га­ми, скеп­ти­че­ски оце­ни­вая подоб­ные обще­ствен­но полез­ные ини­ци­а­ти­вы.

Фрагмент интерфейса сайта Recyclebank
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Recyclebank

Фрагмент интерфейса сайта Recyclebank
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Recyclebank

Фрагмент интерфейса сайта Recyclebank
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Recyclebank