Центры развития робототехники в Нижнем Новгороде

IV региональный фестиваль «РобоФест-НН», организатор - Поволжский центр аэрокосмического образования. Фото: Татьяна Паутова
IV региональный фестиваль «РобоФест-НН», организатор - Поволжский центр аэрокосмического образования. Фото: Татьяна Паутова

С 2012 года в ниже­го­род­ской обла­сти раз­ви­ти­ем робо­то­тех­ни­ки зани­ма­ет­ся пять ресурс­ных цен­тров. Они про­во­дят город­ские и област­ные сорев­но­ва­ния и кон­кур­сы. О том, как раз­ви­ва­ет­ся дви­же­ние люби­те­лей робо­то­тех­ни­ки и где мож­но научить­ся созда­вать пер­вых робо­тов, узна­ла Татья­на Пау­то­ва, коор­ди­на­тор Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий в Ниж­нем Нов­го­ро­де.

В Нижнем Новгороде робототехникой занимаются учреждения дополнительного образования и высшего профессионального:

Для коор­ди­на­ции рабо­ты всех цен­тров был создан Инфор­ма­ци­он­ный пор­тал по робо­то­тех­ни­ке.

Где в Нижнем Новгороде обучают робототехнике? Теплица собрала подборку всех учреждений, где занимаются роботами. Фото: Татьяна Паутова.
Где в Ниж­нем Нов­го­ро­де обу­ча­ют робо­то­тех­ни­ке? Теп­ли­ца собра­ла под­бор­ку всех учре­жде­ний, где зани­ма­ют­ся робо­та­ми. Фото: Татья­на Пау­то­ва.

История развития клубов робототехники в Нижнем Новгороде

В Ниж­нем Нов­го­ро­де пер­вые круж­ки робо­то­тех­ни­ки появи­лись в 2008 году, а с 2012 года начал­ся рост коли­че­ства круж­ков в рай­о­нах Ниже­го­род­ской обла­сти. Если в 2012 году дети мог­ли зани­мать­ся робо­та­ми толь­ко в 4 рай­о­нах, то сей­час к робо­то­тех­ни­че­ско­му дви­же­нию под­клю­чи­лось более 20 рай­о­нов обла­сти. Силь­ные коман­ды сло­жи­лись в Новин­ской шко­ле (Бого­род­ский рай­он), в Ксто­во (лицей № 7 и Дет­ско-юно­ше­ский центр «Интел­лект»), в Ваче, Вык­се, Куле­ба­ках и Саро­ве.

За послед­ний год через област­ные меро­при­я­тия по робо­то­тех­ни­ке, орга­ни­зо­ван­ные Цен­тром, про­шло более 1200 чело­век.

Уча­стие в сорев­но­ва­ни­ях раз­ви­ва­ет навык реше­ния задач. На серьез­ных сорев­но­ва­ни­ях зада­чу ста­вят непо­сред­ствен­но перед самым нача­лом, и дети долж­ны уметь быст­ро сори­ен­ти­ро­вать­ся.

Еще по теме: Глав­ные тех­но­ло­ги­че­ские про­бле­мы буду­ще­го: води­тель бес­пи­лот­ни­ка, без­ра­бо­ти­ца и избы­ток

Напри­мер, на базе Ниже­го­род­ской Сель­ско­хо­зяй­ствен­ной ака­де­мии был про­ве­ден кон­курс «Вре­мя, впе­ред!», где дети пред­став­ля­ли свои твор­че­ские про­ек­ты в агро­про­мыш­лен­ной сфе­ре. Это были раз­лич­ные робо­то­тех­ни­че­ские устрой­ства, поз­во­ля­ю­щие авто­ма­ти­зи­ро­вать раз­лич­ные опе­ра­ции: посев, сбор уро­жая, его сор­ти­ров­ку и упа­ков­ку. На «Робо­Фе­сте-2017» сра­зу 14 ниже­го­род­ских команд ста­ли побе­ди­те­ля­ми и при­зе­ра­ми в номи­на­ци­ях «За самый инно­ва­ци­он­ный под­ход», «За слож­ность в оформ­ле­нии» и дру­гих.

Конкурс «Добро пожаловать в будущее!», организованный Центром развития творчества детей и юношества Нижегородской области прошел в январе 2017 года на базе Нижегородской Сельскохозяйственной академии. Фото: Татьяна Паутова
Кон­курс «Доб­ро пожа­ло­вать в буду­щее!», орга­ни­зо­ван­ный Цен­тром раз­ви­тия твор­че­ства детей и юно­ше­ства Ниже­го­род­ской обла­сти про­шел в янва­ре 2017 года на базе Ниже­го­род­ской Сель­ско­хо­зяй­ствен­ной ака­де­мии. Фото: Татья­на Пау­то­ва.

О процессе обучения

Зани­мать­ся робо­то­тех­ни­кой дети начи­на­ют с началь­ных клас­сов. Для детей раз­ра­бо­та­ны спе­ци­аль­ные гра­фи­че­ские язы­ки про­грам­ми­ро­ва­ния, напри­мер, Ardublock для ARDUINO и WeDo 2.0. для Lego.

Обу­че­ние робо­то­тех­ни­ке помо­га­ет детям осво­ить навы­ки про­грам­ми­ро­ва­ния и опре­де­лить­ся с буду­щей про­фес­си­ей. Сво­им уче­ни­кам педа­го­ги Цен­тра рас­ска­зы­ва­ют про Атлас новых про­фес­сий. По про­гно­зам к 2025 году появят­ся новые про­фес­сии, и в почти поло­вине про­фес­сий будут тре­бо­вать­ся осно­вы про­грам­ми­ро­ва­ния и 3D-моде­ли­ро­ва­ния.

«Сей­час мы ста­ра­ем­ся ухо­дить от стан­дарт­ных набо­ров Lego, пере­хо­дим на меха­ни­ку – ARDUINO Uno и дру­гие плат­фор­мы, где боль­ше воз­мож­но­стей, боль­ше вари­а­ций. Конеч­но, они послож­нее для детей: там при­хо­дит­ся и паять, и соби­рать робо­тов из дета­лей, а не из гото­вых бло­ков. Дети учат­ся про­грам­ми­ро­вать на более слож­ных язы­ках. Но если педа­гог заин­те­ре­со­ван, что­бы уро­вень детей рос, логич­но пере­хо­дить на ARDUINO, тем более что и совре­мен­ные стан­ки ЧПУ, и 3D-прин­те­ры созда­ют­ся на этой плат­фор­ме». Ели­за­ве­та Саха­ро­ва, педа­гог-орга­ни­за­тор «Цен­тра раз­ви­тия твор­че­ства детей и юно­ше­ства Ниже­го­род­ской обла­сти»

Робо­то­тех­ни­ка — доро­го­сто­я­щее заня­тие, ком­плект Lego Mindstorm сто­ит поряд­ка 25 тысяч руб­лей. В бюд­жет­ных обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ни­ях рабо­та­ют круж­ки бес­плат­ные для детей, и набо­ры поку­па­ют­ся за госу­дар­ствен­ный счет. Если роди­те­ли видят резуль­та­ты, они могут захо­теть купить сво­е­му ребен­ку лич­ный набор.

«Даже став сту­ден­та­ми, мно­гие про­дол­жа­ют зани­мать­ся робо­та­ми. Напри­мер, сей­час уже на тре­тьем кур­се учат­ся ребя­та, кото­рые когда-то нача­ли зани­мать­ся со мной робо­то­тех­ни­кой еще в Цен­тре ода­рен­ных детей. В стар­ших клас­сах они выиг­ры­ва­ли кубок горо­да, потом посту­пи­ли в уни­вер­си­тет, и теперь зани­ма­ют­ся фут­бо­лом робо­тов, при­чем их коман­да в вось­мер­ке луч­ших по Рос­сии». Бори­сов Нико­лай Ана­то­лье­вич, доцент кафед­ры про­грамм­ной инже­не­рии Инсти­ту­та инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий мате­ма­ти­ки и меха­ни­ки ННГУ, руко­во­ди­тель лабо­ра­то­рии робо­то­тех­ни­ки.

Бес­плат­ные круж­ки по робо­то­тех­ни­ке в Ниж­нем Нов­го­ро­де рабо­та­ют при Цен­тре раз­ви­тия твор­че­ства детей и юно­ше­ства Ниже­го­род­ской обла­сти, Двор­це дет­ско­го твор­че­ства им. Чка­ло­ва и Цен­тре тех­ни­че­ско­го твор­че­ства и ран­ней профори­ен­та­ции-Поволж­ский центр аэро­кос­ми­че­ско­го обра­зо­ва­ния. Так­же пре­по­да­ва­те­ли Инсти­ту­та инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий мате­ма­ти­ки и меха­ни­ки ННГУ ведут робо­то­тех­ни­ку в несколь­ких шко­лах уни­вер­си­тет­ско­го кла­сте­ра.

Кро­ме бес­плат­ных круж­ков, в Ниж­нем Нов­го­ро­де есть и мно­го плат­ных сту­дий, обу­ча­ю­щих робо­то­тех­ни­ке. Это, напри­мер:

Другие полезные ресурсы по теме: