Центры развития робототехники в Нижнем Новгороде

С 2012 года в нижегородской области развитием робототехники занимается пять ресурсных центров, которые находятся в постоянном контакте и сотрудничестве, они проводят городские и областные соревнования и конкурсы. О том, как развивается движение любителей робототехники и где можно научиться создавать первых…
Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

С 2012 года в нижегородской области развитием робототехники занимается пять ресурсных центров. Они проводят городские и областные соревнования и конкурсы. О том, как развивается движение любителей робототехники и где можно научиться создавать первых роботов, узнала Татьяна Паутова, координатор Теплицы социальных технологий в Нижнем Новгороде.

В Нижнем Новгороде робототехникой занимаются учреждения дополнительного образования и высшего профессионального:

Для координации работы всех центров был создан Информационный портал по робототехнике.

Где в Нижнем Новгороде обучают робототехнике? Теплица собрала подборку всех учреждений, где занимаются роботами. Фото: Татьяна Паутова.
Где в Нижнем Новгороде обучают робототехнике? Теплица собрала подборку всех учреждений, где занимаются роботами. Фото: Татьяна Паутова.

История развития клубов робототехники в Нижнем Новгороде

В Нижнем Новгороде первые кружки робототехники появились в 2008 году, а с 2012 года начался рост количества кружков в районах Нижегородской области. Если в 2012 году дети могли заниматься роботами только в 4 районах, то сейчас к робототехническому движению подключилось более 20 районов области. Сильные команды сложились в Новинской школе (Богородский район), в Кстово (лицей № 7 и Детско-юношеский центр «Интеллект»), в Ваче, Выксе, Кулебаках и Сарове.

За последний год через областные мероприятия по робототехнике, организованные Центром, прошло более 1200 человек.

Участие в соревнованиях развивает навык решения задач. На серьезных соревнованиях задачу ставят непосредственно перед самым началом, и дети должны уметь быстро сориентироваться.

Еще по теме: Главные технологические проблемы будущего: водитель беспилотника, безработица и избыток

Например, на базе Нижегородской Сельскохозяйственной академии был проведен конкурс «Время, вперед!», где дети представляли свои творческие проекты в агропромышленной сфере. Это были различные робототехнические устройства, позволяющие автоматизировать различные операции: посев, сбор урожая, его сортировку и упаковку. На «РобоФесте-2017» сразу 14 нижегородских команд стали победителями и призерами в номинациях «За самый инновационный подход», «За сложность в оформлении» и других.

 

Конкурс «Добро пожаловать в будущее!», организованный Центром развития творчества детей и юношества Нижегородской области прошел в январе 2017 года на базе Нижегородской Сельскохозяйственной академии. Фото: Татьяна Паутова
Конкурс «Добро пожаловать в будущее!», организованный Центром развития творчества детей и юношества Нижегородской области прошел в январе 2017 года на базе Нижегородской Сельскохозяйственной академии. Фото: Татьяна Паутова.

О процессе обучения

Заниматься робототехникой дети начинают с начальных классов. Для детей разработаны специальные графические языки программирования, например, Ardublock для ARDUINO и WeDo 2.0. для Lego.

Обучение робототехнике помогает детям освоить навыки программирования и определиться с будущей профессией. Своим ученикам педагоги Центра рассказывают про Атлас новых профессий. По прогнозам к 2025 году появятся новые профессии, и в почти половине профессий будут требоваться основы программирования и 3D-моделирования.

«Сейчас мы стараемся уходить от стандартных наборов Lego, переходим на механику – ARDUINO Uno и другие платформы, где больше возможностей, больше вариаций. Конечно, они посложнее для детей: там приходится и паять, и собирать роботов из деталей, а не из готовых блоков. Дети учатся программировать на более сложных языках. Но если педагог заинтересован, чтобы уровень детей рос, логично переходить на ARDUINO, тем более что и современные станки ЧПУ, и 3D-принтеры создаются на этой платформе». Елизавета Сахарова, педагог-организатор «Центра развития творчества детей и юношества Нижегородской области»

Робототехника — дорогостоящее занятие, комплект Lego Mindstorm стоит порядка 25 тысяч рублей. В бюджетных образовательных учреждениях работают кружки бесплатные для детей, и наборы покупаются за государственный счет. Если родители видят результаты, они могут захотеть купить своему ребенку личный набор.

«Даже став студентами, многие продолжают заниматься роботами. Например, сейчас уже на третьем курсе учатся ребята, которые когда-то начали заниматься со мной робототехникой еще в Центре одаренных детей. В старших классах они выигрывали кубок города, потом поступили в университет, и теперь занимаются футболом роботов, причем их команда в восьмерке лучших по России». Борисов Николай Анатольевич, доцент кафедры программной инженерии Института информационных технологий математики и механики ННГУ, руководитель лаборатории робототехники.

Бесплатные кружки по робототехнике в Нижнем Новгороде работают при Центре развития творчества детей и юношества Нижегородской области, Дворце детского творчества им. Чкалова и Центре технического творчества и ранней профориентации-Поволжский центр аэрокосмического образования. Также преподаватели Института информационных технологий математики и механики ННГУ ведут робототехнику в нескольких школах университетского кластера.

Кроме бесплатных кружков, в Нижнем Новгороде есть и много платных студий, обучающих робототехнике. Это, например:

Другие полезные ресурсы по теме: