«РосЖКХ» – заставьте коммунальщиков работать

Логотип РосЖКХ
Логотип РосЖКХ
В интер­вью Теп­ли­це соци­аль­ных тех­но­ло­гий коор­ди­на­тор «РосЖКХ» Дмит­рий Леве­нец рас­ска­зал о новом про­ек­те Фон­да борь­бы с кор­руп­ци­ей Алек­сея Наваль­но­го, его функ­ци­о­на­ле и пре­иму­ще­ствах над дру­ги­ми сер­ви­са­ми.

Беседовал Евгений Воропай 

Е.В.: Груп­па «Рос-про­ек­тов» посто­ян­но рас­тет. Поче­му сле­ду­ю­щим на оче­ре­ди стал про­ект, посвя­щен­ный про­бле­мам ЖКХ?

Д.Л.: Алек­сей Наваль­ный дав­но хотел создать подоб­ный про­ект, но воз­мож­ным это ста­ло толь­ко сей­час. «РосЖКХ» несколь­ко отли­ча­ет­ся от дру­гих про­ек­тов Фон­да борь­бы с кор­руп­ци­ей. Он более совер­ше­нен функ­ци­о­наль­но. Если «РосЯ­ма» – это сер­вис по рас­сыл­ке заяв­ле­ний, а «Рос­Пил» – рас­сле­до­ва­ния юри­стов, рабо­та­ю­щих в Фон­де, то «РосЖКХ» сов­ме­стит эти функ­ции.

Мы про­ана­ли­зи­ро­ва­ли суще­ству­ю­щие сай­ты и про­ек­ты похо­жей тема­ти­ки – ни один из них не пред­ла­га­ет отправ­ки жалоб «в один клик». Этим зай­мет­ся «РосЖКХ». Даже внут­ри груп­пы «Рос-про­ек­тов» не у всех есть такая воз­мож­ность. Зача­стую поль­зо­ва­те­лю при­хо­дит­ся копи­ро­вать текст заяв­ле­ния и само­сто­я­тель­но отправ­лять его в online-при­ем­ную.

Е.В.: В Руне­те вас зна­ют как соос­но­ва­те­ля «Дом­Двор­До­ро­ги». Что при­ве­ло вас в «РосЖКХ»?

Д.Л.: Когда мы толь­ко начи­на­ли зани­мать­ся «Дом­Двор­До­ро­ги», мы зна­ли, что у Алек­сея Наваль­но­го есть пла­ны запу­стить про­ект по ЖКХ. Хоте­ли, что­бы он нас заме­тил и при­гла­сил рабо­тать в этот start-up. Уже тогда, мы дума­ли над какой-то иде­аль­ной сов­мест­ной вер­си­ей тако­го сер­ви­са.

В «РосЖКХ» как и в «Дом­Двор­До­ро­ги» меня при­ве­ло несо­вер­шен­ство и несо­сто­я­тель­ность систе­мы. Надо­е­ли воров­ство и кор­руп­ция в ЖКХ. Я про­чув­ство­вал все это на соб­ствен­ном опы­те. Мое лич­ное обще­ние с ком­му­наль­ны­ми служ­ба­ми ни к чему не при­ве­ло. Так появил­ся «Дом­Двор­До­ро­ги». После, на волне граж­дан­ской актив­но­сти, про­ект стал попу­ля­рен. Про нас ста­ли рас­ска­зы­вать, появи­лась ауди­то­рия. Мы с коман­дой почув­ство­ва­ли инте­рес поль­зо­ва­те­лей.

С «РосЖКХ» – это исто­рия, когда твое хоб­би пере­рас­та­ет в рабо­ту. Все, что я делал до это­го про­ек­та, теперь буду делать луч­ше и за день­ги в Фон­де борь­бы с кор­руп­ци­ей.

Е.В.: Вы наме­ре­ны сов­ме­щать рабо­ту в обо­их про­ек­тах?

Д.Л.: Нет, я ушел из «Дом­Двор­До­ро­ги», и теперь зай­мусь коор­ди­на­ци­ей рабо­ты «РосЖКХ». Я счи­таю, что мой пер­вый про­ект на дан­ном эта­пе тре­бу­ет мини­маль­но­го вме­ша­тель­ства. Есть сайт, он рабо­та­ет. А так как «РосЖКХ» зани­ма­ет­ся толь­ко домом, у преды­ду­ще­го про­ек­та есть воз­мож­ность раз­ви­вать тему дво­ров и посвя­тить пор­тал это­му.

Е.В.: В интер­вью UrbanUrban вы упо­мя­ну­ли, что посе­ща­е­мость «Дом­Двор­До­ро­ги» вырос­ла после тви­та Наваль­но­го. Какие у вас ожи­да­ния от рабо­ты в про­ек­те Фон­да борь­бы с кор­руп­ци­ей Алек­сея Наваль­но­го «РосЖКХ»? 

Д.Л.: В Руне­те есть «эффект Наваль­но­го». Это осо­бен­но акту­аль­но для реги­о­наль­ных ресур­сов, когда Алек­сей дает ссыл­ку на сайт, он момен­таль­но «пада­ет». Сей­час наши про­грам­ми­сты заня­ты тем, что­бы после запус­ка про­ек­та ресурс не «рух­нул». Для нас самое глав­ное не посе­ща­е­мость. Мы дела­ем став­ку на эффек­тив­ность. Прой­дет один-два меся­ца, пер­вые поль­зо­ва­те­ли полу­чат какой-то резуль­тат, тогда уже мож­но гово­рить о каких-то ожи­да­ни­ях.

Е.В.: Оба ваших про­ек­та соци­аль­но ори­ен­ти­ро­ва­ны и рабо­та­ют в смеж­ных сек­то­рах. Обще­го у них доста­точ­но мно­го, хоте­лось бы услы­шать об отли­чи­ях.

Д.Л.: Клю­че­вое отли­чие – мы упро­сти­ли систе­му отправ­ки жалоб. Это каса­ет­ся и само­го тек­ста заяв­ле­ний и выбо­ра адре­са­тов. В «Дом­Двор­До­ро­ги» каж­до­го адре­са­та нуж­но было про­пи­сы­вать отдель­но. В «РосЖКХ» это про­ис­хо­дит гораз­до про­ще – поль­зо­ва­тель отме­ча­ет орга­ны, в кото­рые он хочет напра­вить заяв­ле­ния и отправ­ля­ет их в один клик.

Над тек­стом заяв­ле­ний рабо­та­ла коман­да юри­стов. Они созда­ли уни­вер­саль­ный и пол­ный доку­мент, кото­рый мож­но отправ­лять в online-при­ем­ные и ком­му­наль­ные служ­бы. Мы поста­ра­лись вме­стить в нем мак­си­маль­ное коли­че­ство юри­ди­че­ских и зако­но­да­тель­ных рыча­гов дав­ле­ния на власть. Напри­мер, если поль­зо­ва­тель полу­ча­ет ответ «Нет денег», в нашем иско­вом-заяв­ле­нии этот момент про­пи­сан. Даже в слу­чае отсут­ствия средств чинов­ни­ки обя­за­ны выпол­нять соот­вет­ству­ю­щие рабо­ты.

В «РосЖКХ» мы решил уйти от реги­стра­ции поль­зо­ва­те­лей. Каж­дый, кто отпра­вит жало­бу с наше­го сер­ви­са, авто­ма­ти­че­ски полу­чит ака­унт с обще­до­ступ­ной ста­ти­сти­кой по ЖЭУ. Логин и пароль от лич­но­го каби­не­та поль­зо­ва­те­ли будут полу­чать по элек­трон­ной почте. Еще одно отли­чие – рас­сле­до­ва­ния, кото­ры­ми зай­мут­ся наши юри­сты.

Е.В.: Вы часто упо­ми­на­е­те место­име­ние «мы». Зна­чит ли это, что коман­да «Дом­Двор­До­ро­ги» после­до­ва­ла за вами в новый про­ект?

Д.Л.: К ново­му про­ек­ту через несколь­ко недель при­со­еди­нить­ся Ксе­ния Муши­на, с кото­рой мы созда­ва­ли «Дом­Двор­До­ро­ги». Сам сер­вис пере­шел к питер­ско­му коор­ди­на­то­ру, кото­рый зани­ма­ет­ся новой вер­си­ей сай­та. Он, наде­юсь, и про­дол­жит вести «Дом­Двор­До­ро­ги». Если гово­рить о «РосЖКХ», то я при­шел в него на момен­те стар­та. К тому вре­ме­ни над про­ек­том уже рабо­та­ла коман­да людей.

Е.В.: Как дол­го вы гото­ви­ли к запус­ку «РосЖКХ»?

Д.Л.: Как я уже гово­рил, коман­да «Дом­Двор­До­ро­ги» дол­го шла к сотруд­ни­че­ству с Фон­дом борь­бы с кор­руп­ци­ей Алек­сея Наваль­но­го. Мы посто­ян­но что-то обсуж­да­ли, запи­сы­ва­ли и, когда нас при­гла­си­ли в «РосЖКХ», все эти пла­ны были реа­ли­зо­ва­ны за несколь­ко меся­цев.

Е.В.: Ска­жи­те, у вас, как у соос­но­ва­те­ля «Дом­Двор­До­ро­ги» кор­ди­на­то­ра «РосЖКХ» нет опа­се­ний, что про­ек­ты суще­ству­ю­щие в одном инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве будут отби­рать ауди­то­рию друг дру­га? 

Д.Л.: Ауди­то­рия схо­жа и есть веро­ят­ность, что она будет пере­се­кать­ся. Но если пред­мет­но разо­брать то, чем зани­ма­ют­ся оба про­ек­та, то обще­го у них толь­ко дом. Ско­рее все­го, в «Дом­Двор­До­ро­ги» появит­ся ссыл­ка на «РосЖКХ» (как это было с «РосЯ­мой») и оста­нет­ся толь­ко соб­ствен­ный алго­ритм по дво­ру. Мне кажет­ся, «Дом­Двор­До­ро­ги» зай­мет­ся каки­ми-то обра­зо­ва­тель­ны­ми про­ек­та­ми в offline и усту­пит место «РосЖКХ».

Не сто­ит забы­вать, что поми­мо ука­зан­ных про­ек­тов, в Руне­те есть еще мно­го ана­ло­гич­ных, кото­рые тоже име­ют свою ауди­то­рию. Все они созда­ны энту­зи­а­ста­ми, но у них нет тех воз­мож­но­стей, кото­ры­ми обла­да­ет Фонд, поэто­му рано или позд­но они пре­кра­тят свое суще­ство­ва­ние.

Е.В.: Часто­та обра­ще­ний поль­зо­ва­те­ля в online-при­ем­ные реле­вант­на их резуль­та­тив­но­сти. Как это мож­но объ­яс­нить и поче­му это не пре­вра­ща­ет­ся в спам?

Д.Л.: Мас­со­вая отправ­ка заяв­ле­ний спо­соб­ству­ет улуч­ше­нию ситу­а­ции. Выше­сто­я­щие ведом­ства ини­ци­и­ру­ют про­вер­ки под­от­чет­ных служб, про­ис­хо­дят кад­ро­вые пере­ста­нов­ки, кото­рые в целом бла­го­при­ят­но ска­зы­ва­ют­ся на сек­то­ре. Каж­дая служ­ба гото­вит отче­ты об обра­ще­ни­ях граж­дан и если коли­че­ство заяв­ле­ний очень незна­чи­тель­ное, чинов­ни­ки дела­ют вывод, что про­бле­мы нет, а зна­чит все хоро­шо. Наши жало­бы пор­тят им ста­ти­сти­ку и поз­во­ля­ют изме­нить теку­щую ситу­а­цию.

Е.В.: «Дом­Двор­До­ро­ги» про­из­во­дит впе­чат­ле­ние камер­но­го, домаш­не­го про­ек­та, в кото­ром поль­зо­ва­те­ли и адми­ни­стра­ция сай­та актив­но обща­ют­ся и под­дер­жи­ва­ют кон­такт. Как реа­ли­зо­ва­на обрат­ная связь в «РосЖКХ»?

Д.Л.: Все доста­точ­но тра­ди­ци­он­но. Для рабо­ты с поль­зо­ва­те­ля­ми мы наме­ре­ны исполь­зо­вать элек­трон­ную почту, соци­аль­ные сети. Хотя, осно­вы­ва­ясь на опы­те, полу­чен­ном от «Дом­Двор­До­ро­ги», могу ска­зать, что обрат­ную связь часто исполь­зу­ют поль­зо­ва­те­ли, с каки­ми-то сума­сшед­ши­ми вопро­са­ми или прось­ба­ми.

Е.В.: Могут ли быть эффек­тив­ны­ми про­ек­ты в сфе­ре муни­ци­паль­ных услуг, у кото­рых нет досту­па к «админ­ре­сур­су» и под­держ­ки соот­вет­ству­ю­щих ведомств?

Д.Л.: У Пра­ви­тель­ства Моск­вы есть несколь­ко про­ек­тов, посвя­щен­ных про­бле­мам горо­да. На этих сай­тах поль­зо­ва­те­ли отме­ча­ют про­блем­ные места, участ­ки на кар­те. Но если вни­ма­тель­но изу­чить интер­фейс и про­чи­тать то, что напи­са­но мел­ким шриф­том, воз­ни­ка­ет вопрос уже об их эффек­тив­но­сти. В пра­ви­лах поль­зо­ва­ния ресур­сом ска­за­но, что жало­бы поль­зо­ва­те­лей не при­рав­ни­ва­ют­ся к офи­ци­аль­ным заяв­ле­ни­ям. Это озна­ча­ет, что чинов­ник не обя­зан на них реа­ги­ро­вать и отве­чать. Ста­ти­сти­ка этих ресур­сов пока­зы­ва­ет очень незна­чи­тель­ный про­цент выпол­нен­ных работ.

Суще­ству­ют и дру­гие ини­ци­а­ти­вы, как у наши­стов, кото­рые толь­ко мимик­ри­ру­ют под граж­дан­ские. С помо­щью этих про­ек­тов нель­зя решить ни одной про­бле­мы. Мно­го дей­ствий, вари­ан­тов реше­ния, но пол­ное отсут­ствие резуль­та­та. Созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что такие сай­ты созда­ют­ся, что­бы подо­рвать дове­рие к рабо­та­ю­щим про­ек­там.

Главная страница РосЖКХ
Глав­ная стра­ни­ца РосЖКХ

Фрагмент страницы приложения РосЖКХ
Фраг­мент стра­ни­цы при­ло­же­ния РосЖКХ

Фрагмент сайта РосЖКХ
Фраг­мент сай­та РосЖКХ