Как пользоваться сервисами Google Search Console и Яндекс.Вебмастер. SEO-трилогия, часть 3

Пошаговая инструкция от веб-разработчика Александра Гусева Изображение: скриншот из фильма “Матрица”

В первой части я рассказал про базовую настройку сайта для поискового продвижения, во второй – про оптимизацию контента на сайте. Теперь самое время залезть в настройки двух сервисов, которые имеют самое прямое отношение к продвижению сайтов. Посмотрим, как наши сайты выглядят со стороны поисковых ботов. Какие страницы индексируются, как смотреть историю поисковых запросов и многое другое.

Что это за сервисы?

У Google и Яндекс есть два сервиса, которые позволяют мониторить сайт и отслеживать динамику изменений на нем. И  это не Яндекс.Метрика или Google Analytics – эти двое наиболее известны. В отличие от них, Google Search Console и Яндекс.Вебмастер стоят чуть в стороне, хотя они столь же полезны и нужны.

Вот, например, ваш сайт подключен к этим сервисам? Если да, то отлично. Если нет, то почему не подключен? Не знали про эти сервисы? Или знали, но по какой-то причине не стали их подключать?

Отслеживать количество посещений на сайте – это одна сторона аналитики сайта. Другая – знать, что происходит со страницами, какие из них уже попали в поисковую базу, а какие еще нет. И если не попали, то почему? Именно для этого и нужны Google Search Console и Яндекс.Вебмастер. Как к ним подключиться, я рассказал во второй части трилогии. Сейчас заглянем в их настройки поглубже.

Google Search Console

Изображение: скриншот главной страницы сайта search.google.com/search-console
Изображение: скриншот главной страницы сайта search.google.com/search-console.

Что есть такого интересного в этом сервисе, на что стоит обратить внимание? Пройдемся по интерфейсу и посмотрим, какие функции здесь есть. Основные пункты – на скриншоте ниже, все они расположены на левой колонке.

Скриншот главной страницы кабинета Google Search Console

Обзор

Это стартовая страница, аналог главной страницы консоли сайта WordPress. Здесь собрана сводная информация по наиболее значимым показателям. О них ниже и чуть подробнее.

Скриншот страницы оценки эффективности представления в поиске
Скриншот страницы оценки эффективности представления в поиске.

Под номером 1 на скриншоте строка, где можно выбрать период показа данных. По умолчанию там стоит за 3 месяца, обратите внимание. Ниже на цветных блоках видно количество кликов за этот период, показов, средний CTR сайта и средняя позиция. CTR – это процент показов, которые привели к кликам. Чем больше, тем лучше. А средняя позиция – это такой относительный показатель по месту в поисковой выдаче, то есть на каком месте находится ваш сайт. Но с учетом наивысшей позиции, когда-либо занятой сайтом.

Под номером 2 можно более детально посмотреть статистику по поисковым запросам, которые ведут на ваш сайт. На вкладке Страницы видно топ страниц сайта по кликам и показам. И вот здесь уже можно смотреть детали индексации. Например, если перейти на вкладку Страницы и напротив нужной нажать на иконку лупы «Проверить URL», то откроется новая страница с подробными сведениями.

Скриншот раздела эффективности показа страниц в поиске
Скриншот раздела эффективности показа страниц в поиске.

Будет видно, есть ли эта страница в индексе Google. И если на ней есть изменения, то можно вручную отправить на переиндексацию. Тут же видно, оптимизирована ли страница для мобильных устройств. Эти данные можно получить и с главной страницы. Для этого нужно зайти в пункт «Проверка URL» и ввести нужный адрес.

Покрытие

Скриншот отчётов по ошибкам на страницах сайта
Скриншот отчетов по ошибкам на страницах сайта.

Здесь все оформлено в цветах, поэтому максимально наглядно. Красный – страницы, которые в поиск не попали. Почему? Нужно разбираться. Чуть ниже на странице нажимаем на строку с ошибкой и смотрим детали. Оранжевый – страница в поиск попала, но есть предупреждение. Тоже смотрим, в чем причина. Зеленый – самый классный пункт и цвет. Все отлично, эти страницы проиндексированы роботом и есть в поисковой базе Google. Серый цвет – эти страницы исключены из поиска. Возможно, это сделано прямым запретом через файл robots.txt.

Файлы Sitemap

Здесь можно указать путь к файлу карты сайта. В ней есть полный перечень всех страниц и постов. И этот самый перечень и попадает в поисковую базу. Если на сайте стоит плагин Yoast SEO, то карта сайта находится по адресу /sitemap_index.xml – допишите эту строку после имени сайта.

На этой же странице видно, когда карта сайта последний раз обновлялась и сколько в ней есть адресов.

Ссылки

Итак, смотрим, сколько есть внутренних и внешних ссылок. Внутренние – это ссылки внутри сайта на свои же страницы. Внешние – совсем другое дело. Их еще называют обратными ссылками. Это когда на каком-то сайте стоит ссылка на ваш. Очень важная штука. По возможности нужно обзаводиться такими ссылками. Они увеличивают трафик на ваш сайт и как следствие поднимают его позиции в поиске.

Но здесь важный момент – обратные ссылки должны стоять на подходящих ресурсах. Из вашей же тематики, в идеале. Потому что когда на ваш сайт ссылается какой-то сомнительный форум с не совсем адекватным контентом (каждый у себя в голове представьте свой вариант), то мало хорошего от такой ссылки. Если же их будет несколько, то еще хуже. И так далее. Google анализирует ссылки и делает свои выводы. Ссылка на другом сайте НКО с большой посещаемостью будет лучшим вариантом.

Краткое заключение по Google Search Console

Пунктом меню в Google Search Console не в пример меньше, чем в Яндекс.Вебмастере (сейчас сами увидите). При этом все, что нужно, делается, настраивается и мониторится. В первую очередь, рекомендую «скормить» сервису карту сайта, проверить страницы на мобильную адаптацию и отсутствие ошибок. Затем уже можно отслеживать динамику показа страниц и кликов. А там можно и оптимизацией заняться, по итогам тех отчетов, что выдаст сервис примерно через пару-тройку недель работы.

Но это работа постоянная, а не просто «поставил и забыл». Нужно смотреть динамику страниц, проверять отсутствие ошибок, вручную отправлять новые и измененные страницы на переиндексацию. Ну, это чтобы не ждать, пока до них вновь доберется поисковый робот.

Яндекс.Вебмастер

Изображение: скриншот главной страницы сайта webmaster.yandex.ru
Изображение: скриншот главной страницы сайта webmaster.yandex.ru.

Чего-чего, а пунктов меню в левой колонке в Вебмастере гораздо больше, чем в его аналоге от Google. Сейчас пройдемся по ним. Многие понятны уже из своего названия, на некоторых нужно будет остановиться подробнее.

Скриншот главной страницы кабинета Яндекс.Вебмастер
Скриншот главной страницы кабинета Яндекс.Вебмастер.

Индексирование

Внутри есть подпункт «Страницы в поиске», который показывает страницы, как находящиеся в поиске Яндекс, так и исключенные из него. Первым делом можно заглянуть сюда и посмотреть, что тут делается. В соседнем подразделе «Проверить статус URL» можно вручную проверить отдельно взятую страницу. Если в результатах проверки есть «Страница обходится роботом и находится в поиске», то отлично, это и нужно. Там же можно нажать «отслеживать страницу», после чего она появится в разделе «Мониторинг важных страниц».

Скриншот мониторинга важных страниц в кабинете Яндекс.Вебмастер
Скриншот мониторинга важных страниц в кабинете Яндекс.Вебмастер.

Здесь видно более подробное описание работы по индексации страниц. В колонке URL видно ссылку на страницу, ее заголовок и описание. Справа в колонках видно дату последнего изменения на странице, когда ее последний раз обходил робот и какой ответ был получен. Если код 200, то все отлично. Недавно созданные страницы не сразу попадают в поисковую базу, нужно немного времени. На скриншоте выше это первая строка. Этой страницы еще нет в поисковой базе. Но робот на ней был, все считал и дело свое сделал. Скоро появится.

В этом же разделе в пункте «Файлы Sitemap» можно добавить карту сайта. Дальше – по аналогии с сервисом Google, принцип работы такой же. В пункте «Обход по счетчикам» можно подключить Яндекс.Метрику и связать два сервиса.

Информация о сайте

Если ваш/а бизнес/деятельность/работа имеют региональную привязку, то стоит задать регион сайта. Это можно сделать в разделе «Региональность» здесь же в Вебмастере либо в карточке организации в Яндекс.Справочнике.

Другой подраздел здесь – «Оригинальные тексты». Написали новый текст (авторский, конечно), затем закинули его сначала сюда, а потом уже опубликовали на сайте. Этим вы говорите Яндексу, что текст изначально ваш. Если его будут перепечатывать другие ресурсы, то Яндекс будет это учитывать при индексации их страниц с вашим текстом.

Турбо-страницы

Яндекс.Вебмастер может отслеживать трафик с турбо-страниц. Их можно подключить по инструкции Яндекса, а можно воспользоваться плагином Теплицы социальных технологий. Важный момент – турбо-страницы работают по своему, скажем так, шаблону. Если у вашего сайта адаптивный дизайн и скорость загрузки на мобильных устройствах хорошая, то турбо-страницы можно и не использовать. Иначе многие элементы интерфейса с вашего сайта пропадут в режиме турбо-страниц.

Инструменты

Здесь можно проверить на ошибки файл robots.txt, сделать запрос на удаление страниц из поиска, проверить страницы на мобильную адаптацию. Все нужное, полезное. Всем рекомендую пользоваться.

Краткое заключение по Яндекс.Вебмастеру

К чему сводится текущая работа в сервисе? Добавляете важные страницы в список отслеживаемых и регулярно смотрите, что там с ними делается. Вышел новый пост или изменилась страница – отправьте ее на переобход роботу. На главной странице сервиса есть блок с уведомлениями об ошибках. Поэтому смотрим, чтобы там все было чисто и без ошибок. Это такой базовый набор, который помогает держать сайт в тонусе.

Дальше – дело за контентом. Пишете оригинальные тексты, добавляете свои фотографии и смотрите, как вся эта красота индексируется.

Итог по двум сервисам

Если у вас подключена статистика посещений, то это, безусловно, хорошо. Но для полной картины можно подключить еще и оба сервиса мониторинга. Если вы работаете преимущественно на зарубежную аудиторию, то вполне можно обойтись только Google Search Console. Если же ваши читатели пользуются и Яндексом, то тогда точно лучше подключить оба сервиса.

Да, вначале могут вылезти ошибки и предупреждения. Но это все поправимое. После этого, глядишь, и сайт начнет подниматься в результатах поиска. Оно же все взаимосвязано. Поисковые алгоритмы меняются день ото дня и нужно быть в курсе событий. А лучший способ для этого – смотреть на сайт глазами поисковых роботов. Как это делать, вы теперь знаете.