«Spacehive» – лицо британского краудфандинга

Фрагмент интерфейса сайта Spacehiva
Фрагмент интерфейса сайта Spacehiva
«Spacehive» – это кра­уд­фандин­го­вая плат­фор­ма, функ­ци­о­ни­ру­ю­щая в Вели­ко­бри­та­нии для улуч­ше­ния горо­дов и вопло­ще­ния ини­ци­а­тив горо­жан на мик­ро­уровне.

В 2011 году посред­ством кра­уд­фандин­га было собра­но пол­то­ра мил­ли­ар­да дол­ла­ров во всем мире. Флаг­ма­ном раз­ви­тия и глав­ным зако­но­да­те­лям бла­го­тво­ри­тель­ной моды оста­ют­ся США с наи­боль­шим коли­че­ством соци­аль­ных плат­форм, орга­ни­за­ций и долей при­вле­чен­ных средств. Но есть еще и Вели­ко­бри­та­ния, где часто рож­да­ют­ся сме­лые, инте­рес­ные и твор­че­ские про­ек­ты, бла­го­да­ря кото­рым в стране было собра­но в том же году 190 мил­ли­о­нов дол­ла­ров. Бла­го­тво­ри­тель­ная орга­ни­за­ция «Nesta» в лице сво­их пред­ста­ви­те­лей уве­ре­на в том, что через каких-то 5 лет эта циф­ра достиг­нет 20 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров, и даже не беря в рас­чет такие про­гно­зы, мож­но с уве­рен­но­стью утвер­ждать, что Объ­еди­нен­ное Коро­лев­ство по пра­ву носит зва­ние вто­рой бла­го­тво­ри­тель­ной сто­ли­цы, и если ста­тус аме­ри­кан­ских кол­лег под­твер­жда­ют такие сер­ви­сы как «Kickstarter», то лицо бри­тан­ской бла­го­тво­ри­тель­но­сти – это сер­вис «Spacehive»

Создан­ный в мае 2012 года семью жите­ля­ми Лон­до­на, «Spacehive» спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на город­ских соци­аль­но зна­чи­мых про­ек­тах, от стро­и­тель­ства скейт­пар­ков до осна­ще­ния целых горо­дов бес­плат­ным WiFi. Про­ект функ­ци­о­ни­ру­ет по клас­си­ке, соблю­дая все глав­ные пра­ви­ла кра­уд­фандин­го­вых плат­форм: люди созда­ют про­ек­ты, опи­сы­ва­ют свои идеи, под­креп­ляя повест­во­ва­ние пока­за­тель­ны­ми фото­гра­фи­я­ми и нескуч­ны­ми видео, потом начи­на­ет­ся сбор средств и в слу­чае дости­же­ния завет­ной циф­ры, сум­ма пере­чис­ля­ет­ся ини­ци­а­то­ру, и через какое-то вре­мя обще­ство полу­ча­ет новое бла­го, а мир ста­но­вит­ся луч­ше. Но вот как это все про­ис­хо­дит – это уже совер­шен­но дру­гой вопрос, достой­ный подроб­но­го изу­че­ния.

Управ­ле­ние про­ек­том на «Spacehive» – дело не одно­го чело­ве­ка. У руля сто­ит целая коман­да участ­ни­ков, каж­дый из кото­рых игра­ет свою соб­ствен­ную, исклю­чи­тель­ную роль. Пол­ный спи­сок задей­ство­ван­ных сто­рон выгля­дит сле­ду­ю­щим обра­зом:

  • Донор (funder): тот, кто пере­чис­ля­ет сред­ства на реа­ли­за­цию про­ек­та. Эту роль могут выпол­нять мест­ные рези­ден­ты, биз­нес, гран­то­да­те­ли, спон­со­ры и орга­ны вла­сти;
  • Под­соб­ник (in-kind contributor): сто­ро­на, пред­ла­га­ю­щая нефи­нан­со­вую помощь, такую как стро­и­тель­ные мате­ри­а­лы и рабо­чая сила;
  • Про­мо­у­тер про­ек­та (project promoter): физи­че­ское лицо или орга­ни­за­ция, управ­ля­ю­щая про­ек­том в целях его успеш­ной реа­ли­за­ции;
  • Ауди­тор («вери­фи­ка­тор» от англий­ско­го verifier): орга­ни­за­ция, кото­рая зани­ма­ет­ся про­вер­кой жиз­не­спо­соб­но­сти про­ек­та и защи­той доно­ров. Каж­дый про­ект дол­жен быть про­ве­рен такой орга­ни­за­ци­ей, перед тем как он посту­пит в базу и нач­нет­ся его финан­си­ро­ва­ние;
  • Мене­джер про­ек­та (project delivery manager): физи­че­ское лицо или орга­ни­за­ция, ответ­ствен­ная за полу­че­ние и рас­хо­до­ва­ние средств, осу­ществ­ля­ю­щая кон­троль за реа­ли­за­ци­ей про­ек­та соглас­но уста­нов­лен­но­му пла­ну. Дан­ную функ­цию может выпол­нять и про­мо­у­тер;
  • Под­ряд­чик (сontractor): фир­ма, ответ­ствен­ная за стро­и­тель­ство объ­ек­та.

Таким обра­зом, соци­аль­ные ини­ци­а­ти­вы, про­дви­га­е­мые на «Spacehive», ста­но­вят­ся на эко­но­ми­че­ские рель­сы, но это не озна­ча­ет, что биз­нес инве­сти­ру­ет в про­ек­ты с целью полу­чить про­цен­ты, ибо это недо­пу­сти­мо в рам­ках про­ек­та – это зна­чит, что наблю­да­ет­ся самое насто­я­щее раз­де­ле­ние тру­да с выте­ка­ю­щи­ми из него пол­но­мо­чи­я­ми и обя­зан­но­стя­ми. Имен­но такой под­ход рас­ши­ря­ет воз­мож­но­сти участ­ни­ков, поз­во­ля­ет при­влечь боль­ше сво­бод­ных ресур­сов. Мест­ные сооб­ще­ства «откры­ва­ют» сред­ства инве­сто­ров, пред­ла­гая биз­не­су пуб­лич­но реа­ли­зо­вы­вать соци­аль­ную ответ­ствен­ность.

В этом плане пока­за­тель­на исто­рия, свя­зан­ная со стро­и­тель­ством Дома Куль­ту­ры в неболь­шом горо­де на юге Уэльс. Мест­ное пра­ви­тель­ство соби­ра­ло сред­ства в тече­ние вось­ми лет и соби­ра­ло бы, воз­мож­но, еще столь­ко же, если бы к делу не под­клю­чил­ся «Spacehive». При под­держ­ке извест­но­го коме­ди­ан­та Сти­ве­на Фрая и кор­по­ра­тив­ных гиган­тов вро­де «Tesco» недо­ста­ю­щие 55 тысяч дол­ла­ров были собра­ны в тече­ние несколь­ких недель.

Неред­ко встре­ча­ют­ся экс­цен­трич­ные про­ек­ты, такие как стро­и­тель­ство огром­но­го бюста Коро­ле­вы из папье-маше, рекон­струк­ция теле­фон­ной буд­ки в Эдин­бур­ге в неболь­шую гале­рею и созда­ние арт кафе из остав­лен­ных туа­лет­ных каби­нок. Боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся мар­ке­тин­гу, рабо­те с соци­аль­ны­ми сетя­ми и «рас­ка­чи­ва­нию» снеж­но­го кома. Все это заду­ма­но для того, что бы даже поклон­ни­ки Сти­ве­на Фрая из Новой Зелан­дии узна­ли из Твит­тер о новом про­ек­те и пожерт­во­ва­ли день­ги.

Одно из направ­ле­ний раз­ви­тия сер­ви­са – его инте­гра­ция со сто­рон­ни­ми про­ек­та­ми и при­ло­же­ни­я­ми. Созда­те­ли «Spacehive» пред­ла­га­ют раз­ра­бот­чи­кам изу­чить свой API, а в ско­ром вре­ме­ни будет досту­пен набор инстру­мен­тов для удоб­но­го и опе­ра­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия.

Фрагмент интерфейса сайта Spacehive
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Spacehive

Фрагмент интерфейса сайта Spacehive
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Spacehive

Фрагмент интерфейса сайта Spacehive
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Spacehive