«Sptn!k» – необычные экскурсии от местных жителей

sptnik1
Sptn!k – это сер­вис, с помо­щью кото­ро­го любой мест­ный житель может стать экс­кур­со­во­дом и пока­зать тури­стам самые необыч­ные места в горо­де. Рюмоч­ные? Совет­ский кино­те­атр? Вело­си­пед­ная экс­кур­сия? Все эти и мно­гие дру­гие экс­кур­сии мож­но най­ти на сай­те про­ек­та.

Проект зародился в Санкт-Петербурге, а теперь запускается и в Москве. Мы поговорили с его автором – Александром Кимом – о том, как появилась идея создать портал, кто становится экскурсоводами и какие интересные экскурсии можно найти на сайте.

Беседовала Екатерина Изместьева (февраль 2013)

Е.И.: Как у вас появи­лась идея создать такой про­ект?

А.К.: Я мно­го путе­ше­ство­вал, когда был сту­ден­том. Я учил­ся на про­грам­ми­ста, и, когда я закон­чил, я поду­мал, что надо занять­ся чем-то полез­ным, и решил сов­ме­стить путе­ше­ствия и тех­но­ло­гии. Были раз­ные идеи, напри­мер, мобиль­ные путе­во­ди­те­ли. Но хоте­лось делать не оче­ред­ное при­ло­же­ние, а что-то дру­гое, в част­но­сти, свя­зы­вать тури­стов с мест­ны­ми жите­ля­ми.

Сна­ча­ла мы хоте­ли делать пло­щад­ку типа Couchsurfing для встреч тури­стов и мест­ных, но без ноче­вок, но потом мы реши­ли, что это очень стран­но, пото­му что и кауч­сер­финг (оста­нов­ка у людей на ночь с целью сэко­но­мить и узнать боль­ше о мест­ной куль­ту­ре) отме­нен, и это совсем никак не моне­ти­зи­ру­ет­ся, а под­дер­жи­вать про­ект надо. И мы реши­ли, что пусть луч­ше будут экс­кур­сии, пото­му что это как-то весе­лее.

Мы реши­ли делать экс­кур­сии от мест­ных жите­лей для ино­стран­цев. Потом все это пере­рос­ло в то, что мы сде­ла­ли экс­кур­сии еще и на рус­ском – для тури­стов, кото­рые не гово­рят на англий­ском, но кото­рым тоже инте­рес­ны экс­кур­сии.

Е.И.: А в чем основ­ная цель про­ек­та?

У тури­стов, кото­рые поль­зу­ют­ся нашим сер­ви­сом, оста­ют­ся очень хоро­шие впе­чат­ле­ния о горо­де.

А.К.: Поль­за от про­ек­та в том, что он очень силь­но вли­я­ет на тури­сти­че­ский образ горо­да: у тури­стов, кото­рые поль­зу­ют­ся нашим сер­ви­сом, оста­ют­ся отлич­ные впе­чат­ле­ния о горо­де. И это улуч­ше­ние инфра­струк­ту­ры, пото­му что в Рос­сии с туриз­мом доволь­но пло­хо. Если тури­сты свя­зы­ва­ют­ся с агент­ства­ми, это может им очень доро­го сто­ить, а если они свя­зы­ва­ют­ся с обыч­ны­ми людь­ми, то они им все­гда помо­га­ют, пишут, рас­ска­зы­ва­ют что и как делать.

По лич­ным целям – нам, конеч­но, хочет­ся сде­лать все это боль­шим и инте­рес­ным, что­бы это рабо­та­ло и при­но­си­ло день­ги.

Е.И.: Суще­ству­ют ли какие-то похо­жие про­ек­ты, и в чем отли­чие ваше­го про­ек­та от них?

А.К.: Совсем-совсем похо­жие – это Vayable в Аме­ри­ке и Gidsy в Евро­пе. Есть навер­ня­ка какие-то малень­кие про­ек­ты, про кото­рые я не знаю. Но мы ори­ен­ти­ру­ем­ся в первую оче­редь на Рос­сию и СНГ, и, навер­ное, далее на раз­ви­ва­ю­щи­е­ся стра­ны. А даль­ше – как пой­дет.

Е.И.: Вы начи­та­лись как про­ект в Петер­бур­ге, а сей­час вот при­шли в Моск­ву. Какие у вас даль­ней­шие пла­ны?

А.К.: Самые бли­жай­шие пла­ны – это Киев. Мы хотим запу­стить плат­фор­му этой вес­ной, вме­сте с Моск­вой. После лета, я думаю, мы будем запус­кать При­бал­ти­ку или Кав­каз. Ско­рее, При­бал­ти­ку. А после При­бал­ти­ки хочет­ся, напри­мер, пой­ти в Стам­бул. Мож­но пой­ти в Восточ­ную Евро­пу или даль­ше в Юго-Восточ­ную Азию, или в Латин­скую Аме­ри­ку.

Е.И.: На какую ауди­то­рию рас­счи­тан про­ект? Кто ваши потен­ци­аль­ные экс­кур­со­во­ды и тури­сты?

А.К.: Экс­кур­со­во­ды – это, в основ­ном, моло­дые люди 20–25 лет, сту­ден­ты или недав­ние выпуск­ни­ки. Для них это сво­е­го рода раз­вле­че­ние, им это инте­рес­но. Мно­гие бы, на самом деле, хоте­ли про­во­дить экс­кур­сии, но им не хочет­ся все это орга­ни­зо­вы­вать. Мы очень силь­но облег­ча­ем про­цесс, пото­му что сами созда­ем плат­фор­му и при­вле­ка­ем к ним кли­ен­тов, т.е. тури­стов. Сре­ди гидов есть и те, кто зани­ма­ет­ся этим про­фес­си­о­наль­но.

С дру­гой сто­ро­ны, ауди­то­рия – это тури­сты. Это не сту­ден­ты, пото­му что у сту­ден­тов обыч­но нет денег, совсем. И они ездят сами по себе, без сопро­вож­де­ния и туров. Ино­стран­ные тури­сты – это люди 30–35 лет, кото­рые путе­ше­ству­ют, у кото­рых есть день­ги на путе­ше­ствие, и кото­рые могут эти день­ги тра­тить, напри­мер, на экс­кур­сии.

Е.И.: А бес­плат­ных экс­кур­сий у вас нет?

А.К.: Бес­плат­ные экс­кур­сии есть, но их ста­но­вит­ся мень­ше. Пото­му что люди начи­на­ют водить экс­кур­сии бес­плат­ные, потом посту­па­ет мно­го зака­зов, они пони­ма­ют, что с этим не справ­ля­ют­ся, и ста­вят какую-то цену, напри­мер, 200–300 руб­лей, что­бы огра­ни­чить боль­шой поток.

Мы сами орга­ни­зу­ем не регу­ляр­ные, но бес­плат­ные экс­кур­сии, анон­сы кото­рых мы пуб­ли­ку­ем обыч­но в груп­пах в соци­аль­ных сетях. Зимой это слу­ча­ет­ся реже, а летом, думаю, будет раз в неде­лю. Какие-то бес­плат­ные меро­при­я­тия – либо лек­ции, либо экс­кур­сии, либо еще что-нибудь.

Е.И.: А что нуж­но сде­лать чело­ве­ку, если он хочет стать экс­кур­со­во­дом на вашем ресур­се?

А.К.: Нуж­но заре­ги­стри­ро­вать­ся, доба­вить опи­са­ние, фото­гра­фии, запол­нить свой про­филь. Потом мы все это редак­ти­ру­ем, обща­ем­ся с гидом, гово­рим, что попра­вить. Потом мы дела­ем либо корот­кую лич­ную встре­чу, либо про­во­дим тесто­вую экс­кур­сию, на кото­рую при­гла­ша­ем тури­стов. По резуль­та­там этой экс­кур­сии мы либо одоб­ря­ем, либо не одоб­ря­ем экс­кур­сию. Одоб­ря­ем – это зна­чит, что если чело­век хочет за пла­ту, мы ее одоб­ря­ем, как плат­ную. Если экс­кур­сия полу­ча­ет­ся не очень хоро­шей, мы пред­ла­га­ем поста­вить ее как бес­плат­ную и попро­бо­вать пово­дить-потре­ни­ро­вать­ся. Потом, если экс­кур­сия полу­чит мно­го хоро­ших отзы­вов, ее мож­но будет про­во­дить плат­но. Пото­му что это вполне нара­ба­ты­ва­е­мая вещь, и не все могут делать это хоро­шо сра­зу.

Е.И.: А у тебя есть какие-то люби­мые экс­кур­сии?

Мне кажет­ся, очень кле­вая экс­кур­сия по рюмоч­ным.

А.К.: Мне кажет­ся, отлич­ной экс­кур­сия по рюмоч­ным. И еще мне нра­вит­ся моя экс­кур­сия по узбек­ским забе­га­лов­кам. Есть экс­кур­сия по мет­ро в Петер­бур­ге, она инте­рес­ная и акту­аль­ная зимой. Есть экс­кур­сия на ста­рый совет­ский кино­те­атр, где все на ана­ло­го­вых носи­те­лях. Для ино­стран­цев есть инте­рес­ные мастер-клас­сы по рус­ской кухне. Есть весе­лая экс­кур­сия – зим­ний байк-тур. Люди запи­сы­ва­ют­ся и ездят зимой по Пите­ру на вели­ках. В –20 это, конеч­но, не все­гда слу­ча­ет­ся, но когда не очень холод­но, они без про­блем ездят, есть вело­си­пе­ды спе­ци­аль­ные, с зим­ни­ми шина­ми. Они нор­маль­но ездят, живы-здо­ро­вы все уез­жа­ют. Есть еще доволь­но экзо­ти­че­ская экс­кур­сия для ино­стран­цев – поход в обще­ствен­ную баню. Есть еще мно­го раз­ных экс­кур­сий, но эти мне наи­бо­лее инте­рес­ны.

Е.И.: А в Москве у вас уже есть экс­кур­сии?

А.К.: Уже добав­ля­ют экс­кур­сии. Мы пока еще ниче­го не пуб­ли­ко­ва­ли, но я могу их зачи­тать. Вот, кста­ти, у нас по Пите­ру есть экс­кур­сия для гомо­сек­су­а­лов. И вот сей­час по Москве тоже доба­вил какой-то маль­чик экс­кур­сию для геев. И к нам на сайт теперь захо­дят люди по запро­сам типа «геи петер­бу­ра», «теле­фо­ны геев петер­бур­га» и про­чие подоб­ные вещи. Глав­ное, что­бы нас потом не забло­ки­ро­ва­ли за про­па­ган­ду. Есть экс­кур­сия по мос­ков­ским сэконд-хен­дам, зоо­пар­ку, по Коло­мен­ско­му. Есть какое-то ран­чо. Есть высот­ка на Котель­ни­че­ской. Есть экс­кур­сия с весе­лы­ми блон­дин­ка­ми-близ­няш­ка­ми. Есть мно­го заявок, на самом деле, нам нуж­но их все обра­бо­тать. К мар­ту, я думаю, мы уже запу­стим пол­но­цен­ную вер­сию, в кото­рой мож­но будет бро­ни­ро­вать экс­кур­сии.

Фрагмент интерфейса сайта Sptn!k
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Sptn!k

Фрагмент интерфейса сайта Sptn!k
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Sptn!k

Фрагмент интерфейса сайта Sptn!k
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Sptn!k