Модель-симулятор

375127836_24ef15f878_o

Автор идеи: Денис Абса­ля­мов

Зада­ча: Гло­баль­ная про­бле­ма моде­ли­ро­ва­ния раз­ви­тия чело­ве­че­ско­го обще­ства.

Что мы видим в дру­зьях по дво­ру, одно­класс­ни­ках, сокурс­ни­ках? Что мы видим в шко­лах, дет­ских лаге­рях, ВУЗах? Мы наблю­да­ем личин­ку обще­ства. Личин­ка вырас­та­ет и пре­вра­ща­ет­ся во взрос­лую особь – поко­ле­ние. Поко­ле­ние, запол­ня­ю­щее тюрь­мы, про­да­ю­щее хлеб, леча­щее печень, ремон­ти­ру­ю­щее тру­бы, пишу­щее код, беру­щее взят­ки, спа­са­ю­щее жиз­ни, ста­вя­щее мигал­ки на кры­ши.
Мы сами в неза­ви­си­мо­сти от госу­дар­ства созда­ем груп­пы и пуб­лич­ные стра­ни­цы в соци­аль­ных сетях для помо­щи без­дом­ным живот­ным, там же соби­ра­ем день­ги на опе­ра­ции детям и взрос­лым, коор­ди­ни­ру­ем свои дей­ствия для сбо­ра денег в помощь дет­ским домам или при­ю­там. Мы созда­ем сай­ты-сер­ви­сы для инфор­ма­ции о лес­ных пожа­рах, город­ских про­бле­мах, затоп­ле­ни­ях, павод­ках, трен­дах в твит­те­ре, визу­а­ли­зи­ру­ем про­бле­мы на гео­сер­ви­сах. Созда­ем целые плат­фор­мы для визу­а­ли­за­ции про­блем на кар­те. В ито­ге мы име­ем фраг­мен­ти­ро­ван­ный набор сер­ви­сов и инстру­мен­тов для реше­ния про­блем.
Исчез­нут ли без­дом­ные живот­ные через 5 лет? Через 10? Исчез­нут сиро­ты? Исчез­нут ста­ри­ки? Пере­ста­нут гореть леса? Ста­нет мень­ше при­чин для появ­ле­ния уго­лов­ни­ков?
Оста­нут­ся и их про­бле­мы.
Мы пыта­ем­ся лечить, исправ­лять, бороть­ся с тем, что име­ем на выхо­де, что полу­ча­ет­ся в кон­це кон­цов, а не с тем, что к это­му при­во­дит.
Мы при­ду­мы­ва­ем буду­щее, сни­ма­ем о нем кино, пишем кни­ги, изоб­ре­та­ем, рас­шиф­ро­вы­ва­ем геном чело­ве­ка, отправ­ля­ем пере­движ­ные лабо­ра­то­рии на Марс. К тому момен­ту, когда Curiosity сел на Марс, у вас в горо­де про­па­ли без­дом­ные живот­ные и люди? С пен­си­о­не­ра­ми ста­ло все в поряд­ке?
Нам извест­ны слу­чаи кра­хов тех или иных видов эко­но­мик, их моде­лей, поли­ти­че­ских стро­ев и, как след­ствие, рож­да­ю­щи­е­ся за эти­ми собы­ти­я­ми соци­аль­ные про­бле­мы. Нам извест­ны слу­чаи мас­со­вых эпи­де­мий, гло­баль­ных войн и граж­дан­ских вол­не­ний. Неда­ле­кое буду­щее гото­вит нам вопро­сы кли­ма­ти­че­ских изме­не­ний, вопро­сы эко­но­ми­че­ских и соци­аль­ных сфер.
В науч­но-тех­ни­че­ском твор­че­стве суще­ству­ет прин­цип, похо­жий на девиз «нет пре­де­ла совер­шен­ству». Для после­до­ва­тель­но­го при­ме­не­ния это­го прин­ци­па к раз­ви­тию обще­ства и ана­ли­за резуль­та­тов нуж­но про­жить две или три жиз­ни, пожа­луй. Обид­но, если ухуд­ше­ние всех инте­ре­су­е­мых пока­за­те­лей ста­но­вит­ся резуль­та­том жиз­ни несколь­ких поко­ле­ний.
Как полу­чить резуль­та­ты без­бо­лез­нен­но, пред­ви­деть изме­не­ния и не тра­тить на это поко­ле­ния, не ломать судь­бы и жиз­ни людей?
Нам доступ­ны вычис­ли­тель­ные мощ­но­сти. У нас полу­ча­ет­ся вовлечь в соци­аль­ные сети мил­ли­о­ны людей. Мы созда­ем при­ло­же­ния-симу­ля­то­ры раз­ви­тия чело­ве­че­ской циви­ли­за­ции. Мы даже игра­ем в симу­ля­то­ры по 10 лет (//habrahabr.ru/post/145716/). Мы изу­ча­ем эпи­де­мии в вир­ту­аль­ных мирах (//soft.mail.ru/pressrl_page.php?id=23653). Но как мало людей зна­ет о резуль­та­тах этих иссле­до­ва­ний! Как дол­го резуль­та­ты внед­ря­ют­ся в учеб­ные про­грам­мы! Кто пытал­ся попу­ляр­но осве­тить дан­ные этих иссле­до­ва­ний?!

Вопло­ще­ние: Модель-симу­ля­тор

Как это рабо­та­ет:

Пред­ло­же­ние:

  1. созда­ние мак­си­маль­но при­бли­жен­ной моде­ли – симу­ля­то­ра пла­не­ты;
  2. сбор началь­ных вход­ных дан­ных;
  3. запуск несколь­ких экзем­пля­ров моде­лей-симу­ля­то­ров с раз­лич­ны­ми усло­ви­я­ми: a. симу­ля­ция огра­ни­че­на конеч­ным про­ме­жут­ком вре­ме­ни; b. симу­ля­ция не огра­ни­че­на по вре­ме­ни; c. симу­ля­ция огра­ни­че­на про­ме­жут­ка­ми вре­ме­ни, но кор­рек­ти­ру­ет­ся в соот­вет­ствии с реаль­ны­ми дан­ны­ми насто­я­ще­го мира на осно­ве дан­ных в момент оче­ред­но­го запус­ка (по сути мно­же­ствен­ный слу­чай запус­ка вари­ан­та a.); d. симу­ля­ция изна­чаль­но иде­аль­но настро­ен­ной моде­ли (зало­же­ны иде­аль­ные вход­ные дан­ные); e. симу­ля­ция с тео­ре­ти­че­ски или мало­рас­про­стра­нен­ны­ми типа­ми эко­но­мик и/или госу­дар­ствен­ных f. дру­гие вари­ан­ты.
  4. сво­бод­ный доступ к «сырым» выход­ным дан­ным;
  5. интер­пре­та­ция выход­ных дан­ных экс­пер­та­ми и жела­ю­щи­ми;
  6. сво­бод­ный доступ к обра­бо­тан­ным дан­ным;
  7. созда­ние плат­фор­мы для моде­ли­ро­ва­ния раз­ви­тия пла­не­ты под сво­бод­ны­ми лицен­зи­я­ми;
  8. созда­ние гра­фи­че­ской интер­ак­тив­ной обо­лоч­ки в виде игро­во­го симу­ля­то­ра.

Вход­ные дан­ные:

  1. мно­же­ство всех госу­дарств, их рас­по­ло­же­ние и тер­ри­то­рии;
  2. коли­че­ство насе­ле­ния, наци­о­наль­но­стей, народ­но­стей, рас;
  3. мно­же­ство рели­гий, куль­тур, осо­бен­но­стей мен­та­ли­те­та;
  4. состо­я­ние доступ­ных тех­но­ло­гий, нау­ки и искус­ства;
  5. состо­я­ние эко­но­ми­ки госу­дарств;
  6. кли­мат;
  7. тек­то­ни­че­ские, гео­маг­нит­ные и кос­ми­че­ские осо­бен­но­сти пла­не­ты;
  8. уров­ни раз­ви­тия меди­ци­ны, эпи­де­мии и био­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти наро­дов;
  9. дру­гие вход­ные дан­ные.

При­ме­не­ние резуль­та­тов моде­ли­ро­ва­ния:

  1. сво­бод­ный доступ к резуль­та­там моде­ли­ро­ва­ния;
  2. постро­е­ние про­гно­зов;
  3. пла­ни­ро­ва­ние в дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве;
  4. опре­де­ле­ние новых вход­ных дан­ных для экс­пе­ри­мен­таль­ных пара­мет­ров симу­ля­ций.

Про­бле­мы:

  1. доступ­но­сти и вовле­че­ния все­го мира;
  2. язы­ко­во­го барье­ра;
  3. сбо­ра мнений/сбора дан­ных обще­ствен­но­го мне­ния (фер­ме­ру в Бело­яр­ском или тока­рю в Сара­то­ве вряд ли вооб­ще инте­ре­сен Интер­нет (по край­ней мере, в этом поко­ле­нии));
  4. мони­то­рин­га;
  5. куль­тур­ных осо­бен­но­стей и раз­ли­чия мен­та­ли­те­та, язы­ка.