«Velobike» – приложение для пользователей московского городского велопроката

velobike
С помо­щью создан­но­го энту­зи­а­стом iPhone-при­ло­же­ния Velobike мож­но най­ти бли­жай­шую стан­цию вело­про­ка­та, узнать коли­че­ство сво­бод­ных вело­си­пе­дов и зам­ков и точ­но отсле­дить затра­чен­ные вре­мя и день­ги.

Мы пого­во­ри­ли с авто­ром при­ло­же­ния – Сани­у­лем Ахме­дом – о воз­ник­но­ве­нии идеи, исполь­зо­ва­нии откры­тых дан­ных и опы­те дру­гих стран.

Бесе­до­ва­ла Ека­те­ри­на Изме­стье­ва. Июль 2013.

Е.И.: Как появи­лась идея создать такое при­ло­же­ние?

С.А.: Я узнал, что в нача­ле вес­ны в Москве пла­ни­ру­ет­ся создать вело­про­кат. Уже тогда я поду­мал, что хоро­шо было бы сде­лать при­ло­же­ние для iOS. Потом эта идея забы­лась, но я вспом­нил о ней сно­ва за два дня до запус­ка вело­про­ка­та – в послед­них чис­лах мая.

Я обра­тил­ся в data.mos.ru и в сам Вело­байк с вопро­сом о том, мож­но ли будет полу­чить доступ к их дан­ным, и ника­ко­го отве­та вооб­ще не полу­чил. Поэто­му я напи­сал авто­ма­ти­че­ский сбор­щик дан­ных, кото­рый каж­дые несколь­ко минут ходит к ним на сайт и заби­ра­ет дан­ные. Соб­ствен­но, на осно­ве этих дан­ных я и напи­сал при­ло­же­ние.

Сна­ча­ла я пла­ни­ро­вал рабо­тать над ним один – сам сде­лал в том чис­ле и дизайн, но это вышло не очень при­вле­ка­тель­но. Мой зна­ко­мый (Кирилл Сидо­рен­ко, сту­дия Instapp), кото­рый в ито­ге стал дизай­не­ром при­ло­же­ния, посмот­рел и пред­ло­жил свои услу­ги.

Е.И.: Как мно­го вре­ме­ни у вас заня­ла раз­ра­бот­ка Velobike?

С.А.: Полу­ча­ет­ся, что июнь и часть июля – пол­то­ра меся­ца. Но, на самом деле, боль­шую часть рабо­ты я сде­лал, когда был в отпус­ке, – это были две неде­ли июня. Днем я рабо­таю (Сани­уль – руко­во­ди­тель отде­ла iOS раз­ра­бот­ки «Неосфе­ра»), поэто­му над при­ло­же­ни­ем я рабо­тал толь­ко по ночам, по выход­ным и, соб­ствен­но, в отпус­ке.

Е.И.: Какие были цели созда­ния при­ло­же­ния?

С.А.: Ну, во-пер­вых, была такая эго­и­стич­ная цель – хоте­лось, что­бы в App Store было при­ло­же­ние от мое­го име­ни. Я рабо­таю на ком­па­нию, и все при­ло­же­ния, над кото­ры­ми мы рабо­та­ем, соот­вет­ствен­но, выпус­ка­ют­ся от име­ни ком­па­нии.

А так мне пока­за­лось, что это будет полез­но всем поль­зо­ва­те­лям Вело­бай­ка, у кото­рых есть iPhone. Судя по инфор­ма­ции на их сай­те, они еще не ско­ро соби­ра­лись выпу­стить свое при­ло­же­ние, а мобиль­ный сайт у них, чест­но гово­ря, не очень. Кро­ме того, это очень удоб­но, когда при­ло­же­ние уста­нов­ле­но у тебя на теле­фоне, и тебе не нуж­но нику­да захо­дить – ты про­сто запус­ка­ешь при­ло­же­ние, кото­рое быст­ро пока­зы­ва­ет нуж­ную инфор­ма­цию.

Е.И.: При­ло­же­ние доступ­но толь­ко для iPhone?

Да. Вер­сии для iPad нет, и, в прин­ци­пе, я даже не соби­рал­ся ее делать в бли­жай­шее вре­мя. Есть еще что улуч­шать в суще­ству­ю­щей вер­сии.

Е.И.: А как же поль­зо­ва­те­ли дру­гих смарт­фо­нов?

С.А.: Это немнож­ко не моя спе­ци­аль­ность… Инфор­ма­цию о том, что при­ло­же­ние вышло, запо­стил у себя Депар­та­мент транс­пор­та, не ука­зав при этом, что это сде­ла­ли не они, но это уже дру­гая исто­рия. Так вот, там люди сра­зу ста­ли жало­вать­ся, что при­ло­же­ние толь­ко для iPhone, что это за про­па­ган­да Apple. Я им отве­тил, что если бы были откры­тые дан­ные, то дру­гие раз­ра­бот­чи­ки-энту­зи­а­сты вполне лег­ко смог­ли бы сде­лать вер­сию для Android и вер­сию для Windows Phone.

Е.И.: Т.е. дан­ные, кото­рые исполь­зу­ет при­ло­же­ние, не откры­тые?

С.А.: Не совсем. Откры­ты­ми счи­та­ют­ся дан­ные, кото­рые офи­ци­аль­но предо­став­ля­ют­ся в удоб­ном для раз­ра­бот­чи­ков виде и под какой-то доступ­ной лицен­зи­ей. Те дан­ные, что я заби­раю с сай­та Вело­бай­ка, не пред­на­зна­че­ны для того, что­бы ими кто-то поль­зо­вал­ся, но они нахо­дят­ся в таком месте, что их мож­но отту­да заби­рать.

Е.И.: Это легаль­но?

С.А.: Там нигде не ука­за­но, что это неле­галь­но, но, навер­ное, это под вопро­сом. На самом деле, я сей­час рабо­таю над тем, что­бы свя­зать­ся с кем-нибудь в IT-депар­та­мен­те Бан­ка Моск­вы, кото­рый зани­ма­ет­ся Вело­бай­ком, и узнать у них, как они к это­му отно­сят­ся. Если они еще не нача­ли серьез­ную раз­ра­бот­ку сво­е­го при­ло­же­ния, поче­му бы не сде­лать Velobike офи­ци­аль­ным.

Е.И. Какие у вас даль­ней­шие пла­ны?

С.А.: Есть пла­ны по раз­ви­тию при­ло­же­ния. Напри­мер, соби­ра­ем­ся доба­вить отоб­ра­же­ние бли­жай­шей стан­ции мет­ро. Пеше­хо­ды все-таки ори­ен­ти­ру­ют­ся ско­рее по кар­те мет­ро, чем по кар­те улиц. Т.е. то, что там напи­са­но «ули­ца такая-то, дом такой-то», менее зна­чи­мо для чело­ве­ка, чем если там будет напи­са­но «3 км от стан­ции Кро­пот­кин­ская». Вот это одно.

Еще хочет­ся сде­лать кар­ту более инфор­ма­тив­ной. Уже есть доста­точ­но мно­го отзы­вов о том, что номе­ра вело­си­пед­ных стан­ций не нуж­ны, луч­ше нагляд­но пока­зы­вать коли­че­ство вело­си­пе­дов и сво­бод­ных мест. Это, в прин­ци­пе, было оче­вид­ным, но мы хоте­ли выпу­стить­ся как мож­но ско­рее, пото­му что поло­ви­на вело­се­зо­на уже про­шла все-таки.

Е.И.: Вы ори­ен­ти­ро­ва­лись на подоб­ные про­ек­ты в дру­гих стра­нах, когда раз­ра­ба­ты­ва­ли при­ло­же­ние?

С.А.: Да, я, на самом деле, хоро­шо зна­ком с подоб­ны­ми систе­ма­ми. Я учил­ся до это­го в Лон­доне и писал свою маги­стер­скую, исполь­зуя откры­тые дан­ные город­ско­го про­ка­та там. Такие же дан­ные, про­сто в удоб­ном фор­ма­те. И для это­го вело­про­ка­та было напи­са­но мно­же­ство при­ло­же­ний – часть из них успеш­ные, часть – нет. Похо­жие систе­мы есть и в Пари­же, и в Нью-Йор­ке, и в Пра­ге, и в Вар­ша­ве. В общем, вез­де, где появил­ся город­ской вело­про­кат, в каком-то виде нача­ли появ­лять­ся подоб­ные при­ло­же­ния.

Е.И.: Это офи­ци­аль­ные при­ло­же­ния или они все сде­ла­ны сто­рон­ни­ми раз­ра­бот­чи­ка­ми?

С.А.: В неко­то­рых стра­нах есть офи­ци­аль­ные, в неко­то­рых – нет. Напри­мер, в Лон­доне то ли через 6, то ли через 9 меся­цев после запус­ка вело­про­ка­та появи­лось офи­ци­аль­ное при­ло­же­ние. Но при этом с пер­во­го же дня ста­ли доступ­ны откры­тые дан­ные, кото­рые мож­но было заби­рать. И чуть ли не через неде­лю появи­лось пер­вое при­ло­же­ние.

Когда было объ­яв­ле­но, что в Лон­дон­ском вело­про­ка­те была совер­ше­на мил­ли­он­ная поезд­ка, был отправ­лен запрос (на базе зако­на Freedom of Information Act) в Депар­та­мент транс­пор­та (Transport for London) с прось­бой обна­ро­до­вать дан­ные об этом мил­ли­оне поез­док. Дан­ные обна­ро­до­ва­ли и было сде­ла­но несколь­ко инте­рес­ных визу­а­ли­за­ций, в том чис­ле и иссле­до­ва­те­ля­ми из мое­го уни­вер­си­те­та, напри­мер, такая визу­а­ли­за­ция.

В рос­сий­ском зако­но­да­тель­стве чего-то подоб­но­го нет, но я наде­юсь через пару меся­цев попро­бо­вать выпро­сить у Депар­та­мен­та транс­пор­та эти дан­ные.

Е.А.: Как вы дума­е­те, в бли­жай­шее вре­мя появят­ся дру­гие при­ло­же­ния или появит­ся офи­ци­аль­ная вер­сия Депар­та­мен­та транс­пор­та?

С.А.: Мне кажет­ся, про­изой­дет и то, и то. Вопрос в том, будет ли депар­та­мент или Банк Моск­вы – они глав­ные спон­со­ры и вся IT-систе­ма лежит на их пле­чах – пре­пят­ство­вать. Они могут в любой момент сде­лать мою жизнь и жизнь дру­гих раз­ра­бот­чи­ков слож­нее. Но я наде­юсь на то, что они не будут так делать. С дру­гой сто­ро­ны, они мог­ли бы и содей­ство­вать. Почти одно­вре­мен­но с вело­про­ка­том этой вес­ной запу­стил­ся пор­тал с откры­ты­ми дан­ны­ми – там есть инфор­ма­ция о всех стан­ци­ях мет­ро, там есть инфор­ма­ция о всех офи­ци­аль­но заре­ги­стри­ро­ван­ных лежа­чих поли­цей­ских и мно­го дру­гих дан­ных. Я наде­ял­ся на то, что через пару меся­цев там появят­ся и дан­ные о вело­про­ка­те.

Могу еще рас­ска­зать вам две забав­ные исто­рии. Пер­вая: пытал­ся вче­ра вече­ром най­ти где нахо­дит­ся стан­ция Вело­бай­ка с номе­ром 091. Не нашел. Там, где она нари­со­ва­на на кар­те, ниче­го нет, адре­са тако­го я не нашел. Позво­нил в Вело­байк, гово­рят, что все нор­маль­но, стан­ция долж­на быть. На мои сло­ва, что я стою там, где, если верить кар­те, она долж­на быть, они никак не отре­а­ги­ро­ва­ли.

Вто­рая: тоже вче­ра вече­ром – у стан­ции 084 были непра­виль­ные коор­ди­на­ты, в ито­ге она отоб­ра­жа­лась с коор­ди­на­та­ми 0,0 (пере­се­че­ние эква­то­ра и нуле­во­го мери­ди­а­на) в Афри­ке, в рай­оне Ганы. Сего­дня вро­де испра­ви­ли – стан­ция 84 про­сто не отоб­ра­жа­ет­ся.

Интерфейс приложения Velobike
Интер­фейс при­ло­же­ния Velobike

Интерфейс приложения Velobike
Интер­фейс при­ло­же­ния Velobike